Дело № 2-918-2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«_27_» сентября 2016 года пгт. Забайкальск
Забайкальский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Горбатковой Е.В.,
при секретаре Кобаска К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соболевой М.В. к ОАО «Читаэнергосбыт» о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за электроэнергию на общедомовые нужды, взыскании денежных средств,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование которого указал на следующие обстоятельства.
Истец на основании договора социального найма проживает в жилом помещении, расположенном по <адрес>. ОАО «Читаэнергосбыт» является ресурсоснабжающей организацией и производит начисления платы за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды. В период с 01.08.2013 по 31.05.2015 управляющей компанией обслуживающей жилой дом являлась ИП Турчанинова Т.А. По мнению истца, действия ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению и взиманию платежей за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды напрямую с собственников жилых помещений противоречат закону. Жилищным законодательством РФ предусмотрено, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества, вносят этой управляющей компании. Решение о внесении платы за коммунальную услугу энергоснабжения напрямую ресурсоснабжающей организации собственники на общем собрании не принимали. С учетом изложенных обстоятельств истец просит признать незаконными действия ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению и взиманию с него платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды с 01 июля 2013 года по настоящее время; обязать ОАО «Читаэнергосбыт» прекратить действия по начислению и взиманию с него платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды с момента вступления решения в законную силу; взыскать с ответчика денежные средства в размере <данные изъяты> руб.
В отзыве на исковое заявление представитель ответчика выразил несогласие с заявленными требованиями, просил в удовлетворении иска отказать. В обоснование своей позиции представитель ответчика сослался на то, что в период с июля 2013 года по август 2015 года способ управления многоквартирным жилым домом был определен как непосредственное управление. Указанное обстоятельство подтверждается протоколом конкурса по отбору управляющей организации. При рассмотрении Арбитражным судом Забайкальского края дела № А 78-7177/2014 установлено, что ИП Турчанинова Т.А. была выбрана по итогам конкурса именно для обслуживания домов (оказания услуг по содержанию и ремонту), в договорах, заключенных между ИП Турчаниновой и жильцами многоквартирных домов п. ст. Билитуй, не содержится сведений об обеспечении собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений в домах № 7, 8, 54 п.ст. Билитуй коммунальными услугами. Исходя из выводов арбитражного суда, изложенных в решении от 26.03.2015, ОАО «Читаэнергосбыт» доначислило собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений вышеуказанных домов плату за коммунальную услугу за электрическую энергию, потребленную на ОДН. В настоящее время между АО «Читаэнергосбыт» и УК ООО «Ритм» заключен договор энергоснабжения, поэтому с февраля 2016 года начисление и соответственно взимание платы за электроэнергию, потребленную на ОДН, производит управляющая организация. До этого момента в силу действующего законодательства непосредственным исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению являлось АО «Читаэнергосбыт». При отсутствии договора энергоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией договорные отношения в силу ст. 39 Закона об электроэнергетике, ст.ст. 539,540 ГК РФ возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах. Ресурсоснабжающая организация до начала предоставления коммунальной услуги электроснабжения управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в п.п. 14 и 15 Правил предоставления коммунальных услуг, вправе в платежном документе указывать размер платы за электрическую энергию: плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В судебном заседании истец Соболева М.В., указывая на то, что с февраля 2016 года оплата за электроэнергию на ОДН производится в управляющую компанию, от требования о возложении на ответчика обязанности прекратить действия по начислению и взиманию с нее платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды с момента вступления решения в законную силу, отказалась, в связи с чем производство по делу в данной части прекращено, о чем вынесено определение. В остальной части исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
ИП Турчанинова Т.А., представитель УК ООО «Ритм», представитель Администрации сельского поселения «Билитуйское», извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились. ИП Турчанинова Т.А., представитель УК ООО «Ритм», просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения истца, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, истец Соболева М.В. является нанимателем жилого помещения, расположенного по <адрес> (л.д. 23-25).
Статья 153 Жилищного кодекса РФ предусматривает обязанность собственников и нанимателей помещений по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 (далее - Правила), электроснабжение жилого помещения является коммунальной услугой.
Согласно п. 13 Правил, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 указанных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ).
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По общему правилу, предусмотренному ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором управление осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Положения ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 30.06.2015) предусматривали, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Исходя из изложенного следует, что до 30 июня 2015 года законодатель устанавливал возможность оплаты коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации на основании решения общего собрания собственников, за исключением коммунальных услуг, потребленных на общедомовые нужды.
В силу ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ (в ред. с 31.01.2016) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, ресурсоснабжающая организация не может быть признана исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем она не вправе производить взимание платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем, из содержания приведенной выше нормы, следует, что собственники и наниматели жилых помещений имеют право вносить плату за электроэнергию, потребленную как для личных, так и для общедомовых нужд на основании соответствующего решения непосредственно ресурсоснабжающей организации даже при избрании способа управления управляющей компанией.
Согласно материалам дела, функции по управлению многоквартирным жилым домом, в котором проживает истец, с 01 августа 2015 по настоящее время осуществляет УК ООО «Ритм». Данный факт подтверждается договором управления многоквартирного дома и протоколом проведения внеочередного общего собрания собственников помещений от 22.03.2016, согласно которым управляющая организация приступила к выполнению условий договора по управлению домом с 01.08.2015 (л.д. 28-30,____).
Из договора управления многоквартирным домом, заключенного между УК ООО «Ритм» и Соболевой М.В. следует, управляющая компания приняла на себя обязательства по выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, оказанию коммунальных услуг.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ч.1).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3 ст. 161ЖК РФ).
В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управляющая компания в силу статей 161, 162 Жилищного кодекса РФ должна предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не может осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу энергоснабжения.
В соответствии с п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, и положениями Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2012 года № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
Принимая во внимание изложенное выше следует, что с 01.08.2015 по настоящее время управляющая компания, избранная решением собственников является исполнителем коммунальных услуг и именно она наделены полномочиями по взиманию платы за оказанные услуги электроснабжения в местах общего пользования. Доказательств того, что после 30.06.2015 собственниками многоквартирного дома принималось решение об оплате услуги энергоснабжения, потребленной на общедомовые нужды напрямую ресурсоснабжающей организации, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного выше, довод представителя ответчика о том, что в отсутствие договора энергоснабжения между ОАО «Читаэнергосбыт» и управляющей компанией ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг и вправе предъявлять к оплате коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, суд находит несостоятельным.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в период с 01.08.2015 по 31.01.2016 ответчик без законных оснований производил начисление и взимание платы за электроэнергию на ОДН.
Вместе с тем оснований для признания действий ответчика по начислению и взиманию платы за ОДН за период с 01.07.2013 по 31.07.2015 незаконными, не имеется.
В соответствии с пунктом 17 Правил, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
Согласно п. п. 6, 7, 30 Правил, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Указанный договор, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным с даты начала предоставления коммунальных услуг исполнителем и на условиях, предусмотренных данными Правилами.
На основании ч. 8 ст. 155 Жилищного Кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Как следует из материалов дела, в июне 2013 года собственниками жилых помещение многоквартирного дома по <адрес> было принято решение о непосредственном управлении жилым домом (л.д.___). Указание истца на то, что в период с августа 2013 года по 31 мая 2015 года многоквартирный дом находился в управлении управляющей компании, суд находит необоснованным, поскольку достоверных доказательств в подтверждение данного факт представлено не было. Ссылка на договор заключенный 01.08.2013 между истцом и ИП Турчаниновой Т.А. (л.д.26-27), как доказательство того, что ИП Турчанинова Т.А. осуществляла управление многоквартирным домом, суд во внимание не принимает.
Исходя их положений ст. 161 и ст. 162 ЖК РФ, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме.
Из договора от 01.08.2013, имеющего название договор управления многоквартирного дома, следует, что многоквартирный дом по <адрес> был передан в непосредственное управление ИП Турчаниновой Т.А. для содержания и ремонта общего имущества, в том числе: технического обслуживания, проведения плановых и внеплановых технических осмотров, подготовки к сезонной эксплуатации, санитарного содержания дома и придомовой территории, вывоза мусора и т.п.
При этом данным договором не предусмотрено обязательств по обеспечению собственников коммунальными услугами и заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями.
При толковании условий договора суд исходит из его содержания, а не названия.
Таким образом, договор с ИП Турчаниновой Т.А. заключен на предоставление услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, т.е. на обслуживание, но не управление данным домом. ИП Турчанинова в силу заключенного между сторонами договора не является исполнителем коммунальных услуг.
Таким образом, в период с 01.08.2013 по 31.05.2015 осуществлялось управление жилым домом непосредственно собственниками, следовательно, исполнителем коммунальных услуг (электроснабжения) являлась ресурсоснабжающая организация – ОАО «Читаэнергосбыт», а значит, данная организация правомерно производила начисления платы за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, непосредственно потребителю. Действия ответчика по начислению и взиманию платы за электроэнергию на ОДН за июль 2013 года и в период с 01.06.2015 по 31.07.2015 также являются правомерными, поскольку в указанный период способ управления собственниками жилых помещений многоквартирного дома выбран не был.
С учетом изложенного, суд считает необходимым требования истца в части незаконности действий ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению и взиманию с истца платы за электроэнергию на общедомовые нужды в период с 01.07.2013 по 31.07.2015 оставить без удовлетворения.
Частью 1 ст. 3 ГПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Стороной истца не были представлены доказательства того, что по настоящее время ответчиком совершаются действия по начислению платы за электроэнергию, потребленную на ОДН. В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что после заключения между ОАО «Читаэнергосбыт» и ООО УК «Ритм» договора энергоснабжения, взимание платы за электроэнергию на ОДН с февраля 2016 года производит управляющая компания, что истцом не оспаривалось.
Исходя из изложенного суд, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконными действий ответчика по начислению и взиманию платы за электроэнергию на ОДН по настоящее время.
Кроме того, суд не находит оснований для удовлетворения требований о взыскании с ответчика денежных средств в размере <данные изъяты> руб., уплаченных за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.
Согласно материалам дела, истцом произведена оплата электроэнергии на ОДН в феврале 2015 года в размере <данные изъяты> руб., в июне 2015 года в размере <данные изъяты> руб., в июле 2015 года в размере <данные изъяты> руб., т.е. в период, когда собственниками осуществлялось непосредственное управление и исполнителем коммунальных услуг (электроснабжения) являлась ресурсоснабжающая организация, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для взыскании в пользу истца денежных средств в размере <данные изъяты> руб. Кроме того, истцом произведена оплата за электроэнергию на ОДН 11.08.2016 в размере <данные изъяты> руб., 16.10.2015 в размере <данные изъяты> руб., 18.11.2015 в размере <данные изъяты> руб., 11.01.2016 в размере <данные изъяты> руб., 17.02.2016 в размере <данные изъяты> руб. в период, когда функцию по управлению многоквартирным домом осуществляла управляющая компания. Вместе с тем оснований для взыскания денежных средств в размере <данные изъяты> руб. в пользу истца суд не усматривает.
В порядке ст. 56 ГПК РФ истцом не было представлено доказательств того, что по состоянию на 01.08.2015 (момент с которого управление домом осуществляется управляющей компанией) у него отсутствовала задолженность перед ОАО «Читаэнергосбыт» за предыдущие периоды. Кроме того, квитанции об оплате электроэнергии на ОДН не содержат указания, за какой период истцом вносились денежные средства.
Исходя из изложенного следует, что платежи, произведенные истцом в период с августа 2015 года по февраль 2016 года были направлены на погашение задолженности, образовавшейся в тот период, когда собственниками осуществлялось непосредственное управление.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ госпошлина, от уплаты которой истец освобожден при подаче иска, взыскивается с ответчика в доход государства пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В силу ст.333.19 НК РФ с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковое заявление Соболевой М.В. удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению и взиманию с Соболевой М.В. платы за электроэнергию на общедомовые нужды с 1 августа 2015 года по 31 января 2016 года.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ОАО «Читаэнергосбыт» в местный бюджет государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Забайкальский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено «_30_» сентября 2016 года.
Судья Забайкальского
районного суда Горбаткова Е.В.