Дело 2-446/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2017 года г. Владивосток
Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края
в составе:
Председательствующего судьи Крамаренко Ю.П.,
при секретаре Гулай А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЛГГ к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о возмещении морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с данным иском, указав в обоснование, что 24.11.2014 года в отношении него первым отделом по расследованию особо важных дел (о преступлениях против личности и общественной безопасности) Следственного управления Следственного комитета РФ по Приморскому краю было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.282 УК РФ. 11.12.2014 по его месту жительства был произведён обыск, изъяты его личные вещи, которые впоследствии вещественными доказательствами не признаны. 11.12.2014 года в отношении ЛГГ. была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, которая 21.12.2014 года была отменена. 10.04.2015 года уголовное преследование в его отношении прекращено по п.2 ч.1 ст.27 УПК РФ, в связи с отсутствием в действиях ЛГГ. состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.282 УК РФ. Названным постановлением признано право истца на реабилитацию в соответствии со ст.134УПКРФ. Просит взыскать с Министерства Финансов РФ за счет казны РФ компенсацию морального вреда в размере 150 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца ДДА. настаивал на удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю по доверенности КМА. с требованием истца не согласился по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель Следственного управления Следственного комитета РФ по Приморскому краю КИВ. с требованиями истца не согласился, по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица прокуратуры Приморского края ШНС. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судом установлено, что 24.11.2014 года первым отделом по расследованию особо важных дел (о преступлениях против личности и общественной безопасности) Следственного управления Следственного комитета РФ по Приморскому краю было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.282 УК РФ по факту распространения материалов экстемистского характера на интернет ресурсе.
11.12.2014 года ЛГГ приобрел статус подозреваемого, в его отношении была избрана мера пресечения – подписка о невыезде и надлежащем поведении, допрошен в качестве подозреваемого.
09.12.2014 года на основании ходатайства следователя судом ленинского района г. Владивостока разрешено проведение обыска по месту жительства ЛГГ. Обыск проведен 11.12.2014 года.
Обвинение ЛГГ. предъявлено не было, 21 декабря 2014 года мера пресечения в его отношении отменена, статус подозреваемого он утратил.
Постановлением следователя 10 апреля 2015 года уголовное преследование в отношении ЛГГ. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.
Названным постановлением признано право истца на реабилитацию в соответствии со ст.134УПКРФ
В силу ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц.
Главой 18 УПК РФ предусмотрено право на реабилитацию, которое включает в себя, в том числе право на устранение последствий морального вреда.
Согласно ч. 1 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Исходя из п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В силу абз. 3 ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Учитывая приведенные положения гражданского законодательства, суд исходит из того, что ЛГГ в связи с признанием его невиновным в совершении преступления, предусмотренного п.2 ч.1 ст.27 УПК РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.282 УК РФ и признанием за ним права на реабилитацию, имеет право на возмещение морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования.
Согласно п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как разъяснено в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 № 17 «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве» при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному, суд должен учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает, что сумма в размере 150 000 рублей будет являться достаточной, разумной и справедливой.
Доводы представителя ответчика, о том, что Министерство финансов Российской Федерации не является надлежащим ответчиком по делу, суд признает несостоятельными, поскольку в соответствии со ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме независимо от формы вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
При этом на основании ст. 1071 ГК РФ от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Таким образом, компенсация морального вреда в пользу подлежит взысканию с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 150 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░