№2-3979/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 декабря 2017 годаЦентральный районный суд г. Воронежа
в составе:
Председательствующего судьи Клочковой Е.В.
при секретаре Лятифовой Э.Э.,
с участием сторон и их представителей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щеголева Александра Сергеевича к ФСИН России, УФСИН России по Воронежской области о признании незаконным бездействий ФСИН России, выразившееся в несвоевременном рассмотрении заявления Щеголева А.С. о
постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для
приобретения или строительства жилого помещения и уведомлении о принятом
решении, признании незаконным решения ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное в виде протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. заседания комиссии ФСИН России, признании незаконным бездействие подкомиссии УФСИН России по
Воронежской области, выразившееся в не проведении проверки представленных документов для получения единовременной выплаты и в невыполнении обязанности по передаче в ФСИН России соответствующих документов,
у с т а н о в и л :
Истец обратился в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по Воронежской области в котором просит: признать незаконным бездействие ФСИН России, выразившееся в несвоевременном рассмотрении заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и уведомлении о принятом
решении; признать незаконным решение ФСИН России об отказе в постановке
на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное в виде протокола № от ДД.ММ.ГГГГ Заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудника уголовно-
исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России и в случаях,
установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и
гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании ФСИН России устранить допущенные нарушения путем постановки на учет для получения ЕСВ со дня предоставления рапорта ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным бездействия подкомиссии УФСИН России по Воронежской области, выразившееся в не проведении проверки представленных документов для получения единовременной
выплаты и в невыполнении обязанности по передаче в ФСИН России документов, которые были переданы истцом, а именно копии финансового лицевого счета и выписки из домовой книги.
В обоснование исковых требований указывает, что является старшим лейтенантом внутренней службы, водителем отделения обеспечения отдела специального назначения УФСИН России по Воронежской области. ДД.ММ.ГГГГ. обратился в УФСИН России по Воронежской области с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», представив для этого все предусмотренные документы. В дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ.в дополнение к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. истцом подан соответствующий рапорт для постановки на учет для получения ЕСВ.
Согласно письму ДД.ММ.ГГГГ. подкомиссия УФСИН России по Воронежской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения направила документы по ЕСВ, включая документы для получения ЕСВ Щеголева А.С. на 41 листе, директору ФСИН России ФИО1. в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке сотрудников и пенсионеров органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Воронежской области.
Несмотря на подачу заявления и рапорта о постановке на учет для получения ЕСВ в 2013 г., рапорт с прилагаемыми документами Щеголева А.С. рассмотрен комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения только в ДД.ММ.ГГГГ
Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. заседания комиссии ФСИН России истцу отказано в постановке на учет для получения ЕСВ в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.213 № 369, а также в соответствии с п. 12 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.213 № 369 в связи с ухудшением жилищных условий в 2011 г.
Считает решение ФСИН России об отказе в постановке на учет, содержащееся в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ. заседания Комиссии ФСИН России, незаконным, нарушающим его права, поскольку действия, связанные с вселением одного из супругов (или их детей) к другому не могут рассматриваться как намеренное ухудшение жилищных условий.
Истцом и его супругой на основании договора купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств от ДД.ММ.ГГГГ. в общую совместную собственность приобретена квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 37,8 кв.м, условный №. Вместе с ними по указанному адресу проживают их дети - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Иное жилое недвижимое имущество в собственности у Истца, его супруги и его детей отсутствует. На каждого члена семьи истца приходится: 37,8 кв.м / 4 = 9,45 кв.м, т.е. менее 15 кв.м.
Заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения было подано в УФСИН России по Воронежской области ДД.ММ.ГГГГ Решение об отказе в постановке на учет принято лишь ДД.ММ.ГГГГ, т. е. с нарушением установленного для этого срока почти на 2 года. О принятом решении истца уведомили с нарушением месячного срока, все это время истец полагал, что его поставили на учет, так как согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ № подкомиссия УФСИН России по Воронежской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения направила документы по ЕСВ директору ФСИН России ФИО1 в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты.
Считает, что несвоевременное рассмотрение поданного заявления о постановке на учет для получения ЕСВ и принятие в последующем решения об отказе в постановке на учет нарушает право истца на улучшение жилищных условий и противоречат статье 2 ЖК РФ о создании органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами прав на жилище, а также п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. № 369. О нарушении своих прав, а именно о принятии решения об отказе в постановке на учет для получения ЕСВ истцу стало известно из протокола № ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ
Исходя из содержания письма №, подкомиссия УФСИН России по Воронежской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения направила документы Директору ФСИН России ФИО1. - ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с нарушением срока проверки более чем на полгода.
По утверждению УФСИН России по Воронежской области, Истцом не представлены документы, подтверждающие нуждаемость в получении ЕСВ. Однако в нарушение п. 10.2 Приказа ФСИН России от 29.08.2013 № 496 подкомиссия УФСИН России по Воронежской области не провела проверку документов, представленных Истцом, с целью устранения возможных нарушений и предоставления Истцу возможности уточнить и дополнить подаваемые с рапортом документы. При проведении проверки документов истца надлежащим образом, он имел бы возможность обосновать свою нуждаемость в получении ЕСВ, предоставив верную методику расчета площади жилья на каждого члена семьи, что не привело бы к вынесению незаконного и необоснованного решения ФСИН России об отказе в постановке Истца на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного в виде протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии ФСИН России.
Кроме того указывает, что Щеголевым А.С. в подкомиссию УФСИН России по Воронежской области, а конкретно Бондаренко И.Н., подавались дополнительные документы в связи с рождением сына ФИО3 и изменением жилищных условий. В подкомиссию с сопроводительным письмом были предоставлены Страховое свидетельство, Свидетельство о рождении и свидетельство о регистрации по месту жительства. Бондаренко И.Н. приняла вышеуказанные документы, однако не поставила отметку об их приёме и не зарегистрировала их надлежащим образом, что также нарушило права заявителя.
В судебном заседании истец - Щеголев А.С. и его представитель по ордеру - адвокат Подкопаева Е.Е. поддержали исковые требования, просили суд их удовлетворить по вышеизложенным основаниям. Также пояснили, что документы, представленные вместе с рапортом в УФСИН, были приняты канцелярией без каких-либо замечаний, однако сотрудники канцелярии должны были знать о порядке подачи документов и проинформировать о необходимости подачи документов через комиссию. Документы для получения ЕСВ после предоставления дополнительных документов ДД.ММ.ГГГГ были направлены с сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ Директору ФСИН России. Поскольку в соответствии с п. 10.2. Приказа ФСИН России от 29.08.2013 № 496, УФСИН проводит проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления, а при выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращает их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата, УФСИН не имеет права направлять рапорты и заявления, не соответствующие установленным требованиям в ФСИН России. Документы, переданные в ФСИН России, были рассмотрены в соответствии с процедурой рассмотрения рапортов о предоставлении единовременной социальной выплаты. При этом в решении ФСИН России № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет не указывается на наличие процедурных нарушений или на нарушение порядка подачи рапорта, отказ вынесен по материально-правовым основаниям. УФСИН России по Воронежской области и ФСИН России не выявили никаких процедурных нарушений, связанных с порядком подачи заявления, со стороны Истца. Сам факт принятии и рассмотрения заявления в обычном порядке свидетельствует об отсутствии нарушений со стороны истца и признания этого факта ответчиками.
Представитель ответчика - УФСИН России по Воронежской области по доверенности Бондаренко И.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца, полагая, что УФСИН России по Воронежской области прав истца не нарушало. Представили письменные возражения, приобщенные к материалам дела.
Представитель ответчика - ФСИН России по доверенности Свищева О.С. в судебном заседании с иском не согласилась, считала его не подлежащим удовлетворению, представила письменные возражения приобщенные к материалам дела
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ случаях членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (п. 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В п. 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с п. 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в п. 19 этих правил, имевшегося у них на день увольнения.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы возникает при наличии обязательных условий, предусмотренных чч. 1 и 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В целях реализации этого права сотрудники принимаются на учет для получения единовременной социальной выплаты, и такое право за ними сохраняется при увольнении со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы с правом на пенсию.
Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе исполнения наказаний и Федеральной таможенной службе было поручено на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации» утвердить в 3-х месячный срок порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Из представленных суду документов, включая материалы по единовременной социальной выплате Щеголеву А.С. представленные ответчиком, судом установлено, что истец проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы, является старшим лейтенантом внутренней службы, водителем отделения обеспечения отдела специального назначения УФСИН России по Воронежской области.
ДД.ММ.ГГГГ. на имя начальника УФСИН России по Воронежской области Щеголевым А.С. имевшего к тому времени стаж более 12 лет был подан рапорт ( заявление) с приложением документов в канцелярию УФСИН России по Воронежской области с просьбой принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст. 4 Федерального Закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ. ( л.д. 12).
ДД.ММ.ГГГГ. на данный рапорт (заявление) истцу за подписью начальника УФСИН России по Воронежской области был дан ответ № копия которого приложена к материалам дела, в котором сообщалось, о том, что в настоящее время рассмотреть заявление о постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по существу не представляется возможным в связи с отсутствием в соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации» порядка формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, порядка формирования и ведения базы данных, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Указанный порядок формирования и работы комиссии, порядок формирования и ведения базы данных утверждается Федеральной службой исполнения наказаний. В настоящее время ФСИН России разрабатывается соответствующий приказ, регламентирующий данную норму и подлежащей обязательной регистрации в Минюсте России.
Кроме того, согласно п.5 Постановления в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, в данном письме Щеголеву А.С. указывалось на необходимость представить в подкомиссию УФСИН России по Воронежской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения заявления с приложением пакета документов, указанных в названном пункте Постановления.
Учитывая изложенное, и принимая во внимание п.п.6,7 Постановления, Щеголеву А.С. сообщалось, что работа по рассмотрению рапортов (заявлений) и документов граждан о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты будет организована только после вступления в силу нормативного правового акта ФСИН России и создания необходимых комиссии ФСИН России и подкомиссии территориального органа.
Указанное сообщение с разъяснениями истцом было получено, что им в судебном заседании не оспаривалось.
Приказом ФСИН России ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникамfучреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения» был регламентирован порядок и функции подкомиссий ФСИН, комиссии ФСИН, а так же сроки направления документов в комиссию ФСИН. Указанный приказ действовал с 21.10.2013г.
Приказом УФСИН России по Воронежской области от 22.10.2013г. № 390, копия которого приложена к материалам дела, в целях исполнения п.3 приказа ФСИН России № 496 от 29.08.2013г. была создана подкомиссия УФСИН России по Воронежской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно- исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно –исполнительной системы, единовременной социальной выплата для приобретения или строительства жилого помещения».
ДД.ММ.ГГГГ Щеголевым А.С в канцелярию УФСИН России по Воронежской области был подан рапорт на имя начальника УФСИН России по Воронежской области в дополнении к ранее поданному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ № № с приложением рапорта на имя директора ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ.
Из уточненных пояснений истца в судебном заседании и искового заявления следует, что истец просит считать датой обращения с соответствующим рапортом ( заявлением) именно ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства установленные судом свидетельствуют, что истцом был нарушен порядок подачи документов для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, т.к. вместо обращения в подкомиссию УФСИН России по Воронежской области с соответствующим заявлением после ее создания, истец представил документы в канцелярию УФСИН России по ВО, не уполномоченную на приём документов для получения данной выплаты. При этом следует отметить что соответствующие разъяснения о порядке обращения с рапортом ( заявлением) для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, до предоставления истцом рапорта ДД.ММ.ГГГГ. со стороны ответчика истцу направлялись в частности ДД.ММ.ГГГГ., что установлено выше. Т.е. истцу было известно о порядке обращения, что им и не отрицалось.
В дальнейшем на основании представленных истцом документов ДД.ММ.ГГГГ УФСИН России по Воронежской области все же было принято решение, т.к рапорт Щеголева А.С был подан на имя директора ФСИН России о направлении документов, приложенных к данному рапорту во ФСИН России, в целях принятия решения о постановке истца с составом семьи 3 человека (супруга ФИО4, дочь ФИО2 2008 г.р) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. Выписка из протокола была направлена истцу, что в судебном заседании не оспаривалось.
Доводы истца о пропуске УФСИН России по Воронежской области сроков для рассмотрения рапорта и направления соответствующих документов в ФСИН России, а также не проведение соответствующей проверки представленных документов при передачи их ФСИН России суд не может принять во внимание, поскольку как установлено выше, истцом уже изначально был нарушен порядок обращения с соответствующим рапортом и документами, т.к. не соблюдена процедура обращения согласно установленным правилам в надлежащий орган, в связи с чем, применять к действиями УФСИН России по Воронежской области нормы регулирующие процедуру действий подкомиссии при поступлении рапорта для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, а также сроки для рассмотрения соответствующего заявления ( рапорта) суд не находит оснований.
На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требования истца о признании незаконным бездействий подкомиссии УФСИН России по Воронежской области, выразившееся в не проведении проверки представленных документов для получения единовременной выплаты и в невыполнении обязанности по передаче в ФСИН России документов, которые были переданы истцом, а именно копии финансового лицевого счета и выписки из домовой книги.
Согласно п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании заявления и документов, поименованных в указанном п. 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Как следует из материалов дела, Протоколом заседания Комиссии ФСИН России от 11.03.2015 № 7 ( л.д. 16 -17), Щеголеву А.С. было отказано в поставке на учет для получения ЕСВ в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 24.04.2013 № 369, в частности: копии финансового лицевого счета или документ подтверждающий его отсутствие, отсутствие информации из ЕГРП на имевшиеся объекты недвижимого имущества, а также в соответствии с п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 в связи с ухудшением жилищных условий в 2011г.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012г. № 283 - ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что при наличии у сотрудника и совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которого является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого жилого помещения по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно.
Как следует из исследованного в судебном заседании материала о предоставлении Щеголеву А.С. ЕСВ, право Истца на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты возникло только после регистрации Щеголева А.С. по адресу места жительства супруги и ребенка, где на каждого члена семьи стало приходиться по 12,6 кв.м. общей площади(после рождения второго ребенка 9,45 (а именно 37,8 кв.м. : 3 состав семьи = 12,6 кв.м. на каждого, после рождения второго ребенка 37,8 кв.м. : 4 состав семьи = 9,45 кв.м.), тогда как до регистрации по месту жительства супруги, Истец был постоянно зарегистрирован у своей матери в качестве члена семьи собственника жилого помещения с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ в квартире общей площадью 56,0 кв. м. поскольку он проживал и пользовался этим жилым помещением без заключения какого-либо соглашения с собственником.
Согласно пункту 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283 - ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий. К намеренным действиям повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей.
Как следует из выписки из прокола № от ДД.ММ.ГГГГ. истцом не представлены документы предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 24.04.2013 № 369, в частности: копии финансового лицевого счета или документ, подтверждающий его отсутствие на жилое помещение по адресу: с. 1-я Ивановнка, <адрес>, информация из ЕГРП на имевшиеся ( ранее) объекты недвижимого имущества.
Суд полагает, что отсутствие указанных документов не позволяло комиссии ФСИН достоверно установить факт ухудшения жилищных условий членами семьи истца ввиду отсутствия в выписках из ЕГРП представленных ответчиком информации о ранее имевшихся жилых помещениях.
Истец в заявленных исковых требованиях ссылается на то обстоятельство, что указанное решение необоснованно, поскольку он через УФСИН России по Воронежской области дополнительно направлял в ФСИН России все необходимые документы.
Суд не может признать данный довод обоснованным поскольку как в материалах дела по факту установления истцу ЕСВ, обозреваемого в судебном заседании, так и в материалах гражданского дела, отсутствуют какие либо сведения ( доказательства) предоставления истцом соответствующих документов ответчикам для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Довод истца относительно того, что сам факт направления материалов по его рапорту в ФСИН России свидетельствует о наличии всех необходимых документов суд находит без основательным, носящим предположительный характер, не свидетельствующим о наличии недостающих документов.
В части указаний истца согласно искового заявления относительно необоснованности выводов ФСИН России о наличии намерений ухудшения жилищных условий, суд находит необходимым отметить, что из содержания выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. согласно которого принято решение об отказе в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты, отсутствует однозначный вывод относительно указанного факта, при этом данный вывод сделан лишь в связи с наличием противоречий в представленных истцом документах, которые вызваны отсутствием конкретных документов, которые должен был представить истец, а именно: копии финансового лицевого счета или документа, подтверждающий его отсутствие на жилое помещение, информации из ЕГРП на имевшиеся объекты недвижимого имущества.
В части требования истца относительно признания незаконным бездействия ФСИН России, выразившееся в несвоевременном рассмотрении заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и уведомлении о принятом решении, следует отметить, что согласно Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации» комиссия в 3-х месячный срок со дня подачи документов принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет ( п.5 Правил).
В данном случае как следует из материалов дела, комиссией ФСИН России действительно был пропущен установленный срок рассмотрения вопроса о принятии истца на учет для получения ЕСП, поскольку решение УФСИН Воронежской области о направлении в комиссию ФСИН России соответствующих документов было принято ДД.ММ.ГГГГ. и документы направлены в ФСИН ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д. 15), при этом решение ФСИН России принято ДД.ММ.ГГГГ. Однако суд не находит данное обстоятельство, как основание для признания незаконным решения ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное в виде протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. заседания комиссии ФСИН России, поскольку истцом еще до направления соответствующих документов в ФСИН России была нарушена процедура обращения, при этом пропуск срока рассмотрения вопроса о принятии истца на учет для получения ЕСП никоем образом не влияет на основание отказа истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в виду отсутствия соответствующих документов.
На основании изложенного, суд не находит оснований для признания незаконным решения ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное в виде протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. заседания комиссии ФСИН России, в связи с чем, требования истца о признании незаконным решение ФСИН России об отказе в постановке
на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное в виде протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудника уголовно-
исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России и в случаях,
установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и
гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании ФСИН России устранить допущенные нарушения путем постановки на учет для получения ЕСВ со дня предоставления рапорта ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению.
Помимо изложенного следует отметить, что истец в настоящее время продолжает службу в органах исполнения наказания, что не лишает его права повторно обратиться с соответствующим пакетом документов о принятии на учет для получения ЕСП с соблюдением требований закона.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требованияЩеголева Александра Сергеевича к ФСИН России, УФСИН России по Воронежской области о признании незаконным бездействие ФСИН России, выразившееся в несвоевременном рассмотрении заявления Щеголева А.С. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и уведомлении о принятом решении, признании незаконным решения ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное в виде протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. заседания комиссии ФСИН России, признании незаконным бездействие подкомиссии УФСИН России по Воронежской области, выразившееся в не проведении проверки представленных документов для получения единовременной выплаты и в невыполнении обязанности по передаче в ФСИН России соответствующих документов оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья: Клочкова Е.В.