Дело № 2-630/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Южа Ивановской области 21 октября 2015 года
Южский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Пятых Л.В.,
с участием прокурора Южской районной прокуратуры Ивановской области Волковой Н.А.,
при секретаре Ляпиной Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Южской районной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Хотимльского сельского поселения Южского муниципального района о понуждении произвести очистку, дезинфекцию и промывку колодцев в д. Емельяново Южского района Ивановской области,
у с т а н о в и л:
Прокурор Южской районной прокуратуры Ивановской области обратился в суд с иском, в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Хотимльского сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности совершить определенные действия, а именно о понуждении устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и провести очистку 2-х общественных колодцев, расположенных в д. Емельяново, на территории Хотимльского сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Как следует из искового заявления прокуратурой Южского района Ивановской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере водоснабжения и водопользования на территории Южского муниципального района, в ходе которой установлено, что на балансе муниципального образования состоят, в том числе 2 шахтный колодца, расположенных в д. Емельяново, чистка и дезинфекция которых, в нарушение санитарных требований, установленных п.п. 5.5 и 5.6. «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. САНПиН 2.1.4.1175-02» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 25.11.2002 года, не проводилась более 1 года.
В судебном заседании прокурор Южской районной прокуратуры, Волкова Н.А. исковые требования уточнила, просила обязать администрацию Хотимльского сельского поселения произвести чистку, дезинфекцию и промывку двух колодцев, находящихся на балансе администрации поселения и расположенных в д. Емельяново Южского района в срок до 20 марта 2016 года. Доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала.
Представитель ответчика Администрации Хотимльского сельского поселения Южского муниципального района исполняющая обязанности главы Хотимльского сельского поселения, возглавляющая местную администрацию Порожнякова Г.М. исковые требования не признала. Суду пояснила, что на территории д. Емельяново, расположенной в границах Хотимльского сельского поселения действительно имеется 2 общественных шахтных колодца, включенных в реестр муниципальной собственности и находящихся на балансе администрации. Централизованного водоснабжения в указанном населенном пункте не имеется. Многие жители имеют индивидуальные скважины, из которых получают воду. Один из шахтных колодцев, являющихся предметом спора, выстроен в 2011 году, имеет глубину 18 метров. С момента возведения и пуска в эксплуатацию чистка и дезинфекция колодца не производилась. Вместе с тем жалоб от жителей на качество воды не поступало. Считает, что колодец находится в надлежащем санитарном состоянии и чистки не требует. Также пояснила, что каких либо замеров и исследований качества воды в колодцах не производилось, данное качество определялось на вкус. Второй колодец, находящийся в д. Емельяново, имеет глубину 23 метра, выстроен в 2012 году, жители населенного пункта им не пользуются. Чистка колодца с момента ввода в эксплуатацию не производилась. Вместе с тем, колодец имеет свободный доступ для населения, находится на балансе администрации.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статьям 1, 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой, в том числе социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха), не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами (ч.2 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 ноября 2002 № 40 введены в действие санитарные правила Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02 (вместе с "СанПиН 2.1.4.1175-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 12 ноября 2002) (далее Правила).
Согласно названных Правил санитарные правила и нормы являются обязательными для соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (п.1.6.), правильное содержание и эксплуатация водозаборных сооружений и устройств имеет решающее значение в профилактике микробного и химического загрязнения питьевой воды (п.5.1).
В силу п. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ (ред. от 02 июля 2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Из п.4 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования Хотимльского сельского поселения Южского муниципального района следует, что к вопросам местного значения Хотимльского сельского поселения Южского муниципального района отнесена, в том числе, организация в границах поселения водоснабжение населения.
В ч.1 ст.32 Устава муниципального образования Хотимльского сельского поселения Южского муниципального района указано, что администрация Хотимльского сельского поселения, является исполнительно-распорядительным органом власти, которая наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления федеральными законами и законами Ивановской области.
Согласно п.3 ч.1 ст.33 Устава, администрация Хотимльского сельского поселения управляет муниципальной и иной переданной в Управлении Хотимльского сельского поселения собственностью.
Из представленных суду доказательств следует, что в ходе проведенной прокуратурой Южского района Ивановской области проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в части устройства и содержания шахтных колодцев общего пользования используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных на территории Хотимльского сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области было установлено, что на балансе муниципального образования состоят два шахтных хозяйственно-питьевых колодца, расположенных по адресу: Ивановская область, Южский район, д. Емельяново, являющиеся источником нецентрализованного питьевого водоснабжения.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества Хотимльского сельского поселения, в состав указанного имущества входят 2 колодца, расположенных в д. Емельяново на ул. Фрунзе.
Представитель ответчика признал тот факт, что чистка, дезинфекция и промывка указанных колодцев не производилась более одного года.
В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.
Законодатель исключает любую возможность отступления от требований санитарных правил и гигиенических нормативов, а нарушение таких требований влечёт ответственность за совершаемые действия, поскольку существенная угроза общественным отношениям (здоровью и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения) заключается в пренебрежительном отношении органа местного самоуправления к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Пунктами 5.5, 5.6, 5.7 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» установлено, что чистка колодца (каптажа) должна производиться пользователями по первому требованию центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, но не реже одного раза в год с одновременным текущим ремонтом оборудования и крепления. После каждой чистки или ремонта должна производиться дезинфекция водозаборных сооружений хлорсодержащими реагентами и последующая их промывка. Чистка, дезинфекция и промывка водозаборных сооружений и устройств производится за счет средств органов местного самоуправления, коллективных и индивидуальных пользователей.
Таким образом, исходя из указанных правовых норм, наличие или отсутствие сведений о качестве питьевой воды в общественных колодцах не освобождает орган местного самоуправления от обязанности производить не реже одного раза в год чистку данных колодцев.
В соответствии с положениями ст.56 ГПК РФ на ответчика возлагается обязанность доказать, что водоснабжение в населенном пункте организовано надлежащим образом, в частности, соответствующая чистка колодцев производится не реже одного раза в год, таких доказательств, ответчик суду не представил, приведённые прокурором доводы признал.
При установленных обстоятельствах, учитывая, что требования прокурора направлены на обеспечение реализации ответчиком своих обязанностей, возложенных на него федеральным законом, и в защиту прав неопределённого круга лиц, использующих в качестве источника водоснабжения шахтные колодцы общего пользования, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокуратурой Южского района Ивановской области требования о возложении обязанности по очистке, дезинфекции и промывке двух колодцев, расположенных в д. Емельяново Южского района Ивановской области подлежат удовлетворению.
Срок исполнения, заявленных прокурором требований до 20 марта 2016 года является разумным и с учетом обстоятельств дела справедливым.
В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК Российской Федерации с ответчиков в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате им государственной пошлины.
В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Учитывая изложенное, расходы по уплате государственной пошлины с ответчика взысканию не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Южского района Ивановской области удовлетворить.
Обязать администрацию Хотимльского сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области в срок до 20 марта 2016 года произвести очистку, двух общественных шахтных хозяйственно-питьевых колодцев, расположенных в д. Емельяново Южского района Ивановской области с последующей дезинфекцией и промывкой водозаборных сооружений.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Южский районный суд в течение месячного срока со дня его вынесения.
Председательствующий Л.В. Пятых
Решение в окончательной форме вынесено 23 октября 2015 года