Дело № 2-382/2021
Решение
Именем Российской Федерации
г. Хасавюрт 28 мая 2021 года
Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего - судьи Алиева М.А., при секретаре судебного заседания Галбацовой Ж-Б.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГУ- Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Ростовской области к Умархаджиевой Эльмире Вахырсолтановне, ФКУ № Главное бюро медико- социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты РФ о признании недействительной справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования, взыскании неправомерно полученных денежных средств,
установил:
ГУ- Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Ростовской области обратился в Хасавюртовский районный суд с иском к Умархаджиевой Эльмире Вахырсолтановне, ФКУ № Главное бюро медико- социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты РФ о признании недействительной справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования, взыскании неправомерно полученных денежных средств.
Требования мотивированы тем, что Умархаджиева Эльмира Вахырсотаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда <адрес> с соответствующим заявлением о назначении пенсии по инвалидности (09.02.2016г) в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ и ЕДВ (04.02.2016г.) в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181 -ФЗ соответственно.
По повторному личному обращению в Управление, 01 марта 2017 года, согласно представленной выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом от 14.03.2017г серии МСЭ-2015 №№ выданной Бюро № 30 - филиал ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" распоряжением Управления от 19.06.2017 года № пенсионное обеспечение Умархаджиевой Э.В. было продлено с 01.03.2017 года, так как Умархаджиевой Э.В установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно. 14.09.2017г. в Отделение Пенсионного фонда по <адрес> поступило письмо Следственного управления Следственного комитета РФ по Ростовской области от 13.09.2017 г. №, согласно которому, в производстве второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по Ростовской области находится уголовное дело № в отношении должностных лиц ФКУ ГБ МСЭ по Ростовской области, в ходе расследования которого установлены факты получения справок МСЭ в отсутствие законных к тому оснований, без предоставления медицинских документов и прохождения медико-социальной экспертизы, в порядке, установленном Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. №. К данному письму прилагается список лиц, фактически прошедших медико-социальную экспертизу в установленном порядке, в котором ответчик не поименован. В ответ на запрос Управления от 06.02.2020г исх.№ № поступила информация Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России от 28.02.2020г. Исх. №, согласно которой Умархаджиева Эльмира Вахырсолтаевна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., впервые освидетельствована 03.02.2016г. в бюро №, где ей была установлена 2 группа инвалидности с причиной «общее заболевание» сроком на 1 год, выдана справка серии МСЭ-2015 №. Данных о повторном медицинском освидетельствовании Умархаджиевой Э.В. в бюро № ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, где согласно справке серии МСЭ-2015 № (мед. акт №,30.61/2017 от 14.03.2017г) установлена 2 группа инвалидности с причиной «Общее заболевание» бессрочно в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационной системе (ЕАВИИАС), используемой при проведении МСЭ с января 2014 года, не имеется. Более того, согласно представленной вышеуказанной информации ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России от 28.02.2020г, в отношении Умархаджиевой Э.В. 10.01.2018г проведена медико - социальная экспертиза в экспертном составе № заочно в порядке контроля обоснованности решения бюро №-филиала. Решение бюро №-филиала ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России от 14.03.2017 г. о 2 группе инвалидности, с причиной «общее заболевание», «бессрочно» изменено в части срока инвалидности, установлена 2 группа инвалидности, с причиной «общее заболевание» с 10.01.2018 г. по 01.03.2018 г. с установлением даты повторного освидетельствования февраль 2018 г. Выдана справка серия МСЭ -2012 № (мед. Акт №.105.Э.61/2018 от ДД.ММ.ГГГГ). Вследствие указанных обстоятельств, выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2015 № от 14.03.2017г, выданная бюро №-филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России (в ЕАВИАС данных проведения МСЭ в бюро № нет) считается недействительной и в связи с чем, выплата пенсии и ЕДВ с 01.03.2017 г. по 09.01.2018 г. была осуществлена в отсутствие законных на то оснований. Впоследствии выплата пенсии и ежемесячной денежной выплаты по инвалидности была приостановлена с 01.03.2018 года по причине неявки инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование. Таким образом, из вышеизложенного следует что, выплата ответчику Умархаджиевой Э.В. пенсии и ЕДВ с 01.03.2017г по 09.01.2018г осуществлялась в отсутствие законных к тому оснований, что повлекло причинение Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в <адрес> (межрайонное) ущерба в общей сумме 173 746,56 рублей за указанный период, из них: переплата страховой пенсии по инвалидности в размере 147 742, 30 рублей и переплата ЕДВ в размере 26 004,26 рублей
Согласно ч. 1 ст. 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лиц несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся документах, представляемых ими для установления и выплаты страхово пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышени фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона № 400-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В связи с передачей функций по выплате, а также контролю за правильностью начисления пенсий, пособий и иных социальных выплат созданному 07.11.2018г. Центру ПФР в Ростовской области, в соответствии с п. 10.27, 11.2 Положения о Государственном учреждении - Центре выплаты пенсий и обработки информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ростовской области от 20.07.2018г. №п именно Центр ПФР в Ростовской области участвует в судах при рассмотрении вопросов, касающихся выплаты пенсий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Исходя из положений п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В производстве Гуковского городского суда рассматривалось уголовное дело по обвинению бывшего начальника филиала № 30 ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы Ростовской области» в получении взяток за выдачу подложных справок об установлении лицам инвалидности. Согласно показаниям обвиняемого ФИО5, он в период с 2010 по 2017 год за взятки оформлял лицам, не имеющим заболеваний, подложные справки об установлении инвалидности.
Умархаджиева Эльмира Вахырсолтаевна была уведомлена о прекращении социальных выплат по инвалидности и по настоящее время в территориальные органы Пенсионного фонда РФ с соответствующим заявлением о возобновлении выплат в связи с установленной инвалидностью не обращалась. Также, ответчику было направлено досудебное уведомление о необходимости погашения образовавшегося ущерба в виде социальных выплат (страховой пенсии по инвалидности, ЕДВ) в сумме 173746 рублей 56 копеек, однако до настоящего времени неправомерно полученные денежные средства не возвращены.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 28 Федерального Закона от 28.12.201 Зг г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ст. 1102 ГК РФ и ст. ст. 23, 131 ГПК РФ просит суд признать недействительными с момента выдачи справку и выписку из акта медицинского освидетельствования, выданных Бюро № - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по РО» серии МСЭ-2015 № от 14.03.2017г. об установлении Умархаджиевой Эльмире Вахырсолтаевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения второй группы инвалидности, бессрочно. Взыскать с Умархаджиевой Эльмиры Вахырсолтаевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки гор.Хасавюрт Дагестанской АССР неправомерно полученные денежные средства в размере 173 746,56 рублей.
Представитель истца ГУ- Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Ростовской области в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела по существу.
Представитель ответчика ФКУ № Главное бюро медико- социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты РФ в судебное заседание не явился, ограничился отзывом на исковое заявление, в котором указывает, что в соответствии с частью 4 статьи I Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие порядок и условия признания лица инвалидом установлены Правилами признания лица инвалидом, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения (п. 15 Правил).
Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 16 Правил).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов (п. 16 Правил).
В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно (п. 19 Правил).
Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (п. 25 Правил).
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол, а по ее результатам составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью (п. п. 26, 29 Правил).
Согласно пункту 2 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае, если предоставление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Часть 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях (далее - Федеральный закон №400-ФЗ) установлено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированнойвыплаты к страховой пенсии).
В ФГИС ЕАВИИАС имеются следующие данные по проведению Умархаджиевой Э.В. медико-социальной экспертизы: ДД.ММ.ГГГГ впервые проведена МСЭ в бюро №-филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, установлена 2 группа инвалидности с причиной «общее заболевание» сроком на 1 год. Проверкой установлено, что на бумажном носителе имеются данные повторногопроведения МСЭ ДД.ММ.ГГГГ в бюро №-филиале Учреждения, установлена 2 группа инвалидности с причиной «общее заболевание» бессрочно, выдана справка серии МСЭ-2015 № (мед. акт № от 14.0.2017). Данных по проведению МСЭ в бюро №-филиале Учреждения в ФГИС ЕАВИИАС нет. ДД.ММ.ГГГГ проведена МСЭ заочно в экспертном составе № Учреждения в порядке контроля обоснованности решения бюро №-филиала Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ о 2 группе инвалидности с причиной «общее заболевание» бессрочно. Решение бюро №-филиала Учреждения изменено в части срока, установлена 2 группа инвалидности с причиной «общее заболевание» сроком на 1 год. В дальнейшем Умархаджиева Э.В. для проведения очередной МСЭ в ФКУ «ГБ МСЭ поРостовской области» Минтруда России не обращалась. Таким образом, медико-социальная экспертиза Умархаджиевой Э.В. проведена в
установленном законом порядке. Одновременно прошу рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения.
Ответчик Умархаджиева Э.В. в судебное заседание не явилась, ограничилась заявлением, в котором просит рассмотреть дело без ее участия. Заявленные истцом требования признает, с последствиями признания иска ознакомлена и согласна.
Исследовав и оценив представленные суду доказательства, приняв во внимание доводы отзыва ответчика ФКУ № Главное бюро медико- социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты РФ и заявление ответчика Умархаджиевой Э.В., суд приходит к следующему.
Согласно ст. 9 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы.
Согласно ст. 28.1 Закона № 181 -ФЗ право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) имеют инвалиды и дети-инвалиды.
Согласно п. 16 приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации» приостановление, продление и возобновление начисления ежемесячной денежной выплаты производится в порядке, определенном для выплаты страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Согласно ст. 1 Федерального закона №385-Ф3 от 22.11.2016 г. «О единовременной выплате гражданам получающим пенсию» гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации и являющимся по состоянию на 31 декабря 2016 года получателями пенсий, которые назначены в том числе на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также иных пенсий, выплата которых производится Пенсионным фондом Российской Федерации, осуществляется единовременная денежная выплата в размере 5 тысяч рублей.
Как установлено в судебном заседании 14.09.2017г. в Отделение Пенсионного фонда по Ростовской области поступило письмо Следственного управления Следственного комитета РФ по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому, в производстве второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по Ростовской области находится уголовное дело № в отношении должностных лиц ФКУ ГБ МСЭ по Ростовской области, в ходе расследования которого установлены факты получения справок МСЭ в отсутствие законных к тому оснований, без предоставления медицинских документов и прохождения медико-социальной экспертизы, в порядке, установленном Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. №. К данному письму прилагается список лиц, фактически прошедших медико-социальную экспертизу в установленном порядке. В указанном списке сведения об ответчике Умархаджиевой Э.В. отсутствуют.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Реализуя свои полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 20.02.2006 г. № 95 утвердило Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Правила).Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 2 Правил). В соответствии с п. 15-17 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения. В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п. 9 Правил).
Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Приказом Минтруда России от 29.01.2014 года № 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги.
Административным регламентом установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 8 Классификаций и критериев, утверждённых Приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 года №1024н, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 11 Классификаций и критериев). При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.
Как усматривается из представленных материалов, в ответ на запрос Управления от 06.02.2020г исх.№ поступила информация Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Минтруда России от 28.02.2020г. за исходящим №, согласно которой Умархаджиева Эльмира Вахырсолтаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, впервые освидетельствована 03.02.2016г. в бюро №, где ей была установлена 2 группа инвалидности с причиной «общее заболевание» сроком на 1 год, выдана справка серии МСЭ-2015 №. Данных о повторном медицинском освидетельствовании
Также из представленных материалов усматривается, что Умархаджиевой Э.В. в бюро № ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, согласно справке серии МСЭ-2015 № установлена 2 группа инвалидности с причиной «Общее заболевание» бессрочно в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационной системе (ЕАВИИАС),используемой при проведении МСЭ с января 2014 года, не имеется.
Более того, согласно представленной информации ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России от 28.02.2020г, в отношении Умархаджиевой Э.В. 10.01.2018г проведена медико - социальная экспертиза в экспертном составе № заочно в порядке контроля обоснованности решения бюро №-филиала. Решение бюро №-филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России от 14.03.2017 г. о 2 группе инвалидности, с причиной «общее заболевание», «бессрочно» изменено в части срока инвалидности, установлена 2 группа инвалидности, с причиной «общее заболевание» с 10.01.2018 г. по 01.03.2018 г. с установлением даты повторного освидетельствования февраль 2018 г. Выдана справка серия МСЭ -2012 №. Вследствие указанных обстоятельств, выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2015 № от 14.03.2017г, выданная бюро №-филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России (в ЕАВИАС данных проведения МСЭ в бюро № нет) считается недействительной и в связи с чем, выплата пенсии и ЕДВ с 01.03.2017 г. по 09.01.2018 г. была осуществлена в отсутствие законных на то оснований. Впоследствии выплата пенсии и ежемесячной денежной выплаты по инвалидности была приостановлена с 01.03.2018 года по причине неявки инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование.
Таким образом, из вышеизложенного следует что, выплатой ответчику Умархаджиевой Э.В. пенсии и ЕДВ с 01.03.2017г по 09.01.2018г осуществлялась в отсутствие законных к тому оснований, повлекло причинение Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в <адрес> ущерба в общей сумме 173 746,56 рублей за указанный период, из них: переплата страховой пенсии по инвалидности в размере 147 742, 30 рублей и переплата ЕДВ в размере 26 004,26 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лиц несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона № 400-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Исходя из положений п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Ответчик Умархаджиева Эльмира Вахырсолтаевна была уведомлена о прекращении социальных выплат по инвалидности и по настоящее время в территориальные органы Пенсионного фонда РФ с соответствующим заявлением о возобновлении выплат в связи с установленной инвалидностью не обращалась. Также, ответчику было направлено досудебное уведомление о необходимости погашения образовавшегося ущерба в виде социальных выплат (страховой пенсии по инвалидности, ЕДВ) в сумме 173746 рублей 56 копеек, однако до настоящего времени неправомерно полученные денежные средства ответчиком не возвращены.
Кроме того, ответчик Умархаджиева Э.В. в судебном заседании заявленные истцом требования признала и против удовлетворения не возражала.
В соответствие с ч.1, ч.2 статьи 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Судом принимается признание Умархаджиевой Э.В. иска, поскольку это не противоречит закону, не нарушает ни чьих интересов.
В силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которые другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Таким образом, проанализировав установленные обстоятельства и исследованные доказательства с учетом положений вышеприведенных норм права и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ГУ- Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Ростовской области в полном объеме.
Подпунктом 8 ст. 333.20 НК РФ предусмотрено, что в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с Умархаджиевой Э.В. подлежит взыскать в доход государства госпошлину в размере 4675 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление ГУ- Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Ростовской области к Умархаджиевой Эльмире Вахырсолтановне, ФКУ № Главное бюро медико- социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты РФ о признании недействительной справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования, взыскании неправомерного получения денежных средств, удовлетворить.
Признать недействительными с момента выдачи справку и выписку из акта медицинского освидетельствования, выданных Бюро № - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по РО» серии МСЭ-2015 № от 14.03.2017г. об установлении Умархаджиевой Эльмире Вахырсолтаевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения второй группы инвалидности, бессрочно.
Взыскать с Умархаджиевой Эльмиры Вахырсолтаевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> АССР в пользу ГУ- Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Ростовской области неправомерно полученные денежные средства в размере 173 746,56 рублей ( сто семьдесят три тысячи семьсот сорок шесть рублей пятьдесят шесть копеек).
Взыскать Умархаджиевой Эльмиры Вахырсолтаевны в доход государства 4675 рублей ( четыре тысячи шестьсот семьдесят пять рублей)..
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Дагестан, через Хасавюртовский районный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2021 года.
Председательствующий М.А. Алиев