Дело № 2-4294/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 августа 2021 г. г. Видное Московской области
Видновский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Побединской М.А.,
при секретаре Кельциной А.В.,
с участием: истца Полюлюк УП,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полюлюк УП к Ленинскому Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области об установлении факта проживания на территории Московской области, возложении обязанности выдать удостоверение многодетной семьи,
УСТАНОВИЛ:
Истец Полюлюк УП обратилась в суд с иском к Ленинскому Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области об установлении факта проживания на территории Московской области, возложении обязанности выдать удостоверение многодетной семьи.
В обоснование исковых требований указано, что Полюлюк УП с 2017 года постоянно проживает в г. Видное Московской области, сначала арендуя жилое помещение, а в дальнейшем проживая в квартире, принадлежащей на праве собственности отцу ее ребенка ТМП, которая зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. Все это время дети посещают образовательные и медицинские учреждения.
В судебном заседании истец Полюлюк УП исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебное заседание ответчик Ленинское Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области своего представителя не направил, о времени и месте слушания дела извещен.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (статья 265 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно, зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав заявителя, заявителем также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов, удостоверяющих этот факт, или невозможность их восстановления.
При обращении в суд Полюлюк УП в качестве правовых последствий установления факта ее постоянного проживания (места жительства) вместе с семьей по адресу: <адрес> указывала на возможность присвоения ее семье статуса многодетной семьи с целью получения удостоверения многодетной семьи, дающего право на меры социальной поддержки, предусмотренные законом Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области".
Статьей 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" правительствам субъектов Российской Федерации предписано определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Московской области, регулируются законом Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (далее также - закон Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ).
Статьей 2 закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, определено, что многодетной семьей являются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). К многодетным семьям по мерам социальной поддержки приравниваются семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
Согласно статье 2 закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ в редакции закона Московской области от 3 октября 2017 г. N 160/2-17-ОЗ, действующей в настоящее время, многодетной семьей являются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
В соответствии с частью 4 статьи 21 закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные этим законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).
Постановлением Правительства Московской области от 11 марта 2016 г. N 178/7, действовавшим на момент возникновения спорных отношений, был утвержден порядок выдачи удостоверения многодетной семьи (далее - Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи от 11 марта 2016 г. N 178/7).
Пунктом 2 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от 11 марта 2016 г. N 178/7 было предусмотрено, что удостоверение выдается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области (далее - подразделение) или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (далее - заявитель).
Для получения удостоверения заявитель представляет в подразделение или в МФЦ по месту жительства заявление о выдаче удостоверения с приложением в том числе документа, подтверждающего место жительства заявителя (супруга, супруги) и детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность (абзац четвертый пункта 3 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от 11 марта 2016 г. N 178/7).
Постановлением Правительства Московской области от 12 декабря 2017 г. N 1029/45 признано утратившим силу постановление Правительства Московской области от 11 марта 2016 г. N 178/7 и утвержден новый порядок выдачи удостоверения многодетной семьи, согласно которому: удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет; удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в Московской области (пункты 2, 3 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от 12 декабря 2017 г. N 1029/45).
Для получения удостоверения заявитель представляет в подразделение или в МФЦ заявление о выдаче удостоверения, а также: документы, подтверждающие место жительства заявителя, супруга (супруги) заявителя (в случае зарегистрированного брака), детей, достигших 14-летнего возраста, в Московской области, в случае, если эти сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность; свидетельство о регистрации по месту жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, или иной документ, подтверждающий место жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, в Московской области (выписка из домовой книги, копия финансово лицевого счета нанимателя жилого помещения, единый жилищный документ) (абзацы шестой и седьмой пункта 6 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от 12 декабря 2017 г. N 1029/45).
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I) определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенного нормативного правового регулирования отношений, связанных с порядком присвоения лицам статуса многодетной семьи и выдачи удостоверений многодетной семьи, а также из смысла названных норм Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и положений Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории Московской области, который устанавливается по данным органов регистрационного учета. Вместе с тем заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие совместное место жительства многодетной семьи в Московской области. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом, Полюлюк УП с 2017 года постоянно проживает в <адрес>: сначала арендовала жилое помещение, а в дальнейшем стала проживать в квартире, принадлежащей на праве собственности отцу ее ребенка – ТМП – ТПА, которая зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> Все это время дети посещают образовательные и медицинские учреждения.
В материалах дела имеются справка, выданная муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением Ленинского городского округа Московской области "Видновская средняя общеобразовательная школа N 11 об обучении несовершеннолетней дочери истца ПЕВ в названном учебном заведении, справка, выданная муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением Ленинского городского округа Московской области "Видновская средняя общеобразовательная школа N 11 об обучении несовершеннолетнего сына истца ПАВ в названном учебном заведении, родовой сертификат, подтверждающий факт рождения у истца ДД.ММ.ГГГГ ребенка женского пола в ГБУЗ МО «Видновский перинатальный центр», медицинская карта на имя сына истца ПАВ, подтверждающая факт состояния на амбулаторном учете в городской детской поликлинике, медицинская карта на имя дочери истца ПЕВ, подтверждающая факт состояния на амбулаторном учете в городской детской поликлинике.
Из содержания закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" следует, что он направлен на создание условий для повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей, что предполагает осуществление органами исполнительной власти Московской области комплекса мер, включающих в том числе материальную поддержку многодетных семей.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Ввиду того, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано в силу приведенного выше правового регулирования только с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории Московской области, который не зависит от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства в Московской области, а семья Полюлюк УП, как установлено судом и следует из материалов дела, постоянно проживает на территории Московской области в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем отцу ее дочери ТПА на праве собственности, суд приходит к выводу о наличии оснований для установления факта совместного постоянного проживания истца с ее несовершеннолетними детьми по названному адресу на территории Московской области со ссылкой на необходимость регистрации по месту жительства в названном субъекте Российской Федерации и оснований для возложения на ответчика обязанности присвоить семье истца статус многодетной с выдачей удостоверения многодетной семьи.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Полюлюк УП, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ТМП, ПЕВ, ПАВ, удовлетворить.
Установить факт проживания на территории Московской области Полюлюк УП и ее несовершеннолетних детей ТМП ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ПЕВ ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ПАВ ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Обязать Ленинское Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области повторно рассмотреть вопрос о выдаче Полюлюк УП удостоверения многодетной семьи.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в течение одного месяца в Московский областной суд через Видновский городской суд Московской области.
Мотивированное решение составлено 19 августа 2021 года.
Председательствующий М.А. Побединская