Дело № 2-24/2017г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
с. Георгиевское 03 февраля 2017 года
Кологривский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Бахваловой Н.И.,
с участием: и. о. прокурора Межевского района Мачильской А.О.,
при секретаре Скворцовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Межевского района в интересах Шевченко Я.В. к администрации Межевского муниципального района Костромской области о возложении обязанности предоставить с учётом норм предоставления жилого помещения, благоустроенно, отвечающее санитарным и техническим требования, расположенное на территории Межевского муниципального района, изолированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Межевского района в интересах Шевченко Я.В. обратился в суд с иском к администрации Межевского муниципального района Костромской области о возложении обязанности предоставить изолированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения.
Из содержания заявления следует, что в прокуратуру Межевского района поступило обращение Шевченко Я.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения в связи с тем, что она не имеет жилого помещения пригодного для проживания, она является лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей и просит прокуратуру обратиться в суд в защиту её жилищных прав. В ходе проверки установлено, что Шевченко Я.В. является лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Шевченко Я.В., ШТГ лишена родительских прав решением Межевского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ. Отец Шевченко Я.В., ШВД решением Межевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишён родительских прав. Жильё по адресу: <адрес>, д. <адрес>. <адрес>, где зарегистрирована Шевченко Я.В., принадлежащее колхозу «<данные изъяты>», списано с их баланса в ДД.ММ.ГГГГ года в связи с непригодностью для проживания. Указанное жильё ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Межевскош муниципального района Костромской области № неправомерно закреплено за Шевченко Я.В. Постановлением администрации Межевского муниципального района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ, Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу. На основании постановления администрации Межевского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ о включении в списки очерёдности на получение жилья и сведений Мантуровского межрайонного филиала ГПКО «Костромаоблтехинвентаризация» и Кадастровой палаты об отсутствии недвижимого имущества у Шевченко Я.В. Межрайонным территориальным отделом социальной защиты населения, опеки и попечительства № Шевченко Я.В. была включена в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В ДД.ММ.ГГГГ года Шевченко Я.В. окончила <данные изъяты>». Жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не получала. Жилого помещения на территориях Костромской области и Ивановской области в собственности Шевченко Я.В. не имеет. Жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории Межевского муниципального района, где она зарегистрирована по месту жительства, и где состоит на учёте, не предоставлялось. Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на Шевченко Я.В. объекты недвижимости на территории Российской Федерации не зарегистрированы. Согласно информации «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области» сведения о правах на недвижимое имущество у Шевченко Я.В. отсутствуют. По информации «Костромаоблкадастр»-Областное БТИ сведений о регистрации права собственности на жилые строения, помещения на территории г.Костромы и Костромской области на Шевченко Я.В. в ГПКО «Костромаоблкадастр»- Областное БТИ не поступало. В настоящее время, в связи с отсутствием жилого помещения Шевченко Я.В. проживает в съёмном жилье. В связи с чем прокурор просит суд возложить на администрацию Межевского муниципального района Костромской области обязанности предоставить Шевченко Я.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с учётом норм предоставления жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требования, расположенное на территории Межевского муниципального района, изолированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании и.о. прокурора Межевского района Мачильская А.О. исковые требования по основаниям изложенным в исковом заявлении поддержала в полном объёме, просила суд обязать администрацию Межевского муниципального района Костромской области предоставить Шевченко Я.В. изолированную жилую площадь на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учётом норм предоставления жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требования и расположенное на территории Межевского муниципального района. И.О. прокурора так же пояснила, что заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, но указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, включая социальное обеспечение, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Заинтересованное лицо Шевченко Я.В. в суд не явилась, просила суд рассмотреть дело в её отсутствие, с иском прокуратуры в её пользу согласна.
Представитель администрации Межевского муниципального района по доверенности Кирпичёв В.С. суду показал, что нормы гражданского законодательства распространяют свое действие на регулирование правоотношений по социальной защите категории граждан, к которой относится Шевченко Я.В. и наделяют круг лиц, определенными обязанностями для реализации её права по обеспечению жилой площадью. Администрация Межевского муниципального района Костромской области как участник данных правоотношений наделена обязанностью по формированию муниципального специализированного жилищного фонда путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений на территории публичного образования с последующим принятием решения о предоставлении. Обеспечительной мерой осуществления переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий является предоставление бюджету муниципального образования Межевской муниципальный район Костромской области субвенций из бюджета Костромской области соответствующими органами государственной власти Костромской области.
Ответчик администрация Межевского муниципального района Костромской области признает исковые требования в части возложения обязанности предоставить с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Межевского муниципального района, изолированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения Шевченко Я.В., но при вынесения решения просит учесть то, что наделенная отдельными государственными полномочиями администрация Межевского муниципального района Костромской области постановлением от ДД.ММ.ГГГГ за № утвердила Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории муниципального образования Межевской муниципальный район Костромской области. Данным муниципальным правовым актом утвержден порядок и процедура проведения мероприятий органом местного самоуправления по реализации переданных полномочий для реализации права граждан, отнесенных к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями на территории муниципального образования Межевской муниципальный район Костромской области, в том числе и сроки проведения отдельных мероприятий.
Согласно информации финансового отдела администрации Межевского муниципального района Костромской области бюджету Межевского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ год предусмотрено выделение денежных средств в виде субвенции из бюджета Костромской области на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Полномочия по содержанию и передаче жилых помещений переданы сельским поселениями Межевского муниципального района и в распоряжении администрации муниципального района отсутствуют жилые помещения. Согласно справки, предоставленной Георгиевским сельским поселением Межевского муниципального района в жилом фонде органа местного самоуправления отсутствует свободное благоустроенное жилое помещение для предоставления по договорам социального найма. Таким образом, единственно возможным способом обеспечения Шевченко Я.В. соответствующим определенным требованиям жилым помещением является строительство, либо приобретение на вторичном рынке жилых помещений.
На текущую дату денежные средства в виде субвенций в целях финансового обеспечения расходных обязательств для реализации переданных полномочий из бюджета Костромской области в бюджет Межевского муниципального района не поступили. Администрация Межевского муниципального района принимает меры для проведения торгов по приобретению жилого помещения, а именно устанавливает критерии для оформления аукционной документации с целью приобретения жилого помещения, соответствующего конкретным требованиям для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Соответственно по итогам проведения аукциона, в случае приобретения жилого помещения, появиться возможность обеспечить реализацию права Шевченко Я.В. на жилое помещение. В связи с чем представитель ответчик просит суд предоставить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Привлечённые к участию в судебном заседании в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, представитель межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства № 5 Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области по доверенности Сироткина А.И. с иском согласилась, пояснив что заявленное прокуратурой требование в защиту социально не защищённой группы лиц к которым относится и Шевченко Я.В. в полной мере направлено на восстановление нарушенных социальных прав граждан данной категории.
Выслушав стороны, заслушав заключение прокурора, поддержавшего иск в полном объёме, ответчика признавшего иск, но просившего установить срок исполнения не ранее ДД.ММ.ГГГГ, учитывая мнение заинтересованного лица поддержавшего иск прокурора в полном объёме, а так же учитывая мнение третьих лиц, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Исследованными в судебном заседании материалами дела установлено, родителями Шевченко Я.В. являются ШВД и ШТГ (л.д.14). Шевченко Я.В. является лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.19). Мать Шевченко Я.В., ШТГ лишена родительских прав решением Межевского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ. Отец Шевченко Я.В., ШВД решением Межевского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ лишён родительских прав (л.д.16,17). Жильё по адресу: <адрес>, д. <адрес>. <адрес>, где зарегистрирована Шевченко Я.В., принадлежащее колхозу «<данные изъяты>», списано с их баланса в ДД.ММ.ГГГГ года в связи с непригодностью для проживания (л.д.21). Указанное жильё ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Межевского муниципального района Костромской области № неправомерно закреплено за Шевченко Я.В. (л.д.18). Постановлением администрации Межевскош муниципального района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ, Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу (л.д.23). На основании постановления администрации Межевского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ о включении в списки очерёдности на получение жилья и сведений Мантуровского межрайонного филиала ГПКО «Костромаоблтехинвентаризация» и Кадастровой палаты об отсутствии недвижимого имущества у Шевченко Я.В. Межрайонным территориальным отделом социальной защиты населения, опеки и попечительства № Шевченко Я.В. была включена в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д.19). В ДД.ММ.ГГГГ года Шевченко Я.В. окончила <данные изъяты>» (л.д.15). Жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не получала. Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на Шевченко Я.В. объекты недвижимости на территории Российской Федерации не зарегистрированы (л.д.25). Согласно информации «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области» сведения о правах на недвижимое имущество у Шевченко Я.В. отсутствуют. По информации «Костромаоблкадастр»-Областное БТИ сведений о регистрации права собственности на жилые строения, помещения на территории г.Костромы и Костромской области на Шевченко Я.В. в ГПКО «Костромаоблкадастр» - Областное БТИ не поступало (л.д.24). Согласно Постановления администрации Межевского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Порядок обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории муниципального образования Межевской муниципальный район Костромской области (л.д.29-33). Согласно информации от начальника финансового отдела администрации Межевского муниципального района бюджету Межевского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ год предусмотрено выделение денежных средств в виде субвенции из бюджета Костромской области на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (л.д.41). Согласно справки, предоставленной Георгиевским сельским поселением Межевского муниципального района в жилом фонде органа местного самоуправления отсутствует свободное благоустроенное жилое помещение для предоставления по договорам социального найма (л.д.42).
Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Таким образом, жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Судом достоверно установлено, что Шевченко Я.В. является лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрирована на территории Межевского муниципального района, в доме не пригодном для проживания и за ней не зарегистрировано объектов недвижимости, свое право на получение жилья не реализовала, в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена.
В соответствии с требованиями п. п. 1, 7 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Пунктом 10 части 1 статьи 14, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 Кодекса, могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Таким образом, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм является расходным обязательством Костромской области и может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Во исполнение положений Федерального закона № 159-ФЗ, ЖК РФ на территории Костромской области принят Закон Костромской области № 348- ЗКО от 19 декабря 2005 года «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области», статьей 6 которого установлены общие основания и порядок обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, которые полностью соответствуют положениям ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-Ф3) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона № 13]-Ф3 наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Костромской области от 23.12.2014 № 620-5- ЗКО (в редакции от 25.12.2015) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
В силу требований статьи 3 Закона Костромской области № 620-5-ЗКО органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя: 1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2) принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования прокуратуры законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Возложить на администрацию Межевского муниципального района Костромской области обязанности предоставить Шевченко Я.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Межевского муниципального района, изолированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Кологривский районный суд в месячный срок.
Председательствующий Бахвалова Н.И. Решение не обжаловано вступило в законную силу 06.03.2017г.
.
.