Решение по делу № 2-13/2015 (2-629/2014;) от 26.11.2014

Гражданское дело г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Батыревский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Чукмаевой Т.Г., при секретаре Ш.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Я.М. к администрации <адрес> Чувашской Республики, администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди,

УСТАНОВИЛ:

Я.М. обратился в суд с иском к администрации <адрес> Чувашской Республики и к администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди.

Исковые требования мотивированы тем, что он с апреля ДД.ММ.ГГГГ года по ноябрь ДД.ММ.ГГГГ года служил в органах министерства внутренних дел (далее - МВД) Чувашской Республики, затем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил в органах Федеральной службы исполнения наказаний (далее - УФСИН) России по <адрес>. Общий стаж в льготном исчислении составляет 21 год пять месяцев 17 дней. До ДД.ММ.ГГГГ в очереди на получение жилья не состоял, своего собственного жилья не имеет, проживает в доме родителей, общая площадь указанного жилого дома составляет 60 кв.м. на 8 человек. ДД.ММ.ГГГГ на основании решении жилищной комиссии администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики признан нуждающимся в жилом помещении и имеющим право на государственную поддержку в форме субсидий на строительство (приобретение) жилого помещения, и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющим право на государственную поддержку.

В последующем истцом было представлено уточнение к исковому требованию, предъявив иск только к администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, где по указанным в первоначальном исковом заявлении основаниям просил обязать администрацию <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики предоставить ему жилое помещение вне очереди или денежный эквивалент в размере 1000000 (один миллион) рублей, как нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку и состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в <адрес> сельском поселении <адрес> Чувашской Республики с ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе судебного заседания истец Я.М. уточнённые исковые требования поддержал по заявленным основаниям, и вновь привел их суду, а также суду пояснил, что в 2010 году уволился из УФСИН России по <адрес> в связи с достижением предельного возраста, с назначением пенсии за выслугу лет. Общий стаж в льготном исчислении составляет 21 год пять месяцев 17 дней. В период работы в органах МВД Чувашской Республики, а также в период работы в УФСИН России по <адрес> на учете как нуждающийся в жилом помещении не состоял. После ухода на пенсию по выслуге лет, для дальнейшего проживания, вернулся в дом своих родителей в дер. <адрес> Чувашской Республики. Своего жилья не имеет. В доме родителей проживает его брат со своей семьей. С заявлением о включении в список участников, претендующих на получение государственного жилищного сертификата, в УФСИН России по <адрес> не обращался, также не обращался с указанным заявлением и к администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики. Просил обязать администрацию <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди или безвозмездную субсидию для приобретения жилья в денежном эквиваленте в размере одного миллиона рублей.

Представитель ответчика, администрации <адрес> сельского поселения, И.М., действующая на основании Устава, иск не признала и суду пояснила, что Я.М. малоимущим не признан, и в сельском поселении нет программы по обеспечению жильем на основании социального найма работников, уволенных из службы по достижению предельного возраста. Я.М. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для участия в программе развития села. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав представленные сторонами доказательства, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии части 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Из представленных суду доказательств следует, что истец не относится к указанным в части 2 статьи 57 ЖК РФ категориям граждан, обладающим правом на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Из выписки приказа УФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Я.М. уволен по п. «в» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) ст.58 Положения о службе в ОВД РФ, с ДД.ММ.ГГГГ, выслуга по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет: в календарном исчислении - 19 лет 08 месяцев 07 дней; в льготном исчислении - 21 год 05 месяцев 17 дней.

Из постановления главы <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Я.М. признан нуждающимся в жилых помещениях и имеющимся право на государственную поддержку в форме субсидий на строительство (приобретение) жилых помещений, и принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимся в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принять на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2 - ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановление и распоряжение, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года № 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.

По поручению Президента Российской Федерации от 02 ноября 1997 г. № 1777 Правительством Российской Федерации 20 января 1998 г. принято постановление № 71 «О федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты», которым утверждена федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты».

Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 года № 825 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно- исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений» установлено, что приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем уволенных со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов (п.1). Пунктом 2 Указа на эту категорию лиц распространено действие президентской программы «Государственные жилищные сертификаты».

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675 Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты» включена в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

В настоящее время действуют Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (редакция от 12 июля 2011 года).

В соответствии с пунктом 2 данных Правил государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).

Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил на участие в подпрограмме имеют признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях сотрудники учреждений и органов уголовно - исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудники учреждений и органов уголовно - исполнительной системы, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной службы (службы) ( п.10 Правил).

В силу подпункта «г» пункта 5 данных Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года.

Предоставление жилищных сертификатов гражданину предполагает предоставление денежных средств за счет федерального бюджета для приобретения жилья в собственность, то есть это иной вид обеспечения жильем специальной категории граждан, которые указаны в вышеприведенных законодательных актах, к которым относится и истец, как сотрудник федеральной службы исполнения наказаний.

Акты, предусматривающие выдачу жилищных сертификатов увольняемым сотрудникам органов федеральной службы исполнения наказаний, не ограничивают таких лиц сроком введения в действие ЖК РФ с 01.03.2005 г. Кроме того, сами эти акты приняты уже после введения в действие нового Жилищного Кодекса Российской Федерации.

По смыслу и в соответствии с системным толкованием закона, право на получение жилищных сертификатов имеют не только увольняемые сотрудники федеральной службы исполнения наказаний, состоящие в очереди на улучшение жилищных условий до 1 марта 2005 года, но и иные лица, подпадающие под категорию граждан, предусмотренную подпунктом «а» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Согласно п.п. «а» п.18 Правил выдачу сертификатов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).

Согласно п.19 Правил для участия в программе граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или органы местного самоуправления в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление об участия в подпрограмме.

В целях реализации Федерального закона от 08.12.2010 г. № 342 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.10.2011 года № 469 утвержден «Порядок предоставления жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, и приравненным к ним лицам».

В соответствии с п.п.1.2 и 1.3 указанного Порядка мероприятия по предоставлению гражданам, указанным в пункте 5 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставлению им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - единовременная денежная выплата) осуществляются органами местного самоуправления поселений и городских округов, уполномоченными на реализацию делегированных федеральных полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан в соответствии с частью 7 статьи 1 Закона Чувашской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями», п.1.3. финансирование расходов, связанных с предоставлением гражданам жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставлением единовременной денежной выплаты, осуществляется за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета в республиканский бюджет Чувашской Республики на указанные цели и распределяемых между бюджетами муниципальных районов (для расчета и предоставления субвенций бюджетам поселений) и бюджетами городских округов.

В соответствии с настоящим Порядком жилыми помещениями обеспечиваются следующие категории граждан:

1) граждане, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно:

граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более;

члены семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также члены семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, если право на обеспечение жилыми помещениями они приобрели в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы. При этом вдовы (вдовцы) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, имеют право на обеспечение жилыми помещениями до повторного вступления в брак;

граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

Формирование списков граждан, изъявивших желание получить жилые помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма или получить единовременную денежную выплату, и совместно с ними проживающих членов их семьи (далее - списки) осуществляется органами местного самоуправления.

Правительством РФ Постановлением от 6 сентября 1998 г. № 1054 утверждено соответствующие «Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку из службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».

Названными Правилами устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретаемого) за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 24 названных Правил из поставленных на очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, органом местного самоуправления составляется единый список очередников на получение (приобретение) жилья. А в соответствии с пунктами 28,29,30 Правил жилье, а также государственные жилищные сертификаты или безвозмездная финансовая помощь (социальная выплата) на строительство или покупку жилья предоставляется гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, состоящих на учете в едином списке, в порядке общей очереди, исходя из времени постановки на учет. При этом не допускается предоставление жилья и выдача жилищных сертификатов не состоящим в данном списке гражданам.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом и утверждены «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы».

Названными Правилами определены категории военнослужащих и уволенных с военной службы граждан, имеющих право на получение жилищных сертификатов. Предусмотрен в качестве обязательного условия заявительный порядок участия в подпрограмме путем подачи заявления (рапорта) об участии в подпрограмме по установленной форме и других необходимых документов (пункт 19). По результатам проверки представленных гражданином документов органом местного самоуправления принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы (пункт 21). Из числа лиц, подавших такие заявления, орган местного самоуправления формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, и предоставляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется в хронологической последовательности, исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 24). В свою очередь органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формируют сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на планируемый год в той же хронологической последовательности, в какой граждане поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 26).

Из изложенного следует, что при наличии прочих условий, обязательным условием для участия в Федеральной целевой программе является необходимость постановки таких граждан в список лиц, изъявивших желание на участие в подпрограмме на получение государственных жилищных сертификатов или безвозмездной финансовой помощи (социальной выплаты) на строительство или покупку жилья, сформированный в органе местного самоуправления и в сводный список граждан Чувашской Республики, сформированный в органе исполнительной власти Чувашской Республики, которые к тому же, формируются названными Правилами в сроки и в установленной процедуре.

Иной порядок обеспечения военнослужащих и граждан из их числа жильем за счет средств федерального бюджета не установлен.

Между тем, как следует из материалов дела, истец в списке, определенных указанными Правилами не состоял и в названные списки не включен, соответствующий компетентный орган решение о признании его участником подпрограммы либо об отказе в этом не принимал. В судебном заседании истец подтвердил, что с заявлениями о включении в список для получения выплаты для приобретения жилья не обращался, в список участников подпрограммы не был включен.

Истец, минуя установленные законом порядок и процедуру принятия граждан, обладающих правом на участие в названной выше подпрограмме, просит возложить на ответчика обязанность выплату ему денежные средства на приобретение жилого помещения. Между тем, из указанных выше нормативных актов и Правил следует, что предоставление субсидии на приобретение или строительство жилья в обход очереди лиц - участников подпрограммы, не допускается.

Таким образом, анализируя вышеизложенные нормы законов, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных истцом требований и подлежащих их отказу в удовлетворении.

Суд рассмотрел дело в пределах заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Я.М. к администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение или денежные средства в размере одного миллиона рублей для приобретения жилья, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме в Верховный суд Чувашской Республики через Батыревский районный суд.

Председательствующий: Т.Г. Чукмаева

Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

2-13/2015 (2-629/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Яраханов М.Р.
Ответчики
Администрация Батыревского района ЧР
Администрация Бикшикского с/п
Суд
Батыревский районный суд Чувашии
Дело на странице суда
batirevsky.chv.sudrf.ru
26.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.11.2014Передача материалов судье
28.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2014Подготовка дела (собеседование)
09.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.12.2014Судебное заседание
12.01.2015Подготовка дела (собеседование)
12.01.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2015Судебное заседание
02.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2015Дело оформлено
05.03.2015Дело передано в архив
27.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее