Решение по делу № 33-11598/2014 от 18.11.2014

Дело №33-11598

Судья Гладких Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе :

председательствующего Судневой В.Н.,

судей Овчинниковой Н.А., Кустовой И.Ю.,

с участием прокурора Кузнецовой С.Н.,

при секретаре Сероваевой Т.Т.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 24 декабря 2014 года в городе Перми дело по апелляционной жалобе Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района на решение Пермского районного суда Пермского края от 08 октября 2014 года, которым постановлено:

"Заявление кандидата в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному округу №1 Минковича А.Л. удовлетворить частично.

Внести изменения в протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 2750 по одномандатному избирательному округу №1 по выборам депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района шестого созыва от 14 сентября 2014 года в части указания сведений о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу.

Внести изменения в протокол Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района о результатах выборов по одномандатному избирательному округу № 1 по выборам депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района шестого созыва от 15 сентября 2014 года в части указания сведений о количестве поступивших в участковые комиссии в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу.

Остальные требования Минковича А.Л. оставить без удовлетворения".

Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., пояснения представителя Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района Ермакова СВ., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения на апелляционную жалобу заявителя Минковича А.Л., заключение прокурора Кузнецовой С.Н., полагавшего, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

14 сентября 2014 года состоялись выборы депутатов Земского Собрания Пермского района шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 1.

Решением Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района от 16 сентября 2014 года №43\02 утвержден протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по выборам депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района шестого созыва по одномандатному избирательному округу №1, в соответствии с которым выборы признаны состоявшимися и действительными.

Кандидат в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 1 Минкович А.Л. обратился в суд с заявлением о возложении обязанности на участковую избирательную комиссию № 2750, Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального района внести изменения в протоколы комиссий об итогах голосования избирательного участка №2750 и сводную таблицу по итогам голосования о количестве поступивших в соответствующую избирательную комиссию жалоб (заявлений), в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, принять решения по указанному заявлению и передать в правоохранительные органы все материалы и доказательства для проведения проверки и установления круга лиц и мотивов их действий по организации контроля за участием избирателей поселка Красный Восход Усть-Качкинского сельского поселения в голосовании на избирательном участке № 2750 14 сентября 2014 года.

В обоснование заявленных требований Минкович А.Л. указал, что примерно в 11 часов 45 минут 14 сентября 2014 года на входе в помещение для голосования участковой избирательной комиссии № 2750 была замечена жительница поселка Красный Восход К., которая в тетради фиксировала избирателей, принявших участие в голосовании, указанными действиями нарушала свободу волеизъявления граждан (активного избирательного права). Член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса П. подала председателю участковой избирательной комиссии № 2750 заявление о данном нарушении, которое не было рассмотрено в ходе итогового заседания участковой избирательной комиссии в соответствии с пунктом 23 статьи 69 Закона Пермского края от 09 ноября 2009 года № 525-ПК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае". В соответствующей строке протокола о сведениях о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу, проставлена цифра "0". Соответственно заявление и вещественное доказательство (тетрадь) не приложены к первому экземпляру итогового протокола участковой избирательной комиссии. 15 сентября 2014 года примерно в 11 часов 30 минут заявитель прибыл в помещение Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района и вручил вахтеру жалобу о бездействии участковой избирательной комиссии № 2750 в отношении заявления, поданного 14 сентября 2014 года, для передачи в данную комиссию, поскольку помещение Территориальной избирательной комиссии было закрыто. 16 сентября 2014 года председатель Территориальной избирательной комиссии подтвердил, что в курсе поданного заявления, решение по нему будет принято. Однако, на состоявшемся итоговом заседании Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района указанное заявление и соответствующая жалоба не были рассмотрены, и в соответствующую строку протокола не были внесены изменения, отражающие действительное количество поданных жалоб (заявлений), что подтверждается опубликованными протоколом и сводной таблицей по избирательному округу №1, утвержденными решением Территориальной избирательной комиссии от 16 сентября 2014 года №43\02. Бездействие заинтересованных лиц в вопросе учета количества жалоб (заявлений) препятствует выяснению обстоятельств, изложенных в жалобе, установлению круга лиц, заинтересованных в получении информации об избирателях, принявших участие в голосовании. Сбор такой информации характерен для совершения нарушений, связанных с подкупом и (или) административным давлением на избирателей, следовательно, затрагивает законные права и интересы заявителя в получении достоверного результата голосования.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Территориальная избирательная комиссия Пермского муниципального района просит решение суда в части внесения изменений в протокол Территориальной избирательной комиссии от 15 сентября 2014 года отменить как незаконное и необоснованное. Жалоба мотивирована тем, что протокол вышестоящей комиссии об итогах голосования содержит исчерпывающий перечень данных, который приведен в пункте 3 статьи 69 Федерального закона № 67-ФЗ " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", расширенному толкованию не подлежит. В связи с чем суд неправомерно определил, что сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу участковой комиссии, содержащиеся в подпункте "е" пункта 2 статьи 69 указанного Федерального закона являются одной из строк протокола участковой избирательной комиссии, суммарные данные которой в обязательном порядке должны быть отражены в протоколе вышестоящей комиссии.

Минкович А.Л. представлены возражения на апелляционную жалобу, согласно которым он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч.1 ст. 327-1 ГПК Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об его отмене в обжалуемой части в связи с неправильным применением судом норм материального права (часть 2 статьи 330 ГПК Российской Федерации).

Разрешая заявление Минковича А.Л., суд руководствовался ст. 32 Конституции Российской Федерации, пунктами 4, 5 статьи 20, пунктом 9 статьи 26, пунктом 6 статьи 27, пунктами 1, 2 статьи 67, пунктами 3, 8 статьи 69, пунктом 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьей 68, пунктом "а" части 13, частью 19 статьи 70, частями 13, 16 статьи 71, частью 2 статьи 84 Закона Пермского края от 09 ноября 2009 года № 525-ПК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае", Примерной инструкцией по делопроизводству в Территориальной (районной, городской и иной) комиссии и избирательной комиссии муниципального образования, утвержденной Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 октября 2011 года № 48/406-6, частью 2 статьи 249 ГПК Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено, что 14 сентября 2014 года член участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2750 с правом совещательного голоса П. обратилась в участковую избирательную комиссию с актом о выявлении нарушения избирательного законодательства действиями К. и заявлением о направлении материалов по нарушению избирательного законодательства в правоохранительные органы.

Участковая избирательная комиссия рассмотрела заявление, что следует из решения от 14 сентября 2014 года № 12, факт нарушения закона при проведении голосования установлен не был.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку заявление о нарушении закона было рассмотрено, по нему принято решение в пределах полномочий участковой избирательной комиссии, закон не возлагает на избирательную комиссию обязанности обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, в связи с чем требования заявителя о возложении обязанности на участковую избирательную комиссию принять решение по указанному заявлению, обратиться с представлением о проведении проверки и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, удовлетворению не подлежат.

По обращению Минковича А.Л. в Территориальную избирательную комиссию 15 сентября 2014 года судом указано, что из копии жалобы, представленной заявителем, следует, что жалоба была получена И. 15 сентября 2014 года в 11 часов 40 минут для передачи в Территориальную избирательную комиссию. Однако, лицо, получившее данную жалобу, не является членом Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района. Согласно журнала регистрации заявлений (жалоб), поданных в Территориальную избирательную комиссию, жалоба Минковича А.Л. в Территориальную избирательную комиссию не поступала, заявителем не представлены доказательства подачи жалобы 15 сентября 2014 года в Территориальную избирательную комиссию в установленное время работы комиссии, либо передачи жалобы иным лицом в Территориальную избирательную комиссию.

В связи с чем жалоба заявителя на бездействие участковой избирательной комиссии № 2750, датированная 15 сентября 2014 года, не может считаться поданной в Территориальную избирательную комиссию, поэтому на данную комиссию не может быть возложена обязанность по ее рассмотрению.

Разрешая требования заявителя о внесении изменений в протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 2750 от 14 сентября 2014 года, в протокол Территориальной избирательной комиссии от 15 сентября 2014 года в части указания сведений о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу, суд исходил из того, что согласно протокола участковой избирательной комиссии в строке "Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу, указан цифра "0" (ноль), что является неправомерным. Аналогичные сведения - указана цифра "0" в соответствующей строке протокола Территориальной избирательной комиссии.

Суд пришел к выводу о том, что в протоколах избирательных комиссий должны содержаться сведения о любых поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалобах (заявлениях), независимо от того, установлено ли нарушение закона при рассмотрении указанных жалоб (заявлений), или нет, указанные сведения должны быть отражены в протоколе Территориальной избирательной комиссии, в котором указываются суммарные данные по строкам протокола участковой комиссии об итогах голосования.

Поскольку протоколы    избирательных комиссий не содержат необходимых, обязательных и фактических сведений, суд пришел к выводу о внесении изменений в соответствующие протоколы комиссий.

С выводами суда о наличии оснований для внесения в протокол Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района от 15 сентября 2014 года сведений о количестве поступивших в участковые комиссии в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу, судебная коллегия согласиться не может исходя из следующего.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Федерального закона № 67-ФЗ участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.

Пункт 2 указанной нормы устанавливает перечень данных, которые должен содержать протокол об итогах голосования, а также исчерпывающий перечень строк протокола участковой избирательной комиссии, которые отражены в подпункт "д" пункта 2 статьи 67 Федерального закона № 67-ФЗ.

В силу подпункта "е" пункта 2 статьи 67 указанного Закона протокол об итогах голосования должен содержать сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу.

Статья 69 Федерального закона № 67-ФЗ регламентирует порядок обработки итогов голосования в территориальных комиссиях, окружных избирательных комиссиях, избирательных комиссиях муниципальных образований, избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 69 Федерального закона № 67-ФЗ по данным протоколов нижестоящих комиссий вышестоящая комиссия составляет сводную таблицу и протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума), в который заносятся данные о количестве нижестоящих комиссий на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации, количестве поступивших протоколов нижестоящих комиссий, на основании которых составляется указанный протокол, а также суммарные данные по строкам протокола участковой комиссии об итогах голосования, установленным пунктом 2 статьи 67 настоящего Федерального закона. В протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) заносятся также данные о числе открепительных удостоверений, полученных соответствующей комиссией, числе открепительных удостоверений, выданных нижестоящим комиссиям, числе неиспользованных открепительных удостоверений, погашенных соответствующей комиссией, и числе утраченных в соответствующей комиссии открепительных удостоверений. В сводную таблицу об итогах голосования (о результатах выборов, референдума), составляемую комиссией (за исключением комиссии, непосредственно вышестоящей по отношению к участковой комиссии), заносятся также данные протокола нижестоящей комиссии о числе открепительных удостоверений, полученных соответствующей комиссией, числе открепительных удостоверений, выданных нижестоящим комиссиям, числе неиспользованных открепительных удостоверений, погашенных соответствующей комиссией, и числе открепительных удостоверений, утраченных в соответствующей комиссии. Для подписания протокола комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов нижестоящих комиссий. После этого комиссия подписывает протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) и выдает копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания протокола недействительным.

Таким образом, протокол вышестоящей комиссии об итогах голосования содержит исчерпывающий перечень данных, который приведен в пункте 3 статьи 69 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", расширительному толкованию данный перечень не подлежит.

С учетом того, что избирательным законодательством не возложена обязанность на Территориальную избирательную комиссию при составлении сводной таблицы и протокола об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) по данным протоколов нижестоящих комиссий указывать сведения о количестве поступивших в нижестоящие комиссии в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу, а также исходя из того, что доказательств, подтверждающих, что поступившее в участковую избирательную комиссию заявление П. от 14 сентября 2014 года могло повлиять на результаты выборов, в материалах дела отсутствуют, выводы суда о внесении изменения в протокол Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района о результатах выборов по одномандатному избирательному округу № 1 являются ошибочными, основаны на неверном толковании норм материального права.

Ссылки заявителя в возражениях на апелляционную жалобу на Постановление ЦИК России от 11.02.2000г. № 81/961-3 "Об Инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при проведении выборов Президента Российской Федерации, подлежат отклонению как не имеющие правового значения для разрешения настоящего дела.

При таких обстоятельствах, решение суда в части внесения изменений в протокол Территориальной избирательной комиссии подлежит отмене, абзац третий из резолютивной части решения суда подлежит исключению.

Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Пермского районного суда Пермского края от 08 октября 2014 года отменить в части внесения изменений в протокол Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района шестого созыва от 15 сентября 2014 года в указании сведений о количестве поступивших в участковые комиссии в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу.

Исключить из резолютивной части решения суда третий абзац.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи

33-11598/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Минкович А.Л.
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Кустова Ирина Юрьевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
24.12.2014Судебное заседание
30.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.01.2015Передано в экспедицию
24.12.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее