Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 сентября 2017 года Видновский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Гоморевой Е.А., при секретаре Мизгалевой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-3592/17 по административному исковому заявлению кадастрового инженера ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности произвести кадастровый учет
У С Т А Н О В И Л:
Кадастровый инженер ФИО1 обратилась в Видновский городской суд <адрес> с административным иском, в котором просила признать незаконным отказ в осуществлении кадастрового учета № от 20.03.2017г., выданный Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве. осуществить кадастровый учет объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, д. Большое Свинорье, <адрес>.
В обосновании указала следующее: ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было подано заявление о постановке на кадастровый учет объекта недвижимого имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, д. Большое Свинорье, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Москве выдано Решение № о приостановлении осуществления кадастрового учета.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 получено Уведомление из Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве об отказе в осуществлении кадастрового учета №.
В соответствии с уведомлением об отказе в осуществлении кадастрового учета № от ДД.ММ.ГГГГ выявлено нарушение части 8 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке (контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статей 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета отказано в связи с тем, что не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета.
Истцом вместе с заявлением о кадастре в орган кадастрового учета представлен технический план сооружения.
Административный истец считает Решение об отказе осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости незаконным по следующим основаниям:
Административный истец, ссылаясь на то, что в соответствии с п. 20 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (далее –Требования) сведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания. В случае если на момент принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию для принятия указанного решения законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусматривалось представление технического плана объекта недвижимости, сведения о здании, сооружении (за исключением сведений о местоположении такого здания, сооружения на земельном участке и о его площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с п. 12 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения о вводе в эксплуатацию необходим технический план. п. 12 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 252-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ. Разрешение на ввод в эксплуатацию № выдано ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца заявление поддержала и просила удовлетворить по изложенным основаниям.
Представитель административного ответчика Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Москве в судебное заседание не явился, будучи извещен судом о дне и месте слушания надлежащим образом, причин неявки в суд не сообщил, об отложении дела не просил, возражений против заявленных исковых требований суду не представил.
Представитель третьего лица Общества с ограниченной ответственностью «Западная долина» в судебное заседание в судебное заседание не явился, будучи извещен судом о дне и месте слушания надлежащим образом, причин неявки в суд не сообщил, об отложении дела не просил, возражений против заявленных исковых требований суду не представил.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя административного ответчика в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Выслушав представителя административного истца по доверенности, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно вышеуказанным положениям признание действий либо бездействий должностного лица незаконными возможно при наличии совокупности условий: несоответствие закону оспариваемых действий, либо бездействий и нарушение прав и законных интересов заявителя указанными действиями.
Из материалов дела следует, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было подано заявление о постановке на кадастровый учет объекта недвижимого имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Москве выдано Решение № о приостановлении осуществления кадастрового учета.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 получено Уведомление из Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве об отказе в осуществлении кадастрового учета №.
В соответствии с уведомлением об отказе в осуществлении кадастрового учета № от ДД.ММ.ГГГГ выявлено нарушение части 8 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке (контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статей 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета отказано в связи с тем, что не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета.
В соответствии с п. 2 Требований к подготовке технического плана данный технический план подготовлен в связи с созданием здания (многоквартирного жилого дома), а также всех помещений, расположенных в нем (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме), в частности 11 квартир и места общего пользования, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.
Согласно п. 19 Требований к подготовке технического плана технический план объекта недвижимости составляется на основе сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, об объектах недвижимости, входящих в его состав (для единого недвижимого комплекса) или расположенных в нем, а также о земельном участке (земельных участках), в границах которого (которых) расположен соответствующий объект недвижимости, - выписок из ЕГРН о таком объекте недвижимости, земельном участке. Если объект недвижимости расположен на нескольких земельных участках, при подготовке технического плана используются выписки из ЕГРН обо всех земельных участках, в границах которых расположен соответствующий объект недвижимости.
Таким образом, в ходе кадастровых работ с использованием сведений ЕГРН и фактических геодезических измерений было установлено, что данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:18:0170408:358, по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.
В соответствии с разрешением на ввод, данный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:26:0170408:331. В ходе кадастровых работ было установлено, что указанный земельный участок был разделен. В связи с выше изложенным, в техническим плане отражены актуальные сведения кадастрового номера земельного участка в пределах которого расположено данное здание, а именно 77:18:0170408:358.
В соответствии с п. 34 Требований в технический план были включены координаты характерных точек контура здания, которые представляют замкнутую линию, образуемую проекцией внешних границ ограждающих конструкций (стен) здания на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания здания к поверхности земли.
Так же на Чертеже (схеме) была отражена проекция надземного конструктивного элемента здания, не включенная в контур и обозначенная специальным условным знаком.
В соответствии со ст. 24 Закона о государственной регистрации недвижимости технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Технический план многоквартирного дома в обязательном порядке содержит также полученную по результатам кадастровых работ информацию, необходимую для осуществления государственного кадастрового учета помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме), расположенных в таком многоквартирном доме.
Таким образом, кадастровым инженером был подготовлен технический план в связи с созданием здания, 11 квартир и 1 места общего пользования в нем.
В соответствии с п. 20 Требований данный технический план был подготовлен на основании представленных заказчиком кадастровых работ Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, проектной документации, а также фактических замеров, выполненных кадастровым инженером при проведении работ.
В связи с вышеизложенным раздел ?Характеристики здания? и ?Характеристики помещения? был заполнен на основании вышеперечисленных документов. Согласно Разрешению на ввод объекта в эксплуатацию в 2015 году был введен в эксплуатацию Многоквартирный жилой дом, общей площадью 793.7 кв.м, материал наружных стен
– пеноблок, этажность - 3. В соответствии с установленными Требованиями в классификаторе "Перечень наименований материалов наружных стен здания, применяемый при ведении Единого государственного реестра объектов капитального строительства (dWaII)" код материалов "пеноблок" отсутствует. Таким образом, в xml-файле данного технического плана в сведениях о материалах стен указан материал стен: "из прочих материалов".
Сведения об адресе здания, а также помещений в нем были указаны на основании Распоряжения Правительства Москвы Департамента городского имущества города ФИО5 присвоении адреса объекту адресации № от ДД.ММ.ГГГГ (пп. 7 п. 43 Требований).
Согласно Приложению № к Приказу Росреестра № П/338 от ДД.ММ.ГГГГ адрес объекта недвижимости, который вносится на основании соответствующего акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного присваивать адреса объектам недвижимости, должен быть представлен в структурированном виде в соответствии с ФИАС. Сведения об адресе вносятся в поля структурированного адреса до максимально возможного уровня. Дополнительная часть адреса, которую не удалось структурировать, может быть указана в поле ?Иное описание местоположения?. Адрес данного объекта недвижимости, присвоенный в установленном порядке - <адрес>, <адрес>, <адрес>.
В связи с вышеизложенным, адрес объекта в структурированном виде был заполнен до максимально возможного уровня, в частности у помещений: ?<адрес>, <адрес> <адрес>?, а номера помещений были отражены в графе ?Иное описание местоположения?, что соответствует п. 5 ст. 4 Приказа Росреестра№ П/338 от ДД.ММ.ГГГГ.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:18:0170408:358. В ходе кадастровых работ было что адрес указанного земельного участка: <адрес>, поселение Марушкинское, вблизи <адрес>, который отличается от адреса здания. Данное противоречие возникло в связи с тем, что адрес земельному участку не присваивался уполномоченным государственным органом, а адрес зданию был присвоен в установленном законом порядке, о чем выше приведены обоснования. Реквизиты документа, подтверждающего присвоение адреса так же указаны в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В связи с тем, что сведения о земельном участке, на котором расположено данное здание содержатся в ЕГРН, копии документов содержащие сведения ЕГРН в состав Приложения не включались. Данные сведения приведены в разделе ?Исходные данные? (п. 19 Требований). В соответствии с п. 51 Требований к подготовке Технического плана графическая часть технических планов на помещения, расположенные в данном многоквартирном жилом доме были оформлены на основе поэтажного плана, являющегося частью проектной документации здания.
Согласно п. 28 Требований к подготовке технического плана в графах "6", "7", "8" реквизита "2" раздела "Исходные данные" указываются сведения о состоянии (сохранности) соответственно наружного знака пункта, центра пункта, марки на дату выполненного при проведении кадастровых работ обследования и слова "сохранился" или "утрачен" в зависимости от их состояния. Учитывая вышеизложенное информация о состоянии и дате осмотра ОМС выгружается в печатный документ, т.к. действующая xml-схема не учитывает данных изменений.
Таким образом, кадастровый инженер считает возможным внесение в ЕГРН сведений о здании, а также о помещениях (квартирах) расположенных в нем по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.
В данном заключении указан реестровый номер кадастрового инженера в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность – 8129, в связи с отсутствием возможности выгружать данную информацию в xml-схему.
Так же с невозможностью указания в xml-схеме даты и номера заключения договора на выполнение кадастровых работ, данные сведения приведены в заключении кадастрового инженера.
В соответствии со ст. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
В соответствии со ст. 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Административное исковое заявление может быть подано в суд совместно несколькими административными истцами или к нескольким административным ответчикам (процессуальное соучастие). Процессуальное соучастие допускается, если: предметом спора, возникшего из административных или иных публичных правоотношений (административного спора), являются общие права и (или) обязанности нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков; права и (или) обязанности нескольких субъектов административных или иных публичных правоотношений (нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков) имеют одно основание; предметом административного спора являются однородные права или обязанности субъектов административных или иных публичных правоотношений. Каждый из административных истцов или административных ответчиков по отношению к другой стороне выступает в судебном процессе самостоятельно. Соучастники могут поручить ведение административного дела одному или нескольким из соучастников (административных соистцов или административных соответчиков).
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд
В соответствии со ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пунктом 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2017)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017), разъяснено, в соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2).
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса. Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов. Пунктами 3, 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определен состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, включающий описание местоположения границ объекта недвижимости и площадь, если объектом недвижимости является земельный участок. Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (ч. 1 ст. 23 названного закона). В силу пп. 4, 5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, названный орган осуществляет государственный кадастровый учет недвижимого имущества, в том числе через подведомственные организации, которой является ФГБУ "ФКП Росреестра".
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что оспаривание решения государственного органа является одним из способов защиты права, выбор которого предоставлен лицу, обращающемуся за такой защитой. К административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику. Поскольку ФГБУ "ФКП Росреестра" реализует административные и иные публичные полномочия по исполнению и применению законов в сфере кадастрового учета, где отношения не основаны на равенстве сторон, требования об оспаривании решения названного органа об изменении сведений кадастрового учета в отношении принадлежащего административному истцу на праве собственности земельного участка вытекают из публичных правоотношений и подлежат рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства.
На основании изложенного следует, что вынесенное органом кадастрового учета Решение № от 20.03.2017г., об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета не соответствует нормативно-правовым актам в области градостроительной и кадастровой деятельности и нарушает права и свободы заявителя, в виде препятствия в реализации своего законного права постановки на кадастровый учет объекта недвижимости -
В соответствии со ст. 19 КАС РФ подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
Заявление подается в суд по подсудности, установленной 24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.
Право выбора между несколькими судами, которым согласно настоящей статье подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.
Принимая во внимание приведенные выше нормы права и установленные обстоятельства по делу, суд считает заявленные требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с требованиями п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, суд считает необходимым указать в решении на необходимость Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Москве сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и кадастровому инженеру ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 174-185 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск – удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве произвести кадастровый учет объекта недвижимости жилого дома по адресу: <адрес>, д. Большое Свинорье, <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского областного суда в течение месяца
Судья Е.А. Гоморева
Мотивированное решение подготовлено в течение 5 дней.