УИД 22RS0042-01-2022-000287-50
Дело № 2а-240/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2022 г. с.Родино
Родинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Бауэр И.В.,
при секретаре Погосовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Родинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Покровского сельсовета Родинского района Алтайского края, Администрации Родинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Родинского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации Покровского сельсовета Родинского района Алтайского края, а впоследствии с уточненным административным иском к Администрации Покровского сельсовета Родинского района Алтайского края, Администрации Родинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения, в которых указал, что прокуратурой Родинского района 13.05.2022 проведена проверка соблюдения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в результате которой установлено следующее.
На основании п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Кроме того, в соответствии со ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Согласно информации ТО НДиПР №11 УНДиПР ГУ МЧС России по АК возможна угроза перехода степных (ландшафтных) пожаров на территорию п.Вячеславка Родинского района.
При этом установлено, что в нарушение п.72 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479, в п.Вячеславка Родинского района не обеспечено наличие источников наружного противопожарного водоснабжения для забора воды в любое время года.
Согласно ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышение пожарной опасности.
На основании ст.62 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары.
Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.
Таким образом? Администрацией Покровского сельсовета Родинского района Алтайского края ненадлежащим образом исполняются вышеуказанные полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта поселения.
В целях устранения нарушений прокуратурой района 13.05.2022 было внесено представление главе Администрации Покровского сельсовета Родинского района Алтайского края, которое рассмотрено, но в указанной части не удовлетворено.
Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ определено, что решение вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Круг вопросов местного значения определен в статьях 15, 16 данного Федерального закона.
Согласно п.2 ст.18 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ об организации местного самоуправления финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Бюджет муниципального образования Покровский сельсовет Родинского района является дотационным, основной вид дохода – денежные средства в виде дотации из районного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета.
При этом органами местного самоуправления Родинского района Алтайского края при формировании бюджета муниципального образования на 2022 год средства на вышеуказанные цели для муниципального образования Покровский сельсовет Родинского района не предусматривались, вследствие чего устранение нарушений возможно только в случае выделения дополнительного финансирования из районного бюджета.
Неисполнение органами местного самоуправления Покровского сельсовета Родинского района, органами местного самоуправления Администрации Родинского района Алтайского края названных требований законодательства нарушает права граждан на охрану окружающей среды, на безопасность, может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций.
В связи с изложенным, со ссылкой на ст.39 КАС РФ, прокурор Родинского района просил:
признать незаконным бездействие Администрации Покровского сельсовета Родинского района Алтайского края, выразившееся в необеспечении первичных мер пожарной безопасности – источников наружного противопожарного водоснабжения в п.Вячеславка Родинского района Алтайского края;
обязать Администрацию Покровского сельсовета Родинского района Алтайского края обеспечить наличие источников наружного противопожарного водоснабжения в п.Вячеславка Родинского района Алтайского края;
возложить на Администрацию Родинского района Алтайского края обязанность по осуществлению финансирования Администрации Покровского сельсовета Родинского района в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности - источников наружного противопожарного водоснабжения в п. Вячеславка Родинского района Алтайского края.
В судебном заседании заместитель прокурора Родинского района Мошляк О.А. на удовлетворении уточненных административных исковых требований к Администрации Покровского сельсовета, Администрации Родинского района настаивала по доводам, изложенным в административном иске и уточненном административном иске.
Представитель административного ответчика Администрации Покровского сельсовета Родинского района Алтайского края Муравьев В.М. уточненный административный иск признал частично, суду пояснил, что действительно в зимний период в п. Вячеславка отсутствуют источники наружного водоснабжения, но на время противопожарного периода с 12 апреля и до наступления зимнего периода в границах п.Вячелавка имеется 4 искусственных водоемы, к которым имеются подъездные пути. Для установки пожарного гидранта нужна промышленная скважина либо башня, стоимость которых около 1,5 млн. рублей, однако смыла в их установке не имеется? поскольку в п. Вячеславка отсутствует централизованный водопровод.
Представитель административного ответчика Администрации Родинского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о дате? времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
При указанных обстоятельствах, в соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно статьям ст.42, 58 Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Природной средой является совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.
К компонентам природной среды относятся земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В силу ст.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Согласно ст.62 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары.
Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – Правила противопожарного режима в РФ), которые вступили в силу с 01.01.2021 и действует до 31.12.2026 включительно.
Согласно п.75 вышеуказанных Правил противопожарного режима в РФ, органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Сводом правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденным приказом МЧС России от 30.03.2020 №225, в п.3.6 определено, что источниками наружного противопожарного водоснабжения являются наружные водопроводные сети, водные объекты, используемые для целей пожаротушения и противопожарные резервуары.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Родинского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны населенных пунктов от пожаров.
Согласно акту проверки от 20.06.2022 прокуратурой района установлено, что в п.Вячеславка Родинского района не обеспечено наличие источников наружного противопожарного водоснабжения. Ранее прокуратурой района главе Администрации Покровского сельсовета Родинского района внесено представление от 13.05.2022, которое рассмотрено, но в указанной части не удовлетворено.
Кроме того, согласно информации ТО НДиПР №11 УНДиПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю от 15.04.2022, на территории Родинского района проведены плановые рейдовые осмотры территорий населенных пунктов, подверженных угрозе природных пожаров, по результатам которых установлено, что в п.Вячеславка не созданы для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения.
Неисполнение органами местного самоуправления названных требований законодательства нарушает права граждан на охрану окружающей среды, на безопасность, и может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций.
Факт отсутствия источников наружного противопожарного водоснабжения подтверждается также объяснениями представителя административного ответчика Администрации Покровского сельсовета, пояснившего, что имеющиеся в п.Вячеславка 4 искусственных водоема могут использоваться в зимний период лишь при определенных условиях.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что факт бездействия Администрации Покровского сельсовета Родинского района Алтайского края, выразившегося в необеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах п.Вячеславка Родинского района Алтайского края, а именно источников наружного противопожарного водоснабжения является установленным, в связи с чем имеются основания для возложения на Администрацию Покровского сельсовета Родинского района Алтайского края обязанности обеспечить наличие источников наружного противопожарного водоснабжения в п.Вячеславка Родинского района Алтайского края.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ч.2 ст.18 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, то к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе:
составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района;
выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;
участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Как следует из пояснений главы Администрации Покровского сельсовета, бюджет муниципального образования Покровский сельсовет является дотационным, данное обстоятельство органом местного самоуправления Родинского района - Администрацией Родинского района не оспаривается. При указанных обстоятельствах, поскольку создание источников наружного противопожарного водоснабжения, обеспечивающих забор воды в любое время года, требует значительных финансовых затрат, суд приходит к выводу, что требования прокурора Родинского района о возложении на Администрацию Родинского района Алтайского края обязанности по осуществлению финансирования Администрации Покровского сельсовета Родинского района в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности - источников наружного противопожарного водоснабжения в п.Вячеславка Родинского района Алтайского края являются обоснованными.
Таким образом, исковые требования прокурора Родинского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 174-180, 226-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Родинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Покровского сельсовета Родинского района Алтайского края, Администрации Родинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Покровского сельсовета Родинского района Алтайского края, выразившееся в необеспечении первичных мер пожарной безопасности – источников наружного противопожарного водоснабжения в п.Вячеславка Родинского района Алтайского края.
Обязать Администрацию Покровского сельсовета Родинского района Алтайского края обеспечить наличие источников наружного противопожарного водоснабжения в п.Вячеславка Родинского района Алтайского края.
Возложить на Администрацию Родинского района Алтайского края обязанность по осуществлению финансирования Администрации Покровского сельсовета Родинского района в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности - источников наружного противопожарного водоснабжения в п.Вячеславка Родинского района Алтайского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Родинский районный суд Алтайского края в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья И.В. Бауэр
Мотивированное решение изготовлено 28.09.2022.