Дело №№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хилок ДД.ММ.ГГГГ г.
Хилокский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Клейнос С.А.
при секретаре Глотовой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крыловой ЕА к МБДОУ детский сад № № «Родничок» г.<адрес> о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, о компенсации морального вреда, о возложении обязанности,
установил:
Крылова Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением. В обоснование указала, что она работает МДОУ детский сад № № «Родничок» в должности заведующим хозяйством согласно трудовому договору с ДД.ММ.ГГГГ года. Размер её начисленной заработной платы составляет 7416,00 рублей и включает в себя: оклад, доплату за вредность и выслугу лет, районный коэффициент – 40%, надбавку за работу в Забайкальском крае – 30%. Полагает, что включение компенсационных выплат, а именно районного коэффициента и процентной надбавки в размер её заработной платы, нарушает её трудовые права и не соответствует положениям и нормам международного права, Конституции РФ и Российскому трудовому законодательству. Сославшись на положения Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, на Федеральный закон о минимальном размере заработной платы в РФ с 01 января 2014 года, 2015 года, указала, что за период февраль, март, апрель ответчик недоначислил и не выплатил ей заработную плату в сумме 9390,36 рублей. Также указала, что недобросовестными действиями работодателя ей были причинены нравственные страдания, так как мизерный размер её заработной платы (ниже прожиточного минимума трудоспособного населения) не позволял ей достойно проживать, удовлетворять необходимые жизненные потребности, приходя каждый день на работу ей было невыносимо больно осознавать, что работодателем грубо нарушаются её конституционные и трудовые права. Не получив вовремя надлежащий размер заработной платы, она не получила денежного признания своего труда. Свои нравственные страдания оценивает в сумме 1000 рублей. Обосновывая вышеизложенным, просила суд: взыскать в её пользу недоначисленную заработную плату в сумме 3569,43 рублей; взыскать с ответчика в её пользу компенсацию морального вреда в размере 1000,00 рублей и обязать ответчика при полной отработке нормы рабочего времени производить ежемесячно начисление и выплату ей заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации и выплачивать районный коэффициент и процентную надбавку за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае к заработной плате свыше минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
В судебном заседании Крылова Е.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - МБДОУ детский сад № № «Родничок» г.<адрес>, (далее Детский сад), ФИО11 действующая на основании доверенности, с иском согласилась, пояснив, что денежных средств на выплату заработной платы в размере, заявленном истицей у учреждения нет
Представитель ответчика – Комитет образования муниципального района «Хилокский район» (далее КО), ФИО12 действующая по доверенности, с исковыми требованиями согласилась частично, не согласилась с размером компенсации морального вреда, считает его завышенным.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Администрация муниципального района «Хилокский район» (далее Администрация), ФИО13 с исковыми требованиями согласилась частично, не согласилась с размером компенсации морального вреда, считает его завышенным.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из дела следует, что на основании трудового договора № № от ДД.ММ.ГГГГ года Крылова Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ года работает в Детском саду в должности <>. Разделом IV трудового договора Крыловой Е.А. установлены наряду с прочим: оклад, районный коэффициент и надбавка за стаж работы в Забайкальском крае – 70% ( л.д.9-12 ).
В соответствии с ч.3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 ст.129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
При этом согласно ст. 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7 ТК РФ).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.ч.1, 2 ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст.ст. 146, 148 ТК РФ).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в местностях с особыми климатическими условиями, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч.1 ст.133 ТК РФ).
С 01 января 2016 года - 6204,00 рублей (Федеральный закон от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ в ред. Федерального закона от 01.06.2011 N 106-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 232-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 336-ФЗ, в ред. Федерального закона от 01.12.2014 г., № 408-ФЗ, в ред. Федерального закона от 14.12.2015 N 376-ФЗ).
Следовательно, размер заработной платы истицы в месяц, при отработке ею полностью нормы рабочего времени и выполнении норм труда (должностных обязанностей) с 01 января 2016 г. должен составлять не менее 10546,80 руб.(6204,00 руб. х70%=4342,80 руб., 6204,00 руб.+ 4342,80 руб.=10546,80 руб.).
Судом установлено, что истица в феврале, в марте и в апреле 2016 года полностью отработала норму рабочего времени. Следовательно, размер заработной платы истицы за февраль, за март, за апрель 2016 года должен быть не менее 10546,80 рублей в месяц, тогда как составил 7416,68 рублей. Следовательно, истице не доначислено и не выплачено заработной платы за февраль – апрель 2016 года в размере 9390,36 рублей (10546,80-7416,68х3). Именно в указанной сумме истица просит взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату. В данной части исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Так как со стороны ответчика – Детский сад имело место нарушение трудовых прав истицы, то суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в её пользу компенсации морального вреда. Однако, сумму в 1000 рублей, заявленную истцом в качестве компенсации морального вреда, суд считает завышенной. Принимая во внимание характер нарушения, исходя из требований разумности и справедливости, суд находит достаточным определить компенсацию морального вреда в размере 300,00 рублей.
Поскольку установлен факт начисления и выплаты заработной платы истице с нарушением трудового законодательства, в меньшем размере, то устранить данное нарушение трудовых прав следует путем возложения на ответчика – Детский сад обязанности при полной отработке нормы рабочего времени и выполнении нормы труда (трудовых обязанностей) производить ежемесячно начисление и выплату заработной платы истице не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации и выплачивать районный коэффициент и процентную надбавку за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае к заработной плате, свыше минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
В силу ст.20 ТК РФ, обязанность по выплате заработной платы работнику лежит на работодателе – Детский сад. Следовательно, взыскать указанные выше суммы и возложить обязанности следует на ответчика – Детский сад.
Вместе с тем, финансирование ответчика Детский сад по выплате заработной платы осуществляется за счет средств бюджета муниципального района «Хилокский район». Комитет образования муниципального района «Хилокский район» принимает участие в распределении финансовых средств, перечисляемых муниципальным бюджетным учреждениям для оплаты труда работников. Данный вывод следует из следующего.
В силу п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона №273-ФЗ, как и п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абз.3 п.1 ст.86 БК Российской Федерации).
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абз.3 п.1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст.140 настоящего Кодекса (п.3 ст.86 БК Российской Федерации).
В соответствии со ст.140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
Таким образом, поскольку финансирование Детского сада на выплату заработной платы работникам осуществляется КО, то КО несет обязанность по финансированию Детского сада денежными средствами для выплаты взысканных сумм в случае их недостаточности за счет и в пределах выделяемых на эти цели субвенций.
В целях исполнения принятого решения, на ответчика – КО следует возложить обязанность по финансированию Детского сада денежными средствами для выплаты взысканных сумм в случае их недостаточности за счет и в пределах выделяемых на эти цели субвенций.
При таком положении исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании ст.103 ГПК РФ, 333.19 НК РФ с ответчика Детский сад следует взыскать государственную пошлину в размере 700,00 рублей (400,00 (по материальным требованиям) +300,00 ( по нематериальные требования)).
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с МБДОУ детский сад № № «Родничок» г.<адрес> в пользу Крыловой ЕА недоначисленную и невыплаченную заработную плату за февраль, за март, за апрель 2016 года в сумме 9390,36 рублей, в счет компенсации морального вреда взыскать 300,00 рублей. Всего взыскать 9690,36 рублей.
Обязать МБДОУ детский сад № № «Родничок» г.<адрес> при полной отработке нормы рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) в месяц производить ежемесячное начисление и выплату заработной платыКрыловой ЕА не ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда с начислением на данную сумму районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае.
В остальной части иска отказать.
В случае недостаточности денежных средств, необходимых для выплаты заработной платы Крыловой ЕА МБДОУ детский сад № № «Родничок» г.<адрес> обязанность по финансированию возложить на Комитет образования муниципального района «Хилокский район» за счет и в пределах выделенных на эти цели субвенций.
Взыскать с МБДОУ детский сад № № «Родничок» г.<адрес> в бюджет муниципального района «Хилокский район» Забайкальского края государственную пошлину в размере <>,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Хилокский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его оглашения.
Судья:подпись
Верно
Судья Клейнос С.А.