Судья Шекшуева О.Н. Дело №33-1491
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 июня 2015 г. г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Коротченковой И.И.,
судей Ларионовой С.В., Наместниковой Л.А.,
при секретаре Ноздрачевой Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Кузиной Н.В. к администрации Орловского района Орловской области о предоставлении жилого помещения вне очереди как лицу, оставшемуся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей,
по апелляционной жалобе Кузиной Н.В. на решение Орловского районного суда Орловской области от 14 апреля 2015 г., которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Кузиной Н.В. к администрации Орловского района Орловской области о предоставлении жилого помещения вне очереди как лицу, оставшемуся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, отказать».
Заслушав доклад судьи Наместниковой Л.А., выслушав истца Кузину Н.В. и её представителя – адвоката Тарасову Е.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя 3 лиц Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, Департамента финансов Орловской области по доверенностям Бухвостовой О.А., судебная коллегия
установила:
Кузина Н.В. обратилась в суд с иском к администрации Орловского района Орловской области о предоставлении жилого помещения вне очереди.
В обоснование своих требований указывала на то, что она является ребенком, оставшимся без попечения родителей, поскольку решением Железнодорожного районного суда г. Орла от 17.07.1984 была отобрана у матери ФИО1 и передана на попечение органов опеки и попечительства.
С <дата> по <дата> она находилась в доме ребенка, с <дата> по <дата> - на воспитании в <адрес> детском доме для детей дошкольного возраста на полном государственном обеспечении, с <дата> по <дата> обучалась и находилась на воспитании в «<адрес> специальной (коррекционной) школе-интернате для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».
После окончания школы-интерната она была направлена для дальнейшего обучения в «Профессиональное училище №» <адрес>, где обучалась до <дата>, после чего ее отвезли к брату, который проживал в общежитии по адресу: <адрес>, где она проживала около года без регистрации, право пользования данным жилым помещением у нее также отсутствовало.
Ссылалась на то, что после трудоустройства в ООО «<...>» ей была предоставлена комната в общежитии ООО «<...>» на время работы, где она проживает в настоящее время и имеет регистрацию по месту жительства совместно с мужем и <...> детьми. Собственного жилья не имеет.
Полагает, что не была поставлена на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья до исполнения возраста 23 лет по вине сотрудников образовательных учреждений, в которых она обучалась, так как направлять о ней соответствующие сведения в администрацию города Орла было их обязанностью, однако это не было сделано ими.
16.10.2014 она обратилась в администрацию Орловского района Орловской области с заявлением о постановке на учет в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, однако письмом администрации Орловского района Орловской области от 22.12.2014 № в постановке на учет ей отказано и предложено обратиться с данным заявлением по месту нахождения учреждения, где она обучалась.
Считая данный отказ незаконным, поскольку она зарегистрирована по месту жительства и постоянно проживает в <адрес>, просила суд обязать администрацию Орловского района Орловской области предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение в Орловском районе Орловской области, общей площадью не менее 28-33 кв.м, по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи 1 человек.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Кузина Н.В. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии нового решения об удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что она, как ребенок, оставшейся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Указывает на то, что по вине учреждений, в которых она находилась, не была поставлена на учет на получение жилого помещения.
Приводит довод о том, что только в 2014 году узнала о наличии у нее, как у ребенка, оставшегося без попечения родителей, права на предоставление жилого помещения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, возражениях (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В силу абз.4 ст.1 Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с пп.1,9 ст.8 названного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные данным Федеральным законом, в том числе и ранее действовавшее право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Следовательно, до достижения возраста 23 лет лица указанной категории граждан в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были письменно обратиться в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Материалами дела установлено, что истец Кузина Н.В. родилась <дата>, её матерью является ФИО1, отцом ФИО2, сведения об отце внесены на основании заявления матери, что подтверждается справкой о рождении № (<...>).
Решением Железнодорожного районного суда г. Орла от 17.07.1984 в иске комиссии по делам несовершеннолетних к ФИО1 о лишении родительских прав отказано, при этом Кузина Н.В. была отобрана у матери ФИО1 и передана на попечение органов опеки и попечительства (<...>).
С <дата> по <дата> Кузина Н.В. находилась в КУЗ <адрес> «Специализированный дом ребенка» на полном государственном обеспечении (<...>).
С <дата> по <дата> она находилась на воспитании в «<адрес> детском доме для детей дошкольного возраста» на полном государственном обеспечении, выбыла <дата> для дальнейшего обучения в дом-школу № <адрес> (<...>).
С <дата> по <дата> являлась воспитанницей <адрес> детского дома и находилась на полном государственном обеспечении (<...>).
С <дата> по <дата> обучалась и находилась на воспитании в «<адрес> специальной (коррекционной) школе-интернате для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» (<...>).
С <дата> по <дата> обучалась в Профессиональном училище № <адрес> (<...>).
С <дата> и по настоящее время Кузина Н.В. зарегистрирована и проживает в <адрес>, принадлежащем на праве собственности ООО «<...>», работником которого она является. Жилья, принадлежащего на праве собственности, Кузина Н.В. не имеет (<...>).
На момент рассмотрения дела, а также ранее Кузина Н.В. не состоит и никогда не состояла на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, как лицо, оставшееся без попечения родителей.
Из материалов дела также следует, что в 2014 году (в возрасте <...>) Кузина Н.В. обратилась в администрацию Орловского района Орловской области о принятии на учет в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, имеющего право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда (<...>).
Как следует из сообщения администрации Орловского района Орловской области, адресованного Кузиной Н.В., в постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении муниципальным специализированным помещением, ей было отказано (<...>).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что правовой характер статуса истца сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании вышеуказанного закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
При этом материалы дела не содержат доказательств невозможности обращения истца Кузиной Н.В. в компетентный орган с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, не представлено таких доказательств и суду апелляционной инстанции.
Таким образом, поскольку до достижения 23 лет истец не обращалась в уполномоченный орган с заявлением о признании её нуждающейся в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не была постановлена до указанного возраста на учет нуждающихся в жилом помещении среди указанной категории лиц, и на момент обращения к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не относилась к числу лиц вышеуказанной категории в связи с достижением 23-летнего возраста, то у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей правильное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ.
Каких-либо процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены судебного решения, либо влияющих на правильность постановленного решения судом первой инстанции при рассмотрении спора допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Орловского районного суда Орловской области от 14 апреля 2015 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кузиной Н.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи