Судья Тройнина С.С. По делу № 33-9559/2019
Судья-докладчик Астафьева О.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 ноября 2019 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Николаевой Т.В.,
судей Рукавишникова П.П., Астафьевой О.Ю.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1957/2019 по иску С., М. к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Центр Ангарск» о признании незаконным выставления счетов на оплату по содержанию и ремонту жилья, на оплату жилищных услуг, возложении обязанности выполнить перерасчет платы по управлению и содержанию общего имущества многоквартирного дома, о возложении обязанности исключить из расчета платы за содержание жилья пени, о возложении обязанности уменьшить размер платы за содержание жилья, о взыскании компенсации морального вреда, штрафа,
по апелляционной жалобе С., М.
на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 16 сентября 2019 года,
установила:
в обоснование исковых требований, с учетом их уточнения в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцы указали, что являются собственниками жилого помещения по адресу: <адрес изъят>, по ? доли в праве общей долевой собственности каждый.
Между собственниками жилого дома и ответчиком 07.11.2005 заключен договор управления многоквартирным домом № 325. Ответчиком нарушаются условия договора управления и нормы жилищного законодательства. У управляющей организации отсутствует договор с региональным оператором, что ставит собственников в невыгодное положение. Ответчик выставляет плату за содержание жилья без вычета статьи расходов по вывозу мусора 2,35 рублей. В нарушение Постановления Правительства РФ № 1572 от 15.12.2018, договора управления № 325, ответчик не заключил договор с ресурсоснабжающей организацией о приобретении коммунального ресурса для предоставления коммунальных услуг собственникам. Ответчиком на его неоднократные просьбы не предоставлена техническая документация на инженерное оборудование жилого дома, финансово-бухгалтерская документация. Управляющей организацией в одностороннем порядке с января 2016 года установлена плата за жилое помещение из расчета 12,83 рублей для собственников помещений в многоквартирном доме № 1 в 74 квартале. Ранее такая плата составляла 11,12 рублей по обоюдному согласию сторон договора управления. Об изменении размера платы собственники не были предупреждены за 30 дней, как это предусмотрено частью 13 статьи 155 Жилищного кодекса РФ. Постановление мэра г.Ангарска № 2069 относится к нанимателям жилых помещений. Администрация города не наделена правами по установлению цены услуг, которые оказывает юридическое лицо собственникам жилых помещений. Собственники помещений в многоквартирном жилом доме становятся собственниками общего имущества этого дома. Размер платы за содержание и ремонт определяется на общем собрании собственников помещений, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 Жилищного кодекса РФ. На общем собрании собственников помещений многоквартирного дома решаются вопросы, относящиеся к ремонту общего имущества, использованию земельного участка, другие вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, порядок определения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Условием предъявления счетов к оплате за услуги и работы по управлению и содержанию общего имущества, является утвержденный на общем собрании собственников помещений перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер финансирования. Для исчисления платы за ремонт и обслуживание следует реализовать предписанную в законе процедуру.
В связи с чем истцы пришли к выводу о выставлении заведомо необоснованных требований на оплату неизвестного объема и неустановленного качества услуг, при отсутствии цены услуг, установленной в соответствии с предписаниями закона. Приостановка оплат в пользу управляющей организации является вынужденной мерой, так как внесение оплаты может быть принято за согласие с установленным ответчиком размером 12,83 рублей за квадратный метр.
Истцы просили:
- признать незаконным выставление счетов на оплату по содержанию и ремонту со стороны ООО «Управляющая компания «Центр Ангарск» по 12,83 рублей за квадратный метр с 01.01.2016 по 01.01.2019 собственникам помещений дома № 1 квартала 74 С., М. в связи с нарушением жилищного законодательства, выразившегося в одностороннем увеличении платы с 11,12 рублей с квадратного метра до 12,83 рублей с квадратного метра без утверждения общим собранием собственников жилья перечня работ и услуг, в связи с отсутствием экономического обоснования этого перечня и разногласия (несогласования) стоимости этих услуг;
- признать незаконным выставление счетов на оплату жилищных услуг со стороны ООО «Управляющая компания «Центр Ангарск» при отсутствии утвержденного соответствующим собранием состава общего имущества, условий его содержания и ремонта и цены услуг (работ), при отсутствии актов осмотра, смет, расчета и обоснования финансовых потребностей с 01.01.2016 до конца действия договора управления № 325 собственникам помещения дома № 1 квартала 74 С., М.;
- возложить на ответчика обязанность выполнить перерасчет платы истцам за период с 01.01.2016 по 01.01.2019 по управлению и содержанию общего имущества многоквартирного дома по 11.12 рублей за квадратный метр;
- возложить на ответчика обязанность исключить из расчета платы за содержание жилья пени с 01.01.2016 по 01.01.2019 собственникам помещения в доме № 1 квартала 74 С.. М. в связи с заявлением в ООО «Управляющая компания «Центр Ангарск» о приостановлении платы за содержание жилья, пока не будут выполнены требования законодательства в установлении платы за содержание жилья;
- возложить на ответчика обязанность уменьшить истцам размер платы за содержание жилья на 2,35 рублей за квадратный метр – «вывоз мусора» в соответствии с Федеральным законом № 458-ФЗ с 01.01.2019 до окончания договора управления, производить дальнейшее начисление платы за услугу по содержанию жилья с учетом этого уменьшения по 8,77 рублей за квадратный метр, в сумме 489,37 рублей;
- возложить на ответчиков обязанность выполнить перерасчет платы за содержание жилья истцам с 01.01.2019 по 01.04.2019, уменьшив ее на сумму 393,40 рублей, что соответствует излишнему начислению этой платы за несуществующую услугу «вывоз мусора»;
- возложить на ответчика обязанность выплатить компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей в равных долях каждому из истцов; возложить на ответчика обязанность выплатить штраф в размере 50% за неверные начисления платы и моральный вред в размере 6914,2 рублей.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 16 сентября 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе С., М. просят решение суда отменить как незаконное, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы заявители указывают, что вывод суда о предусмотренном статьей 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальном значении решения Ангарского городского суда Иркутской области от 05.04.2016 является ошибочным, поскольку при рассмотрении ранее рассмотренного гражданского дела вопрос о недействительности решения общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме не разрешался, гражданское дело 2016 года и настоящее дело имеют разные предметы.
Полагают, что изменение платы за коммунальные услуги невозможно без проведения общего собрания собственников жилых помещений, без экономического обоснования перечня услуг и работ на конкретный многоквартирный дом, ссылаясь на то, что договор № 325 был заключен до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Считают, что судом был нарушен принцип равноправия и состязательности в гражданском судопроизводстве, что суд не принял во внимание ни одно доказательство истцов, а также их письменные и устные объяснения.
В возражениях на апелляционную жалобу директор ООО «Управляющая компания «Центр-Ангарск» МАВ. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Астафьевой О.Ю., объяснения С., поддержавшего апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Судебная коллегия считает, что разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 8 данной статьи предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В силу подпункта «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 к числу стандартов управления многоквартирными домами отнесены организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями.
При рассмотрении гражданского дела судом установлено, и материалами гражданского дела подтверждается, что истцы являются собственниками квартиры в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес изъят>, по 1/2 доли в праве общей долевой собственности каждый.
Управление жилым домом № 1 в квартале 74 г. Ангарска на основании решения общего собрания собственников дома, оформленного протоколом №325 от 07.11.2005, осуществляет ООО Управляющая компания «Центр».
С указанной управляющей компанией 07.11.2005 заключен договор об управлении многоквартирным домом сроком на 5 лет с возможностью последующей пролонгации на тех же условиях и на тот же срок.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 07.11.2005 истцом в порядке ч. 6 ст. 46 ЖК РФ не оспорено.
Согласно п. 6.1 Договора управления от 07.11.2005, размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги определяется в порядке, устанавливаемом постановлением мэра Ангарского муниципального образования, Ангарского городского поселения, с учетом площади занимаемого жилого помещения, иных количественных и качественных характеристик жилого помещения и жилого дома, численности семьи Собственника, нормативов и качества предоставления коммунальных услуг, объема их потребления (при наличии приборов учета).
Согласно п.3.2 Приказа Минстроя России от 06.04.2018 № 213/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы» определение размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется осуществлять исходя из Минимального перечня без включения в нее платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.
Согласно Постановлению мэра г. Ангарска от 25.12.2009 г. с 01.01.2010 г. размер платы за 1 кв.м. за содержание и ремонт жилых помещений по категории домов от 4-х до 5-ти этажей составлял 11,12 рублей.
Постановлением администрации Ангарского городского округа от 25.12.2015 № 2069-па с 01.01.2016 размер платы за 1 кв.м. за содержание и ремонт жилых помещений по категории домов от 4-х до 5-ти этажей составляет 12,83 рублей.
При этом из пункта 1 указанного постановления следует, что с 01.01.2016 размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах установлен для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и для собственников помещений в многоквартирных домах, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.
Тариф 12,83 рублей за 1 кв.м. площади жилого помещения установлен органом местного самоуправления, администрацией Ангарского городского округа для всех жилых домов типовых серий в благоустроенном жилищном фонде, не оборудованных лифтами и мусоропроводами от 4-х до 5-ти этажей, расположенных на территории Ангарского городского округа и не зависит от перечня объемов услуг и работ, необходимых конкретному жилому дому.
При этом, указанные постановления истцами, иными лицами не были оспорены в установленном порядке, в связи с чем, как правильно пришел к выводу суд, подлежат применению на территории Ангарского городского округа.
Поскольку размер платы за содержание жилья для собственников помещений многоквартирного дома № 1 квартала 74 г. Ангарска установлен постановлением администрации Ангарского городского округа, у управляющей компании отсутствует обязанность предоставить экономическое обоснование указанного размера платы, в связи с чем соответствующий довод апелляционной жалобы истцов подлежит отклонению.
В связи с чем, управляющая компания, выставляя квитанции по тарифам, утвержденным постановлением администрации Ангарского городского округа № 2069-па от 25.12.2015, закон не нарушила, следовательно у суда отсутствуют основания для признания незаконным начисление ответчиком платы собственникам помещения многоквартирного дома С. и М. в размере 12,83 рублей за 1 кв.м., признании незаконным выставления счетов на оплату жилищных услуг при отсутствии утвержденного соответствующим собранием состава общего имущества, условий его содержания и ремонта и цены услуг (работ), при отсутствии актов осмотра и смет, расчета и обоснования финансовых потребностей, о возложении обязанности на управляющую компанию произвести перерасчет платы за период с 01.01.2016 по 01.01.2019 исходя из размера платы 11,12 рублей за 1 квадратный метр, который был установлен постановлением мэра г.Ангарска от 25.12.2009 и действовал до 31.12.2015. Доводы о незаконности тарифа и проверке экономической целесообразности установленного тарифа при рассмотрении данного дела несостоятельны, поскольку не учитывают заявленные требования. Проверка экономической целесообразности тарифов, установленных для населения, осуществляется в ином порядке, предусмотренном законом и подлежит проверке при разрешении заявленных требований.
Доводы истцов о незаконности применения управляющей компанией части 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ при установлении размера платы за содержание жилья, о необходимости руководствоваться Постановлением Правительства № 75 о проведении конкурса по управлению многоквартирным домом, при котором у муниципальной власти имеется возможность установления платы за содержание жилья без согласия собственников, являются ошибочными и основаны на неверном толковании норм права. Основания для проведения конкурса по выбору управляющей организации отсутствуют, поскольку собственники помещений многоквартирного дома № 1 в 74 квартале г.Ангарска в 2005 году на общем собрании выбрали способ управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией, выбрали управляющую организацию – ООО «Управляющая компания «Центр» (в настоящее время ООО «Управляющая компания «Центр Ангарск»). 05.11.2005 заключен договор управления № 325, который в настоящее время не расторгнут и недействительным не признан, не прекращен и является действующим.
Руководствуясь статьями 158, 161 ЖК РФ, положениями Приказа министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.12.2018 № 139-мпр «Об оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления администрации Ангарского городского округа от 25.12.2015 № 2069-па, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что управляющая компания на законных основаниях начисляет истцам плату за содержание жилья с 01.01.2019 по тарифам, утвержденным администрацией Ангарского городского округа от 25.12.2015 № 2069-па, то есть по 12,83 рублей за 1 кв.м,, самостоятельно, без соответствующего постановления органов местного самоуправления, управляющая компания не имеет возможности изменить размер платы за содержание жилья, в связи с чем отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности уменьшить размер платы за содержание жилья на 2,35 рублей с кв.м., производить дальнейшее начисление платы за услуги с учетом этого уменьшения, о возложении обязанности произвести перерасчет платы за содержание жилья за период с 01.04.2019 по 01.04.2019.
Довод жалобы истцов о неверном указании на преюдициальное значение решения Ангарского городского суда Иркутской области от 05.04.2016 признаются судебной коллегией необоснованными и подлежащими отклонению ввиду следующего.
В силу ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 05.04.2016 отказано в удовлетворении исковых требований истцу о признании содержания договора управления не соответствующим нормам действующего законодательства,, признании оконченным с 07.11.2015 действия договора управления № 325, признании незаконным начисления платы собственникам в размере 11,12 руб. за 1 кв.м., применить последствия законных решений собственников от 22.07.2013, признании продления договора от 07.11.2005 незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет платы за содержание жилья, взыскании компенсации морального вреда.
Довод жалобы о незаконности применения ст. 61 ГПК РФ в отношении принятия данного решения в качестве преюдициального, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, в связи с чем не могут быть положены в основу отмены законного по сути судебного акта.
Поскольку как видно из материалов дела судом 05.04.2016 обстоятельства законности действия договора управления от 07.11.2005 уже были установлены, и указанные обстоятельства не подлежали доказыванию вновь по отношению к С. Доказательств, свидетельствующих изменение договора управления, установления собственниками решением общего собрания новых тарифов, выбор иного способа управления, материалы дела не содержат. При этом, ответчиком представлены доказательства реального оказания услуг на содержание и ремонт жилого дома, как управляющей компанией.
Кроме того, как было установлено судом, в дальнейшем собственники помещений многоквартирного дома № 1 в 74 квартале г. Ангарска в установленном законом порядке решений об изменении порядка определения размера платы за ремонт и содержание жилого помещения, об установлении размера платы за содержание жилых помещений в многоквартирном доме, не принимали, перечень работ и услуг, необходимых для содержания многоквартирного жилого дома, не утверждали.
Довод жалобы о нарушении судом норм процессуального права, выразившихся в нарушении принципа состязательности и равенства сторон в гражданском судопроизводстве, также не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела: судом были учтены все доводы искового заявления, представленные истцами возражения относительно правовой позиции ответчика, а также судом была дана оценка всем доказательствам, которые были представлены в суд.
Иные доводы апелляционной жалобы не влияют на законность принятого судебного акта, основаны на неверном толковании заявителями норм материального и процессуального права.
Доводы о незаконности установления тарифа и взимание тарифа на вывоз мусора, подписание договора «задним числом» основаны на собственной оценке имеющихся в деле доказательств и несостоятельны. Кроме того, истцами не доказано несение таких расходов в пользу ресурсоснабжающей организации, заключение отдельного договора на вывоз мусора с истцами.
В целом, доводы жалобы направлены на иную оценку доказательств и трактовку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не влекут отмену правильного по существу решения суда.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 16 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С., М. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Т.В. Николаева
Судьи П.П. Рукавишников
О.Ю. Астафьева