Дело № 12-221/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Бор, Нижегородская область 30 ноября 2020 года
Судья Борского городского суда Нижегородской области Калынова Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ш.А.Н. на постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия №06-298/2020-ю от 13.08.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении ООО «Регионпром»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия №06-298/2020-ю от 13.08.2020 года ООО «Регионпром» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Директор ООО «Регионпром» (далее также – Общество) Ш.А.Н. обратился в суд с жалобой на указанное постановление. В обоснование жалобы указано, что нахождение отходов на земельном участке, принадлежащем ООО «Регионпром», с кадастровым номером №, явилось следствием противоправных действий третьих лиц, о чем было заявлено в ОВД г. Бор 16.09.2019 г.
С целью установления лиц, виновных в размещении отходов на земельном участке, ОВД России по городу Бор провел проверку по факту обращения директора ООО «Регионпром» в сентябре 2019 года, с принятием процессуального решения о направлении материалов проверки в Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области. Однако Минэкологии Нижегородской области сообщило, что в их адрес от ОВД г. Бор в 2019 году материалы не поступали.
Таким образом, непосредственно после обнаружения отходов на земельном участке, заявитель, действуя добросовестно и разумно, предпринял меры, направленные на установление лиц, виновных в совершении правонарушения, обратившись с заявлением в компетентный орган.
Кроме того, организовать ликвидацию немедленно последствия размещения отходов на земельном участке не представлялось возможным, поскольку расследование государственными органами осенью 2019 года было существенно затянуто по времени, и вывоз отходов в холодное время остался нереализованным (откачка замерзших отходов невозможна). Весенний вывоз оказался также невозможным по причине простоя предприятий в период карантинных мероприятий. В рамках проведения доследственной проверки заявления, усматривается бездействие государственных органов по установлению лиц, виновных в размещении отходов на земельном участке.
ООО «Регионпром» фактически не ведет никакой хозяйственной деятельности на земельном участке и размещение отходов не является следствием ненадлежащего исполнения директором ООО «Регионпром» своих должностных обязанностей и обязанностей лица, ответственного за соблюдение требований природоохранного законодательства.
В настоящее время директор ООО «Регионпром» Ш.А.Н. прилагает все усилия по организации мероприятий по устранению загрязнения земельного участка отходами IV класса опасности (оформление паспорта отходов, необходимого для утилизации; поиск подрядчика по утилизации отходов завершен; поиск транспортной компании по перевозке отходов ведётся).
В силу 4.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Исходя из вышеизложенного, отсутствует причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями (объективная сторона правонарушения), а также виновность в совершении административного правонарушения (субъективная сторона правонарушения), предусмотренного ч.2 ст.8.7. КоАП РФ, в связи с чем постановление о назначении административного наказания от 13.08.2020 г. подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению.
В судебном заседании законный представитель юридического лица - Ш.А.Н., которому разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ, и представитель Ф.О.Г., которой разъяснены положения ст.25.5 КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ, доводы жалобы поддержали по основаниям, изложенный в жалобе и дополнении к жалобе.
Проверив материалы дела, заслушав Ш.А.Н., представителя Ф.О.Г., обсудив доводы жалобы, дополнения к жалобе, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательства устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ч.2 ст.8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, к которым относятся почва и водные объекты, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в соответствии со статьей 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Деятельность человека, так или иначе связанная с воздействием на окружающую среду или с использованием природных ресурсов, неизбежно оказывает негативное влияние на окружающую природную среду.
Именно поэтому в силу ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» любая хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, осуществляется на основе принципов, в том числе презумпции экологической опасности соответствующей деятельности, необходимости снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и необходимости оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ч. 1 ч. 2 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, отношения по использованию и охране земли осуществляются исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы. Эта же статья определяет принцип охраны земли как приоритетный.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующего отношения по использованию и охране земель в РФ, целями охраны земель является предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв.
Согласно ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнения, истощения, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, в адрес Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республики Мордовия 06.07.2020 г. поступило обращение гражданина по факту размещения промышленных отходов на территории бывшей турбазы в районе оз.Круглое г.о.г.Бор Нижегородской области.
В ходе осмотра сотрудниками Управления установлено, что по всему периметру земельного участка с кадастровым номером № отсутствует ограждение, доступ свободный. На территории данного земельного участка (координаты №) на почве размещена 21 кубовая емкость с отходами нефтепродуктов (нефтешлам). Большинство из этих емкостей находится в негерметичном состоянии. Зафиксированы следы разлива отходов нефтепродуктов из данных емкостей на рельеф местности (почву). Общая площадь загрязнения почвенного покрова составила 25 кв.м.
Лабораторией ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» были отобраны пробы отходов из данных емкостей на предмет определения их класса опасности.
Согласно Протоколу результатов анализа на токсичность отхода от ДД.ММ.ГГГГ №/Т отходы, находящиеся в кубовых емкостях, относятся к IV классу опасности.
Собственником земельного участка с кадастровым номером 52:20:1900014:10 является ЗАО «Регионпром» (ИНН №).
В конце июня 2008 года данная организация была реорганизована и преобразована в ООО «Регионпром» (ИНН №), которое является правопреемником ЗАО «Регионпром» (Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 20.07.2020 № ЮЭ9965-20-130854593).
Факт совершения административного правонарушения и вина подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно:
- копией обращения от 06.07.2020 г.,
- копией определения о возбуждении дела об административном правонарушении от 08.07.2020 г.,
- копией акта обследования территории (акватории) на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства от 08.07.2020 г. с фотоматериалом,
- копией протокола №244-3/Т от 17.07.2020 г. результатов анализа на токсичность отхода,
- протоколом об административном правонарушении №06-298/2020-ю от 23.07.2020 г. и другими.
Не доверять указанным документам у суда нет оснований, поскольку они составлены с учетом требований КоАП РФ и являются допустимыми.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны.
Таким образом, действия ООО «Регионпром» правильно квалифицированы должностным лицом административного органа по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
Деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы ООО «Регионпром» является надлежащим субъектом административного правонарушения. В силу требований ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации ООО «Регионпром» обязано использовать данный земельный участок в соответствии с его целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Вынесенное должностным лицом постановление отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ и ст.24.5 КоАП РФ, по делу не усматривается.
Между тем, судья приходит к выводу о том, что заслуживает внимания довод об уменьшении (снижении размера) административного штрафа по делу об административном правонарушении ниже низшего предела по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Согласно положений ч.ч.1, 2, 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа.
Согласно п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Принимая во внимание вышеназванные положения КоАП РФ, санкцию ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, предусматривающую наложение административного штрафа на юридических лиц от 400 000 до 700 000 рублей, учитывая характер совершенного административного правонарушения, финансовое положение лица привлекаемого к административной ответственности, действия, направленные на устранение выявленного нарушения, судья, пересматривающий дело по жалобе, приходит к выводу о том, что имеются обстоятельства, позволяющие снизить размер наложенного на ООО «Регионпром» административного штрафа до 200 000 рублей, который будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица в части размера назначенного административного наказания, подлежит изменению, в остальной части – оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №06-298/2020-░ ░░ 13.08.2020 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░.8.7 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 200 000 (░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №06-298/2020-░ ░░ 13.08.2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░