Дело № 2а-2701/2020
УИД: 21RS0023-01-2020-002566-33
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июня 2020 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары в составе председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Тарасовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары к Кудрявцевой Надежде Николаевне о взыскании налоговой задолженности и штрафных санкций,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары обратилась в суд с административным иском о взыскании с Кудрявцевой Н.Н. налоговой задолженности в общей сумме 3 505 руб. 93 коп., в том числе: налог на имущество физических лиц за дата год – 41 руб. 00 коп.; пени по налогу на имущество физических лиц за период с дата по дата - 00 руб. 18 коп.; транспортный налог с физических лиц за дата год – 3 450 руб. 00 коп.; пени по транспортному налогу с физических лиц за период с дата по дата - 14 руб. 75 коп., указав в нем, что ответчик является собственником жилых помещений в адрес, расположенных по адресам: адрес (право собственности зарегистрировано дата) и по адрес (дата регистрации права собственности - дата), являющихся объектами налогообложения. В адрес налогоплательщика, указывает истец, дата направлено налоговое уведомление -----, в котором ответчику сообщалось о необходимости уплаты в срок до дата налога на имущество физических лиц за дата год, с указанием суммы расчета налога. Помимо этого, указывает истец, ответчику в период с дата по дата принадлежало на праве собственности транспортное средство марки ------, регистрационный знак -----, VIN -----. Сумма транспортного налога начислена за дата год в сумме 3 450 руб. 00 коп., налоговое уведомление ----- в адрес ответчика направлено дата, срок уплаты определен в срок до дата. В связи с тем, что ответчик в установленные сроки указанный налог не оплатил, ему на основании ст. 75 НК РФ начислены пени. Свое право на предъявление иска истец обосновывает ссылкой на положения ст. 48 НК РФ.
В судебном заседании представитель истца не присутствовал, о месте и времени разрешения данного спора извещен надлежащим образом.
Ответчик о месте и времени разрешения данного спора извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющаяся в материалах дела расписка, однако в судебном заседании не присутствовал, причину неявки суду не сообщил.
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам (ч.2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, указанная задолженность подлежит взысканию в судебном порядке за счет имущества, в том числе денежных средств физических лиц в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3).
Основания для предъявления данного административного иска имеются (определение об отмене судебного приказа принято мировым судьей судебного участка № 2 Ленинского района г. Чебоксары дата, административный иск подан дата).
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом - статья 45 НК РФ.
В соответствии со ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статья 15 НК РФ налог на имущество физических лиц относит к местным налогам.
До 01 января 2015 г. вопросы уплаты указанного налога регулировались, в том числе Законом Российской Федерации от 09 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", согласно которому плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (пункт 1 статьи 1). Жилые дома признавались объектами налогообложения (пункт 1 статьи 2).
В силу пункта 1 статьи 3 указанного Закона ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения в следующих пределах: до 0,1 процента (включительно) при суммарной инвентаризационной стоимости до 300000 руб. (включительно), свыше 0,1 до 0,3 процента (включительно) - при суммарной инвентаризационной стоимости свыше 300000 руб. до 500000 руб. (включительно), свыше 0,3 до 2,0 процента (включительно) при суммарной инвентаризационной стоимости свыше 500000 руб. Кроме того, представительным органам местного самоуправления было предоставлено право определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, и типа использования объекта налогообложения.
Согласно п. 4 ст. 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации ежегодно до 1 марта представляют в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года. Налог исчисляется налоговыми органами по месту нахождения объектов налогообложения на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.
В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
Из представленных суду доказательств следует, что ответчику с дата принадлежит на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: адрес, являющееся объектом налогообложения. В адрес ответчика дата направлено налоговое уведомление -----, в котором ему сообщалось о необходимости уплаты в срок до дата налога на имущество физических лиц за дата год, с указанием суммы расчета налога.
Однако, как видно из материалов дела, в установленный данным уведомлением срок ответчик указанный налог перечислил не в полном объеме. Сумма налоговой задолженности по данному виду налога на момент подачи иска составила 41 руб. 00 коп.; пени по налогу на имущество физических лиц за период с дата по дата - 00 руб. 18 коп.
Из материалов дела также следует, что в период с дата по дата ответчику принадлежало на праве собственности транспортное средство марки ------, регистрационный знак -----, VIN -----.
Транспортный налог отнесен к региональным налогам (ст.14 НК РФ).
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ч. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговым периодом признается календарный год (ч. 1 ст. 360 НК РФ).
Согласно абз.3 ч.1 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства (ч. 1 ст. 361 НК РФ).
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
В Чувашской Республике данный вопрос регулируется Законом Чувашской Республики от 23.07.2001 г. № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации».
Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в размерах, определенных ст. 36 данного Закона.
Сумма транспортного налога начислена за дата год в сумме 3 450 руб. 00 коп., налоговое уведомление ----- в адрес ответчика направлено дата, срок уплаты определен в срок до дата.На указанную налоговую задолженность ответчику выставлено требование об уплате налога по состоянию на дата, в котором ответчику сообщалось о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц и транспортного налога за дата год, с указанием суммы расчета налога. Доказательствами того, что указанная сумма задолженности была ответчиком погашена, суд не располагает.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П указал, что пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налогов.
Конституционно-правовой смысл данного Постановления сохраняется и по отношению к пене, начисляемой на недоимки по страховым взносам с плательщика страховых взносов.
При разрешении данного спора суд также учитывает и Определение Конституционного Суда РФ от 04.07.2002 № 200-О, в п. 3 которого суд разъяснил, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (п. 1 ст. 57 НК РФ); эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (п. 3 ст. 57 НК РФ); подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки (п. 2 ст. 58 НК РФ).
В Постановлении от 17.12.1996 № 20-П и Определении от 04.07.2002 N 202-О Конституционный Суд РФ определил, что пени являются дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
Поскольку ответчиком требования истца об оплате имеющейся задолженности по налогам в установленные сроки не исполнены, истец вправе взыскать образовавшуюся налоговую задолженность и пени в судебном порядке.
Наличие у ответчика задолженности в указанном в иске размере подтверждено направленными в адрес ответчика налоговым уведомлением и требованием, в которых отражены все данные расчета, и которые ответчиком не оспорены. Учитывая, что ответчик не возражал против заявленной ко взысканию суммы задолженности, и своего расчета не представил, суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению в полном объеме.
При этом то обстоятельство, что ответчик Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от дата признан несостоятельным (банкротом) и конкурсное производство завершено, основанием для отказа в удовлетворении данного иска не является.
Так, в силу статей 2, 5 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» налоги и пени за неисполнение обязанности по уплате налогов для целей этого Федерального закона отнесены к обязательным платежам, которые в свою очередь, могут являться и текущими платежами, если возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом. При этом кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, лицами, участвующими в деле о банкротстве, не признаются. Их требования по текущим платежам в реестр требований кредиторов не включаются, а подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.
Аналогичные положения содержатся в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15 декабря 2014 года N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которому требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Применительно к данному спору обязанность ответчика по уплате налога на имущество физических лиц за дата год в соответствии с пунктом 4 статьи 397 НК РФ возникла на основании налогового уведомления от дата, то есть после даты принятия заявления о признании ее банкротом.
При этом налоговый орган вправе требовать уплаты налогов за указанный налоговый период только по истечении установленного законом срока уплаты налога – дата, то есть после завершения процедуры реализации имущества ответчика.
Неуплаченный налог после признания ответчика несостоятельным (банкротом) относится к текущим платежам (постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве»).
Согласно пункту 5 статьи 213.28 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127 «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Следовательно, административный истец был наделен правом на предъявление административных исковых требований к ответчику по уплате налога на имущество за дата год после признания его несостоятельным (банкротом), но в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
При разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
Как уже указывал суд срок на обращение в суд за взысканием недоимки и пени, предусмотренный пунктами 2 и 3 статьи 48, положениями статьи 70 НК РФ истцом не пропущен.
Пунктом 8 ст. 333.20 НК РФ предусмотрено, что в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Как указано в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 61.1 БК РФ налоговые доходы от федеральных налогов и сборов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов.
В соответствии с приведенными нормами и на основании ст. ст. 103, 111 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета также подлежит взысканию госпошлина в сумме 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
Взыскать с Кудрявцевой Надежды Николаевны, зарегистрированной по адресу: адрес в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары задолженность по налогу в общей сумме 3 505 руб. 93 коп., в том числе:
- налог на имущество физических лиц за дата год – 41 руб. 00 коп.;
- пени по налогу на имущество физических лиц за период с дата по дата - 00 руб. 18 коп.;
- транспортный налог с физических лиц за дата год – 3 450 руб. 00 коп.;
- пени по транспортному налогу с физических лиц за период с дата по дата - 14 руб. 75 коп.
Взысканную сумму задолженности перечислить по следующим реквизитам: номер счета получателя платежа: 40101810900000010005; КБК по налогу на имущество: 18210601020041000110; КБК пени по налогу на имущество: 18210601020042100110; КБК по транспортному налогу: 18210604012021000110; КБК пени по транспортному налогу: 18210604012022100110; наименование банка: ОТДЕЛЕНИЕ-НБ Чувашской Республики банка России; БИК 049706001, наименование получателя платежа: УФК по Чувашской Республике; налоговый орган: ИНН 2130000012, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары; наименование платежа: налог на имущество, пени по налогу на имущество, транспортный налог, пени по транспортному налогу.
Взыскать с Кудрявцевой Надежды Николаевны госпошлину в доход муниципального бюджета в сумме 400 руб. 00 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева
Мотивированное решение составлено 25 июня 2020 года.
------