Решение по делу № 66а-297/2020 от 23.03.2020

ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 66а-297/2020

            Санкт-Петербург                                                                   12 мая 2020 года

Второй апелляционный суд общей юрисдикции, в составе:

Председательствующего судьи Головкиной Л.А.,

при секретаре Герасимовой Е.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело №3а-70/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее Управление Росреестра по ХМАО-Югре), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Уральскому федеральному округу (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УФО), Правительству Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости по апелляционной жалобе ФИО1 на решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 февраля 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

установил:

Петрук Е.С. является собственником объекта капитального строительства с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 декабря 2012 года № 549-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее - Постановление от 24 декабря 2012 года №549-п) утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, включающие: кадастровую стоимость объектов недвижимости на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (приложение 1); средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровых кварталов по муниципальным районам (городским округам) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (приложение 2); минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости населенных пунктов, муниципальных районов (городских округов) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (приложение 3)

В соответствии с Постановлением от 24 декабря 2012 года №549-п кадастровая стоимость объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу определена по состоянию на 7 июля 2012 года в размере <данные изъяты> рублей; сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) 21 января 2013 года.

Петрук Е.С., ссылаясь на положения налогового законодательства, статью 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) и считая свои права нарушенными необходимостью нести бремя повышенных налоговых платежей, находящихся в прямой зависимости от величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по состоянию на 7 июля 2012 года в размере <данные изъяты> рублей, подтвержденной отчетом <данные изъяты> Общества с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы и оценки «Церта».

Одновременно Петрук Е.С. просил восстановить пропущенный срок обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ установлена кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости постановлено считать ДД.ММ.ГГГГ. Решением суда определено, что сведения о кадастровой стоимости, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения в ЕГРН результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценке. В удовлетворении исковых требований к ФГБУ «ФКП Росреестра» - отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 февраля 2020 года изменить в части, указав, что новая кадастровая стоимость объекта капитального строительства, установленная решением суда, применяется с ДД.ММ.ГГГГ.

Ввиду подачи апелляционной жалобы на решение суда, принятого в порядке упрощенного (письменного) производства, руководствуясь частью 2 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрение административного дела по апелляционной жалобе осуществляется судьей единолично.

Административный истец Петрук Е.С., административные ответчики Управление Росреестра по ХМАО-Югре, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УФО, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, заинтересованное лицо Администрация города Сургута в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Также информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном интернет-сайте суда. Учитывая, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и гражданами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <адрес> определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, Приложение 1 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ -п.

Согласно выписке из ЕГРН кадастровый номер объекту с кадастровым номером <данные изъяты> присвоен ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая стоимость объекта утверждена актом от ДД.ММ.ГГГГ.

В подтверждение заявленных требований административным истцом представлен отчет -Г/86 от ДД.ММ.ГГГГ, а также дополнение к названному отчету от ДД.ММ.ГГГГ, в котором исправлена техническая описка, подготовленные Обществом с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы и оценки «Церта», согласно которым рыночная стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с учетом округления составляет <данные изъяты> рублей.

Разрешая административный спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 3, 24.18, 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ, федеральными стандартами оценки, положениями главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации, исследовал и оценил представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, включая отчет оценщика, который признал отвечающим принципам допустимости, относимости и достоверности, принял во внимание отсутствие возражений по существу заявленного требования со стороны административных ответчиков и заинтересованных лиц, пришел к обоснованному выводу об установлении кадастровой стоимости принадлежащего Петруку Е.С. объекта капитального строительства в размере, равном его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей, на основании отчета об оценке, представленного административным истцом.

В части установленного судом размера кадастровой стоимости решение суда не оспаривается.

Руководствуясь положениями абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ, суд пришел к выводу, что кадастровая стоимость объекта капитального строительства устанавливается в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января года, в котором подано заявление – ДД.ММ.ГГГГ, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки в Единый государственный реестр недвижимости. Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости постановлено считать ДД.ММ.ГГГГ, когда административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением.

В апелляционной жалобе административный истец выражает несогласие с решением суда в части периода применения новой кадастровой стоимости с ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на положения пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, полагает, что новая кадастровая стоимость объекта недвижимости, установленная решением суда от 10 февраля 2020 года, должна применяться с ДД.ММ.ГГГГ.

Суд находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы.

С принятием Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в статью 403 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующую порядок определения налоговой базы налогу на имущество физических лиц подпунктом «а» пункта 6 статьи 2 данного Федерального закона были внесены изменения, согласно которым в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В результате данных законодательных изменений нормативное регулирование, предусматривающее учет измененной в установленных процедурах кадастровой стоимости имущества исходя из его рыночной стоимости, начиная с налогового периода, в котором налогоплательщиком было подано соответствующее заявление, утратило силу с 1 января 2019 года (часть 3 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ).

Конституционный суд в определении от 29 мая 2019 года № 1438-О указал, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Вышеуказанное также относится к изменению кадастровой стоимости иных объектов недвижимого имущества на основании установления его рыночной стоимости.

В соответствии с пунктом 2 статьи 375, пунктом 1 статьи 391, пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, каждого земельного участка и каждого объекта налогообложения определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом

В пункте 25 Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 разъяснено, что резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Оспариваемое решение суда содержит в себе выводы относительно даты начала применения кадастровой стоимости, что противоречит вышеуказанным требованиям, при этом вопрос определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении объектов недвижимого имущества не являлся предметом настоящего административного спора. Следовательно, указание о применении установленной судом кадастровой стоимости на период с 1 января 2019 года подлежит исключению из мотивировочной и резолютивной части решения суда.

Довод апелляционной жалобы о применении кадастровой стоимости с 27 октября 2015 года со ссылкой на пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации основаны на неправильном применении норм материального права, поскольку как указано ранее, вопрос определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении объектов недвижимого имущества не являлся предметом настоящего административного спора.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

Решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 февраля 2020 года изменить, исключив из мотивировочной части решения и абзаца 3 резолютивной части решения суда слова «с 1 января 2019 года».

В остальной части решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 февраля 2020 года оставить без изменения.

Судья                                         Л.А. Головкина

66а-297/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
ИП Петрук Евгений Степанович
Ответчики
ФГБУ ФКП Росреестра (филиал по УФО)
Управление Росреестра по ХМАО-Югре
Правительство ХМАО-Югры
Другие
Чечеткина Марина Викторовна
Администрация города Сургут
Суд
Второй апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Головкина Лариса Алексеевна
Дело на странице суда
2ap.sudrf.ru
23.03.2020Передача дела судье
14.04.2020Судебное заседание
12.05.2020Судебное заседание
19.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2020Передано в экспедицию
12.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее