Дело № 2-745/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 декабря 2020 года г. Задонск
Задонский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Парахина С.Е.,
при секретаре Казьминой М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Липецкой области к Перегудову С.А. о понуждении предоставления налоговой декларации,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция ФНС России №3 по Липецкой области обратилась в суд с иском к Перегудову С.А. о понуждении предоставления налоговой декларации. в обоснование заявленных требований истец указывал, что на ответчика возложена обязанность по самостоятельному исчислению и уплате налога, исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, когда такие доходы не подлежат налогообложению. Ответчиком Перегудовым С.А. в 2019 году произошло отчуждение объекта налогообложения – индивидуального жилого дома, №, <адрес>, и земельного объекта (участка), №, <адрес>. В адрес налогоплательщика было направлено уведомление о необходимости представления налоговой декларации № 13463217 от 13 марта 2020 года по форме 3-НДФЛ за 2019 год. Вместе с тем, до настоящего времени налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2019 год ответчиком не представлена. Действиями (бездействием) налогоплательщика выразившимся в уклонении от предоставления декларации, необходимой для исчисления и уплаты налогов нарушаются интересы Российской Федерации, поскольку непредставление документации, необходимой для исчисления и уплаты налогов, создает препятствия налоговому органу в осуществлении налогового контроля, и в конечном итоге обеспечению своевременного и полного поступления в бюджет налогов и сборов.
Истец просил обязать ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу представить в МИ ФНС России №3 по Липецкой области налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за период 2019 год.
В судебное заседание представитель истца - Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Липецкой области не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом. В письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя инспекции.
Ответчик Перегудов С.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался судом своевременно и надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу п.1 ст. 52 и п.1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик, по общему правилу, обязан самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, и самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в установленный законом срок.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ, исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
Абзац 1 ч. 1 ст. 80 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
В соответствии с п. 4 ст.229 Налогового кодекса РФ в налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.
Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со статьей 217 настоящего Кодекса (за исключением доходов, указанных в пунктах 60 и 66 статьи 217 настоящего Кодекса), а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 80 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик подписывает налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации. Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком лично или через представителя.
Согласно п. 1 ст. 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и 228 настоящего Кодекса.
Таким образом, обязанность по начислению сумм налога в данном случае на налоговый орган не возложена и доначислить суммы налога налоговый орган может только в результате камеральной проверки налоговой декларации.
Согласно ст. 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком и других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Проведение камеральной налоговой проверки без декларации Налоговым Кодексом, действующим в редакции на 01.01.2020 года, не предусмотрено. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления.
Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.
Согласно п.10 ст.88 Налогового кодекса РФ правила, предусмотренные данной статьей, распространяются также на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 101 Налогового кодекса РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Таким образом, подача декларации влечет возникновение налоговых обязательств, исчисленных по декларации, либо доначисленных в результате налоговой проверки декларации (по вступлении в силу решения по проверке), которые отражаются налоговым органом в лицевом счете, и при возникновении задолженности по налогу производится его взыскание в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.
Судом установлено, что в 2019 году Перегудовым С.А. произведены действия по отчуждению объекта имущества – индивидуального жилого дома, №, по адресу: <адрес>, и земельного объекта (участка), №, по адресу: <адрес>, принадлежащих ему на праве собственности.
В адрес ответчика налоговым органом - МИ ФНС России №3 по Липецкой области было направлено уведомление № 13463217 от 13 марта 2020 года о необходимости до 30 июля 2020 года представить налоговую декларацию на доходы физических лиц в инспекцию ФНС по месту жительства в связи с получением дохода от реализации в 2019 году вышеуказанного объекта имущества. В уведомлении также указано, что в случае отсутствия у Перегудова С.А. обязанности по представлению налоговой декларации 3-НДФЛ, ему рекомендуется обратиться с подтверждающими документами (пояснениями) в налоговый орган, в том числе посредством использования интернет-сервиса.
В материалах дела имеются сведения, что 15.12.2020г. после подачи искового заявления в суд Перегудов С.А. подал в Межрайонную инспекцию ФНС России №3 по Липецкой области налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2019 год, что свидетельствует об исполнении ответчиком возложенной на него законом обязанности. При таких данных, исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Липецкой области к Перегудову С.А. подлежат удовлетворению, но в связи с добровольным исполнением ответчиком требований истца, суд считает решение в данной части в исполнение не приводить.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с Перегудова С.А. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ №3 ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 3-░░░░ ░░ ░░░░░░ 2019 ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░ 2021 ░.