Решение по делу № 33-4460/2016 от 27.10.2016

Судья Леккерева И.С.

№ 33-4460/2016

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 декабря 2016 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Королевой С.В.,

судей Слиж Н.Ю., Глушенко Н.О.

при секретаре Баталовой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика - администрации Прионежского муниципального района на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 08 сентября 2016 г. по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.

Заслушав доклад судьи Слиж Н.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском по тем основаниям, что в ходе осуществления проверки соблюдения требований природоохранного законодательства на территории Прионежского муниципального района РК в районе СНТ «(...)» вдоль дороги направлением от микрорайона «(...)» в сторону свалки твердых бытовых отходов в м. (...) на расстоянии 1,2 км от поворота. Размещение данной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Просил суд обязать ответчика ликвидировать указанную свалку.

Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд возложил на администрацию Прионежского муниципального района РК обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную в районе СНТ «(...)» вдоль дороги направлением от микрорайона «(...)» в сторону свалки твердых бытовых отходов в м. (...) на расстоянии 1,2 км от поворота, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

С решением не согласен ответчик - администрация Прионежского муниципального района, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что суд первой инстанции при вынесении решения применил положения законодательства, которые претерпели изменения и действуют в новой редакции. Полагает, что содержание измененной компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования, включая закрепленные в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами. Поясняет, что законодательством разграничены вопросы местного значения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, и вопросы государственного значения, решение которых возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Указывает, что при решении вопросов, связанных с ликвидацией несанкционированного складирования бытовых отходов, размещенных после 01.01.2016 неустановленными лицами на земельных участках, расположенных на территории муниципального района, необходимо иметь ввиду, что на муниципальные районы возложена не вся полнота бремени несения затрат по очистке территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами, а именно участие в осуществлении мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности такой очистки. Поясняет, что с 01.01.2016 изменена компетенция органов государственной власти субъектов и местного самоуправления, порядок организации деятельности в области отходов производства и потребления, что исключает возложение на орган местного самоуправления муниципального района обязанности по ликвидации несанкционированной свалки за счет средств местного бюджета без наделения его соответствующими полномочиями органа исполнительной власти субъекта. При таких обстоятельствах оснований для возложения на администрацию Прионежского муниципального района обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной в районе СНТ «(...)», не имеется.

Карельский межрайонный природоохранный прокурор в письменных возражениях на апелляционную жалобу указал, что из системного толкования и взаимосвязи п. 18 ч. 1 ст. 14, ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципальных районов отнесены к компетенции органов местного самоуправления. Поясняет, что поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований, на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения. Указывает, что проверкой, проведенной Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что размещение указанной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Доказательства, подтверждающие принадлежность отходов и мусора каким-либо иным лицам, администрацией Прионежского муниципального района суду представлены не были. На основании изложенного полагает, что суд первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями закона удовлетворил исковые требования.

Министерство по природопользованию и экологии РК в письменном отзыве, а также в дополнении к отзыву на апелляционную жалобу указало, что Правительством Республики Карелия посредством органов исполнительной власти Республики Карелия ведется работа по реализации полномочий, переданных субъектам Российской Федерации изменениями, внесенными в Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Поясняет, что несанкционированные свалки образуются в результате жизнедеятельности населения из-за ненадлежащей организации сбора и вывоза отходов на территории Прионежского муниципального района. Период образования несанкционированной свалки, расположенной в районе СНТ «(...)» вдоль дороги по направлению от микрорайона «(...)» в сторону свалки твердых бытовых отходов в м. (...) на расстоянии 1,2 км от поворота, не установлен. Отмечает, что с 01.01.2016 изменена компетенция органов государственной власти субъектов и местного самоуправления, а также порядок организации деятельности в области отходов производства и потребления. В соответствии с ч. 1, 4, 5, 6 ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Региональный оператор, выбираемый на конкурсной основе и операторы, с которыми он заключает соответствующие договоры, непосредственно осуществляют деятельность по обращению с ТКО на территории субъекта. Соответственно сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов осуществляются после проведения торгов. Во исполнение положений указанного Федерального закона Законодательным Собранием Республики Карелия принят Закон Республики Карелия от 04.04.2016 г. № 2007-ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления», которым разделены полномочия только между органами исполнительной власти Республики Карелия. Полномочия органов местного самоуправления данный Закон не затрагивает и не освобождает Администрацию от обязанностей, установленных федеральными законами, в том числе в организации деятельности по ликвидации уже существующих несанкционированных свалок отходов. Существующие несанкционированные свалки образованы из-за ненадлежащей организации сбора и вывоза отходов жизнедеятельности населения на территории Прионежского муниципального района в течении длительного периода, что свидетельствуют о ненадлежащем выполнении Администрацией возложенных на нее законом обязанностей по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов, санитарной очистке территории района, влекущем нарушение приведенных выше положений законодательства об охране окружающей среды. Органами исполнительной власти Республики Карелия ведется работа по разработке территориальной схемы в области обращения с коммунальными отходами. Предусмотренные Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами не освобождают их от выполнения регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории от коммунальных отходов. Невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления таких функций, ставшее причиной загрязнения территории, может являться основанием для возложения обязанности принять меры, необходимые для ликвидации свалки, образованной в результате жизнедеятельности местного общества. Считает, что решение является законным и обоснованным, в удовлетворении требований, изложенных в апелляционной жалобе Администрации, просит отказать.

Согласно п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является, в частности, принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Разрешение вопроса об участии в деле тех или иных лиц основывается на общих принципах гражданского процессуального права, предусмотренных ст. 12 ГПК РФ, согласно которой суд создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

В соответствии с разъяснениями п.17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» судам следует обращать внимание на то, что возможность участия тех или иных лиц в процессе по конкретному делу определяется характером спорного правоотношения и наличием материально-правового интереса, поэтому определение возможного круга лиц, которые должны участвовать в деле, начинается с анализа правоотношений и установления конкретных носителей прав и обязанностей.

В силу ч. 3 ст. 40 ГПК РФ в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе.

Принимая во внимание, что в настоящем деле предметом рассмотрения являются полномочия в сфере организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, в целях правильного разрешения спора суду следовало полно и достоверно установить перечень органов публичных образований, компетентных в указанной сфере, и, руководствуясь названной выше ч.3 ст. 40 ГПК РФ, привлечь их к участию в деле в качестве ответчиков.

Статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым относятся принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности.

В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

На основании п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Абзацем 16 ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в редакции, действующей с 1 января 2016г., предусмотрено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно Положению о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденному постановлением Правительства Республики Карелия от 09.07.2013 № 216-П, указанное Министерство организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Таким образом, к участию в настоящем деле, наряду с администрацией Прионежского муниципального района, в качестве соответчика должно быть привлечено Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.

В соответствии с положениями ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 данной статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Учитывая изложенное, определением судебной коллегии от 22.12.2016 произведен переход к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Прионежского муниципального района Ошаева А.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Прокурор Иовлев Д.С., представитель ответчика - Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия Наумов А.И. и представители третьего лица - Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия в лице ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» Терещук А.В. и Фокина Е.А. выразили несогласие с доводами апелляционной жалобы, полагали, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно.

При этом представитель Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия пояснил, что Министерство не заключало какое-либо соглашение во исполнение своих полномочий в рассматриваемой сфере, указал также, что в связи с внесенным на рассмотрение Государственной Думы РФ законопроекта в случае возложения обязанности ликвидировать свалку на Министерство решение суда будет неисполнимым, поскольку данным законопроектом предполагается только поэтапное внедрение новой системы распределения полномочий в сфере обращения отходов.

Представители Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия поддержали позицию Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, а также доводы, изложенные в отзыве данного Министерства на апелляционную жалобу.

Рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, судебная коллегия установила следующее.

07.06.2016 в ходе осуществления Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения требований природоохранного законодательства на территории Прионежского муниципального района в районе СНТ «(...)» вдоль дороги направлением от микрорайона «(...)» в сторону свалки твердых бытовых отходов в м.(...) на расстоянии 1,2 км. от поворота выявлена несанкционированная свалка.

Обстоятельства наличия несанкционированной свалки, ее местоположения подтверждаются письменными материалами дела.

Так, согласно сведениям ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» Министерства по природопользованию и экологии РК от (...) несанкционированная свалка, расположенная в районе СНТ «(...)», на расстоянии 1,2 км. в сторону м.(...) от поворота дороги на горсвалку и микрорайон (...), расположена на полях, принадлежащих ранее Петрозаводской птицефабрике, за пределами населенных пунктов Деревянского сельского поселения.

Как следует из приведенных выше требований законодательства в области отходов производства и потребления, на органы местного самоуправления муниципального района возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории муниципального района, в свою очередь, на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложена обязанность организовать такую деятельность.

При этом законодательство не предусматривает основания освобождения органов местного самоуправления муниципального района, органов исполнительной власти от исполнения своих предусмотренных законом обязанностей.

При таких обстоятельствах упомянутая выше несанкционированная свалка должна быть ликвидирована как администрацией Прионежского муниципального района, так и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.

Вместе с тем, довод администрации Прионежского муниципального района о необходимости наделения решением регионального органа исполнительной власти органа местного самоуправления полномочиями по участию в ликвидации несанкционированных свалок не согласуется с приведенными выше нормами законов в сфере рассматриваемых отношений, не предусматривающими необходимость возложения соответствующих полномочий на отдельный орган местного самоуправления специальным решением.

Довод Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия о том, что несанкционированная свалка в Прионежском районе могла образоваться до определения компетенции органов исполнительной власти Республики Карелия в рассматриваемой сфере, также не является состоятельным и не имеет значения для разрешения спора по существу, поскольку до настоящего времени указанная свалка не ликвидирована.

Ссылка Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия на возможное изменение регулирования отношения в рассматриваемой сфере и, как следствие, предполагаемую неисполнимость решения суда, правового значения не имеет, поскольку согласно ст. 11 ГПК РФ суд разрешает заявленные требования на основании нормативных правовых актов, а не их проектов, тем более, что достоверных данных о содержании упомянутого Министерством проекта и стадии его рассмотрения суду не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 08 сентября 2016г. по настоящему делу отменить.

Принять по настоящему делу новое решение: исковое заявление Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки удовлетворить, обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия и администрацию Прионежского муниципального района в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего апелляционного определения ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в районе СНТ «(...)» вдоль дороги направлением от микрорайона «(...)» в сторону свалки твердых бытовых отходов в м. (...) на расстоянии 1,2 км от поворота.

Председательствующий

Судьи

33-4460/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Карельский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация Прионежского муниципального района
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК
Другие
Министерство по природопользованию и экологии РК в лице ГКУ РК "Прионежское центральное лесничество"
администрация Деревянского сельского поселения РК
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Слиж Надежда Юрьевна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
18.11.2016Судебное заседание
16.12.2016Судебное заседание
16.12.2016Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
16.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2016Судебное заседание
27.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее