Дело № 2-5215/18 Мотивированное решение изготовлено 17.01.2019 года.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2019 года город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Сазановой Н.Н.,
при секретаре Думкиной Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Мурманской области к ООО «ЖЭК» *** о понуждении к устранению нарушений жилищного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Государственная жилищная инспекция Мурманской области обратилась в суд с иском к ООО «ЖЭК*** о понуждении к устранению нарушений жилищного законодательства, указав в обоснование иска, что на основании обращения гражданина, проживающего по адрес***, по вопросам нарушения ООО «ЖЭК» лицензионных требований по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома (далее – МКД) №*** по адрес***, проведены внеплановые проверки в отношении ООО «ЖЭК». В соответствии с информацией, указанной в реестре лицензий Мурманской области на осуществление предпринимательской деятельности, деятельность по управлению многоквартирным домом №*** по адрес*** осуществляет лицензиат ООО «ЖЭК», *** (лицензия от *** №***) на сновании договора управления от ***. В ходе проверок установлены факты предоставления коммунальной услуги по содержанию и обслуживанию жилого фонда ненадлежащего качества. В целях пресечения нарушений Государственной жилищной инспекцией Мурманской области выдавались предписания.
При обследовании подъезда №*** МКД №*** по адрес*** установлено:
- в подъезде №*** МКД на стенах и потолках имеются повреждения окрасочного и штукатурного слоев, следы залитий, наличие несмывающихся надписей;
- секция почтовых ящиков квартир №*** частично повреждена следами копоти. Санитарное состояние подъезда неудовлетворительное: установлено загрязнение стен, подоконников, окон, полов, наличие бытового мусора на лестничных клетках.
- в ходе визуального осмотра балконов пятого этажа выявлено, что плита балкона, расположенного со стороны дворового фасада квартиры №***, частично повреждена, разрушено бетонное основание балконной плиты до арматуры.
Выявленные нарушения до настоящего момента в полном объеме не устранены, на основании чего, Государственная жилищная инспекция Мурманской области просит обязать ООО «ЖЭК», ***, не позднее месяца cо дня вступления решения суда в законную силу, устранить выявленные нарушения в неисполненной части, а именно, в доме №*** по адрес***, устранить повреждение плиты балкона квартиры №*** (пятый этаж) дома №*** по адрес***, расположенной со стороны дворового фасада.
Представитель истца Государственной жилищной инспекции Мурманской области Комягин А.В. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, поскольку нарушения не устранены.
Представитель ответчика ООО «ЖЭК» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на иск, согласно которым полагает, что устранить повреждение плиты балкона возможно лишь при проведении капитального ремонта дома, в то время как управляющая компания может провести лишь текущий ремонт общего имущества, просит отказать в удовлетворении иска.
Третье лицо Соколов Е.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы гражданского дела, заслушав пояснения представителя ответчика, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федераци (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила № 416).
В силу п. 2 Правил № 416 под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В разделе 2 Правил № 416 установлены стандарты управления многоквартирным домом, согласно которым управление многоквартирным домом обеспечивается, кроме прочего, выполнением стандарта (п.п. «д» п. 4 Правил № 416): путем осуществления контроля за оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме исполнителями этих услуг и работ, в том числе документального оформления приемки таких услуг и работ, а также фактов выполнения услуг и работ ненадлежащего качества.
В части 1 ст. 193 ЖК РФ перечислены лицензионные требования, к которым относятся и иные требования, установленные Правительством Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ).
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, лицензионными требованиями являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В соответствии с ч.2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).
В соответствии с п. 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются, в том числе а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, черд технические этажи (включая построенные за счет средств собственник помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имею инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, ин обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши и.т.д. оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень услуг и работ).
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживаю жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Таким образом, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре, в силу норм содержания дома, как объекта, и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирным домом в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском (постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 29.09.2010 № 6464/10).
Указанные Правила в частности устанавливают следующее:
В соответствии с п. 3.2.2 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках.
Согласно 3.2.8 Правил окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
Как следует из п. 3.2.9 Правил периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
Согласно п. 4.2.4.2 Правил при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой. Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3% от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3 - 5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели. В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
В судебном заседании установлено, что на основании обращения гражданина, проживающего по адрес***, по вопросам нарушения ООО «ЖЭК» лицензионных требований по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного №*** по адрес***, проведены внеплановые проверки в отношении ООО «ЖЭК».
В соответствии с информацией, указанной в реестре лицензий Мурманской области на осуществление предпринимательской деятельности, деятельность по правлению многоквартирным домом №*** по адрес*** осуществляет лицензиат ООО «ЖЭК», *** (лицензия от *** №***) на сновании договора управления от ***.
В ходе проверок установлены факты предоставления коммунальной услуги по содержанию и обслуживанию жилого фонда ненадлежащего качества.
При обследовании подъезда №*** МКД №*** по адрес*** установлено:
- в подъезде №*** МКД на стенах и потолках имеются повреждения окрасочного и штукатурного слоев, следы залитий, наличие несмывающихся надписей;
- секция почтовых ящиков квартир №*** частично повреждена следами копоти. Санитарное состояние подъезда неудовлетворительное: установлено загрязнение стен, подоконников, окон, полов, наличие бытового мусора на лестничных клетках.
- в ходе визуального осмотра балконов пятого этажа выявлено, что плита балкона, расположенного со стороны дворового фасада квартиры №***, частично повреждена, разрушено бетонное основание балконной плиты до арматуры.
Данные факты зафиксированы актами проверок №*** от ***, №*** от ***, №*** от *** и №*** от ***.
В целях пресечения нарушений Государственной жилищной инспекцией Мурманской области выдавались предписания №*** от ***, №*** от ***, №*** от ***.
Требования предписания от №*** от *** не выполнены в полном объеме, в частности не устранено повреждение плиты балкона квартиры №*** дома №*** по адрес***.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела письменными доказательствами, которые сторонами не оспорены, соответствуют принципам относимости и допустимости, потому принимаются судом в качестве доказательств по делу.
Оценив исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истец доказал обоснованность предъявления к ответчику требований. Так, суд приходит к выводу, что факт ненадлежащего оказания услуг по управлению многоквартирным домом подтвержден надлежащими доказательствами, установлен уполномоченным на то органом, путем проведения соответствующих исследований и фиксации нарушений.
Требования предписания Государственной жилищной инспекции ответчиком не выполнены, что является нарушением лицензионных требований, предусмотренных ч. 2 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, а именно: п.п. 9,23 Минимального перечня услуг и работ,3.2.2, 3.2.8, 3.2.9, 4.2.4.2 Правил № 170, условий договора управления МКД от ***.
Оценивая причины неисполнения предписания, суд приходит к выводу, что объективных причин, свидетельствующих об отсутствии у ответчика возможности исполнить предписания и устранить нарушения, не имелось. Со стороны ответчика не представлено доказательств принятия исчерпывающих мер к исполнению требований лицензирующего органа. В предписании указаны конкретные меры, необходимые для устранения нарушений, в то время как ответчиком доказательств их выполнения в полном объеме не представлено, обоснованность данных мер не опровергнута.
Довод ответчика, изложенный в письменных возражениях на иск, о том, что для устранения повреждения плиты балкона необходим капитальный ремонт, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения гражданского дела. В данном случае ответчик должен был руководствоваться пунктом 4.2.4.2 Правил № 170, указанные в предписании объемы работ не относятся к капитальному ремонту.
Поскольку в добровольном порядке ответчик не производит необходимые работы, требования истца о необходимости организовать и обеспечить работы являются обоснованными, в связи с чем, заявленные требования суд удовлетворяет в полном объеме.
При установлении обязанности устранить нарушения законодательства суд обязан указать срок, в течение которого обязанной организации необходимо устранить выявленные нарушения.
Оценивая доводы истца относительно сроков выполнения обязанностей ответчиком, суд находит их разумными и обоснованными.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с чем, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 300 рублей за удовлетворенное неимущественное требование.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Государственной жилищной инспекции Мурманской области к ООО «ЖЭК» *** о понуждении к устранению нарушений жилищного законодательства удовлетворить.
Обязать ООО «ЖЭК» *** в течение месяца cо дня вступления решения суда в законную силу, исполнить предписание Государственной жилищной инспекции Мурманской области №*** от ***, устранить выявленные нарушения, а именно, в доме №*** по адрес***:
- устранить повреждение плиты балкона, расположенного со стороны дворового фасада квартиры №*** (пятый этаж).
Взыскать с ООО «ЖЭК» государственную пошлину в доход местного бюджета муниципального образования город Мурманск в размере 300 рублей 00 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд адрес*** в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные ГПК РФ, способы обжалования судебного решения до дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Н. Сазанова