Дело №2-197/2023 (2-949/2022)
УИД: 18RS0024-01-2022-001213-72
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Старковой А.С.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и <адрес> о признании права собственности муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» на невостребованную земельную долю площадью 8,8 га принадлежащую ФИО2,
Установил:
Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» обратилась в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и <адрес> (далее – МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и <адрес>) о признании права собственности муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» на невостребованную земельную долю площадью 8,8 га принадлежащую ФИО2, на основании свидетельства серии РФ – XХХ УР-51-18 №, регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ в земельном участке с кадастровым номером 18:18:000000:2792.
Требования мотивированы тем, что в соответствии со свидетельствами на право собственности на землю гражданам, проживающим на территории муниципального образования «Мостовинское» из состава земель, предоставленных ранее ТОО «Нива» были предоставлены земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения в общую долевую собственность по 8,8 га.
Администрация МО «Мостовинское» подготовила список земельных долей, принадлежащих на праве собственности указанным гражданам, которые не передали земельную долю в аренду или не распорядились ею иным образом в течение трех лет и более лет подряд либо собственник которых умер, и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства и при этом никто их них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, и опубликовало этот список в республиканской газете «Удмурт дунне» № (25889) от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в 15-00 часов в <адрес> было проведено общее собрание собственников невостребованных земельных долей на земельный участок с кадастровым номером 18:18:000000:2792, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, территория муниципального образования «Оленье Болото», массив «Оленье Болото».
В связи с отсутствием кворума общего собрания, оно признано несостоявшимся, ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «Мостовинское», в силу пункта 7 ст.12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» самостоятельно утвердило список собственников невостребованных земельных долей, издав постановление № от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения было выдано свидетельство на право собственности на землю серии РФ – XХХ УР-51-18 №, регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ на земельную долю в размере 8,8 га.
Земельная доля ФИО2 входит в список невостребованных земельных долей и возражений о включении его земельной доли в указанный список не поступило.
Согласно справке о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ выданной администрацией МО «Мостовинское» ФИО2 проживал по адресу: УР, <адрес>, д.Лысово <адрес>.
ФИО2 не передал земельную долю, находящуюся у него в собственности на основании свидетельства в аренду и не распорядился ею иным образом с момента возникновения права собственности.
Истец просит признать право собственности муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» на невостребованную земельную долю, площадью 8,8 га, принадлежащую ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании свидетельства серии РФ – XХХ УР-51-18 №, регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ в земельном участке с кадастровым номером 18:18:000000:2792.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечен ФИО1.
Истец Администрация МО «<адрес> Удмуртской Республики» о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представитель ФИО5 направила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело без участия представителя Администрации, в заявлении указано, о том, что Администрация исковые требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и <адрес> о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направили.
В письменном отзыве на иск указано, что в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом утвердило Положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и <адрес> (далее - Положение), согласно которому Межрегиональное территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом.
В пункте 4.1.4 Положения закреплено, что Межрегиональное территориальное управление принимает выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Полученные ответы от нотариуса о том, что наследники с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство не обращались, не является безусловным доказательством того, что после умершего собственника отсутствуют наследники, либо наследники не приняли наследство, в том числе фактически. Получение свидетельства о праве на наследство является правом наследников, а не обязанностью.
Только лишь выморочное имущество, не указанное в статье 1151 ГК РФ переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Истцом, не учтено, что в порядке статьи 61 Основ законодательства о нотариате нотариус не извещал Межрегиональное территориальное управление об открытии наследства умершего собственника и о том, что оно является выморочным.
Администрация МО «<адрес> Удмуртской Республики» не извещала Межрегиональное территориальное управление о том, что на территории муниципального образования имеются участки земли с признаками выморочного имущества, равно как и о том, что спорная земельная доля перешла в собственность Российской Федерации.
С учетом того, что Межрегиональное территориальное управление не было проинформировано ни со стороны нотариуса, ни со стороны администрации, Российская Федерация не имела возможности вступить в наследственные права, зарегистрировать право собственности на выморочную земельную долю, распорядиться данным участком.
В списках лиц, имеющих права на земельные доли, опубликованные Администрацией Российская Федерация, как и Межрегиональное территориальное управление не указаны.
Следовательно, Межрегиональному территориальному управлению не представлено права направить свои возражения, в установленный законом срок, предназначенный для установления лиц, необоснованно включенных в список невостребованных земельных долей, тем самым Администрация МО «<адрес> Удмуртской Республики» нарушила порядок, установленный п.6 ст.12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Российской Федерации стало известно о наличии земельной доли, имеющей признаки выморочного имущества, только со дня поступления в адрес Межрегионального территориального управления искового заявления. С этого момента не прошло трех и более лет, соответственно нет оснований приходить к выводу, о том, что Российская Федерация не распорядилась земельной долей в установленный законом срок.
Выморочная земельная доля может быть признана невостребованной, если государство знало или должно было знать о перешедшей к нему по наследству земельной доле и сознательно не распорядилось ей на протяжении трех и более лет.
Полагает, что истец обязан доказать факт перехода имущества умерших собственников, как выморочного имущества в собственность Российской Федерации, факт того, что Российская Федерация знала о перешедшей к ней по наследству земельной доле и не распоряжалась ей на протяжении трех и более лет. Таких доказательств материалы дела не содержат.
Представитель ответчика считает, что Межрегиональное территориальное управление является ненадлежащим ответчиком по делу, в удовлетворении иска просит отказать.
Третье лицо ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ указал, что ФИО2 не является его родственником. У ФИО2 в <адрес> имеется дочь и родная сестра, но данные их ему не известны.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 статьи 79 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») названный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Положениями вышеуказанного закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.
Согласно свидетельству на право собственности на землю серия РФ – ХХХ УР-51-18 № регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, 1937 года рождения принадлежит земельный участок, общей площадью 8,8 га в общей долевой собственности ТОО «Нива».
Свидетельство на право собственности на землю серия РФ – ХХХ УР-51-18 № было выдано на основании Решения исполкома Сарпульского райсовета № «б» от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ФИО2 приобрел право общей долевой собственности на указанную в иске земельную долю.
Из представленных суду материалов следует, что ФИО2 право собственности на указанную земельную долю не зарегистрировал в установленном законом порядке.
Статьей 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определено, что невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежавшая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Как установлено, в судебном заседании, права на земельную долю, принадлежавшую ФИО2 не зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ.
Действовавшими до ДД.ММ.ГГГГ Рекомендациями о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, одобренными постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, невостребованные земельные доли определялись как земельные доли, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства о праве собственности на земельные доли либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями.
Указом Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю» от ДД.ММ.ГГГГ № было уточнено, что невостребованные земельные доли, на которые не поступили заявления на получение свидетельств на право собственности на земельные доли, передаются (сохраняются за) сельскохозяйственным организациям, которые используют их в течение трех лет. Если в течение этого времени собственник указанной земельной доли не подал заявление на получение свидетельства на право собственности на земельную долю и не принял решения об использовании земельной доли, она остается в пользовании сельскохозяйственной организации еще на три года.
ФИО2 не передал в аренду, и не распорядился иным образом в течение трех и более лет подряд с момента получения своей земельной долей.
Согласно п.4 ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
В силу п.5 ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
В соответствии с п.6 ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
Согласно п.7 ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
Из материалов дела следует, что администрацией МО «Мостовинское» был составлен список невостребованных земельных долей, в том числе указана земельная доля принадлежащая ФИО2
В газете «Удмурт дунне» № (25889), которая является источником официального опубликования, от ДД.ММ.ГГГГ был опубликован список невостребованных земельных долей и указано о проведении общего собрания, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут.
В силу частей 5-8 ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
С момента публикации в газете «Удмурт Дунне» списка невостребованных земельных долей и до момента проведения общего собрания участников общей долевой собственности, признанного несостоявшимся, никто из граждан, указанных в списке невостребованных долей, письменных возражений в администрацию муниципального образования «Мостовинское» не направил, на общем собрании участников долевой собственности о необоснованности включения в список не заявил.
Из протокола собрания участников долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данное собрание является неправомочным по причине отсутствия кворума.
Постановлением администрации МО «Мостовинское» № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список невостребованных земельных долей, в том числе указана земельная доля, принадлежащая ФИО2
Согласно информации Администрации МО «Мостовинское» постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка собственников невостребованных земельных долей» была размещена с ДД.ММ.ГГГГ на интернет - странице муниципального образования «Мостовинское» на официальном сайте муниципального образования «<адрес>» в сети Интернет, на информационных стендах в здании Администрации МО «Мостовинское», в помещении магазинов, расположенных в д.Оленье Болото, в здании дома культуры д.Оленье Болото, на информационном стенде у жилого дома, расположенного по адресу: д.Старая Бисарка, <адрес>, в передвижном вагончике в д.Заборье.
С учетом изложенного, администрацией МО «Мостовинское» в соответствии с требованиями закона было опубликовано сообщение о наличии невостребованных земельных долей, со списком граждан, не оформивших право собственности в установленном порядке, которым было предложено реализовать это право путем обращения к истцу в течение четырех месяцев и со дня опубликования истекли установленные сроки для обращения за оформлением права на земельную долю.
Таким образом, суд приходит к выводу о соблюдении администрацией муниципального образования установленного законодательством порядка признания земельных долей невостребованными.
Из актовой записи о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, на момент смерти проживал в д.<адрес> Удмуртской Республики.
Судом достоверно установлено, что ФИО2 при жизни свои права на земельную долю в установленном законом порядке не зарегистрировал, не передал её в аренду, и не распорядился иным образом в течение трех и более лет подряд с момента получения своей земельной долей.
Согласно справке выданной Администрацией МО «Мостовинское» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 на момент смерти был зарегистрирован и проживал по адресу: УР <адрес>, д.Лысово, <адрес>, один.
По сообщению нотариуса нотариального округа «<адрес> Удмуртской Республики» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ наследственное дело после смерти ФИО2 не заводилось.
По информации Отдела ЗАГС Администрации МО «<адрес> Удмуртской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ записи акта о расторжении брака, рождении детей, заключении брака в отношении ФИО2 не имеется.
Из материалов дела следует, что брак, заключенный между ФИО2 и ФИО3 расторгнут в 1963 году.
Иных записей в отношении ФИО2 в Едином Государственном Реестре Записей Актов Гражданского Состояния не установлено, в том числе записей актов о рождении детей и заключении брака.
Согласно п.1 ст.1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (п.2).
Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (п.3).
В силу п.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В настоящее время полномочия собственника федерального имущества, а также функции по принятию и управлению выморочным имуществом от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов (п.5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Выморочное имущество (за исключением жилых помещений), при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации в лице соответствующих органов (в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Таким образом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого, бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции а сфере имущественных и земельных отношений.
Перечисленные функции Росимущество реализует через свои территориальные управления.
Из разъяснений, содержащихся в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании п.3 ст.1151 ГК РФ, а также ст.4 Федерального закона от 26.11.2001г. №147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008г. №); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п.50 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Вместе с тем, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулирующий отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, не содержит запрета на признание за органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
Однако положения ст.1151 ГК РФ не могут являться препятствием для признания выморочных земельных долей невостребованными и в дальнейшем для признания права муниципальной собственности на них. Возможность признания выморочных земельных долей невостребованными установлена п. 2 ст. 12.1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Следовательно, МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и <адрес> принимает выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и <адрес> является надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям в отношении земельной доли ФИО2, после смерти которого наследство никем не принято.
Применительно к возникшему спору земельная доля не была принята МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и <адрес> как выморочная.
Так, каких-либо данных, свидетельствующих о том, что спорное имущество принято в собственность Российской Федерации, в материалы дела ответчиком не представлено, отсутствуют данные о включении указанного имущества в реестр федерального имущества.
Таким образом, судом достоверно установлено, что после смерти ФИО2 Российская Федерация в лице её территориального органа - МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и <адрес> (до ДД.ММ.ГГГГг. - ТУ Росимущества в Удмуртской Республике) своих прав на данное имущество в порядке наследования не заявило и не оформило, право собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не регистрировало, не выражало намерения распорядиться земельной долей и не использовало земельную долю по назначению более трёх лет подряд, что свидетельствует о невостребованности указанной земельной доли.
Не были направлены указанным органом и письменные возражения в адрес истца о включении указанной земельной доли в список невостребованных.
Из чего следует вывод, что МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и <адрес> при соблюдении истцом процедуры признания спорной земельной доли невостребованной по правилам ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не заявило своих прав на указанную земельную долю.
Спорное имущество до настоящего времени в реестре федерального имущества не учтено, свидетельства о праве на выморочное имущество налоговым органом не получены, следовательно, Российская Федерация не приняла данное имущество в собственность в установленном законом порядке по правилам, установленным для выморочного имущества.
В соответствии с п.8 ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном названной статьей порядке невостребованными.
К доводам ответчика о том, что он не имел возможности заявить о своих правах на спорную земельную долю, поскольку узнал о них только после получения искового заявления суд относится критически, поскольку Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не обязывает орган местного самоуправления при решении вопроса о признании земельных долей невостребованными уведомлять уполномоченный распоряжаться выморочным имуществом государственный орган о существовании выморочных земельных долей. Равно такая же обязанность не возлагается данным Федеральным законом, а также и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от ДД.ММ.ГГГГг. № и на нотариуса.
Порядок уведомления заинтересованных лиц о включении земельной доли в список невостребованных земельных долей установлен п.4 ст.12.1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и является единым для всех заинтересованных лиц. Указанный порядок Администрацией МО «Мостовинское» был соблюден.
Данный порядок, не предусматривает обязанности указывать в публикуемом в средстве массовой информации и на официальном сайте в сети интернет списке невостребованных земельных долей сведения о том, что земельные участки являются выморочными.
Законом Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О преобразовании муниципальных образований, образованных на территории <адрес> Удмуртской Республики, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» (далее - Закон) муниципальные образования, образованные на территории <адрес> Удмуртской Республики, входящие в состав муниципального образования «<адрес>» и наделенные статусом сельских поселений (в том числе МО «Мостовинское») преобразованы путём их объединения во вновь образованное муниципальное образование «<адрес> Удмуртской Республики».
Согласно п.4 указанного Закона, сельские поселения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи, и муниципальное образование «<адрес> Удмуртской республики» утрачивают статус муниципальных образований.
В силу ст.3 Закона Муниципальное образование «<адрес> Удмуртской Республики» со дня его создания становится правопреемником сельских поселений и муниципального образования «<адрес>».
Учитывая изложенное, суд считает исковые требования Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и <адрес> о признании права собственности муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» на невостребованную земельную долю площадью 8,8 га принадлежащую ФИО2, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковое заявление Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и <адрес> о признании права собственности муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» на невостребованную земельную долю площадью 8,8 га принадлежащую ФИО2 - удовлетворить.
Признать право собственности муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» на невостребованную земельную долю площадью 8,8 га, принадлежащую ФИО2, на основании свидетельства серии РФ – ХХХ УР-51-18 №, регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ в земельном участке с кадастровым номером 18:18:000000:2792.
Настоящее решение отпечатано в совещательной комнате, может быть обжаловано в течение одного месяца в Верховный суд Удмуртской Республики со дня его изготовления в окончательном виде.
Апелляционная жалоба подается через Сарапульский районный суд Удмуртской Республики.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Старкова А.С.