Дело № 2-1065/2018 25 июля 2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Гомзяковой В.В.,
при секретаре Ниукканен Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сухарева Павла Андреевича, Сухарева Александра Юрьевича к Авдеевой Галине Ивановне о восстановлении срока для принятии наследства, определении порядка распределения долей, признании недействительными ранее выданных свидетельств о праве на наследство, признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с настоящим иском к Авдеевой Г.И., и после уточнения требований в порядке с.39 Гражданского кодекса Российской Федерации, просят суд восстановить срок для принятия истцами наследства после умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признать недействительным ранее выданное ответчику свидетельство о праве на наследство, признать за ответчиками в порядке наследования по <данные изъяты> доли в праве собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований истцы указывают на то, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО2, после его смерти осталось наследство в виде <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. Истцы являются родными внуками умершего и наследниками по праву представления после смерти ДД.ММ.ГГГГ их матери ФИО8, которая является дочерью наследодателя. Истцы ссылаются на то, что после смерти Спиридонова В.В., его жена не сообщила о его смерти, скрыв от его родственников данный факт.
Истцы Сухарев П.А. и Сухарев А.Ю., в судебное явились, поддержали заявленные требования с учетом уточнений.
Ответчик и его представитель Стахаевич Г.И., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явились, возражали относительно удовлетворения заявленных требований.
Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что наследодатель ФИО2, умерший ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 81) является собственником ? доли в праве собственности <адрес>, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> (л.д. 88).
После смерти ФИО2, право собственности на его долю перешло его жене Авдеевой Г.И., о чем ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве на наследство по закону (л.д. 95).
Материалами дела установлено, что истцы являются родными детьми умершей ДД.ММ.ГГГГ дочери наследодателя ФИО8, а значит наследниками первой очереди по праву представления (п. 2 ст. 1142 ГК РФ).
ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство по закону обратились внуки наследодателя Сухарев А.Ю., Сухарев П.А. (л.д. 97), постановлением нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ истцам отказано в совершении нотариального действия, в связи с пропуском срока для принятия наследства (л.д. 101).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Согласно пункту 2 названной статьи принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В силу пункта 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии со статьей 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследником первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
Согласно п. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Рассматривая исковые требования о восстановлении срока для принятия наследства, суд приходит к следующему.
В обоснование своих доводов истцы ссылаются на то, что узнали о смерти дедушки случайно в мае 2017 года, поскольку его жена не сообщила им о смерти дедушки.
В соответствии со статьей 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства, или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании», требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности, что наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 Кодекса), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.
В соответствии со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующей доказывание в гражданском процессе, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Относимыми к делу в соответствии со ст. 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, а допустимость доказательств в соответствии со ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определяется тем, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Совокупность перечисленных в пункте 1 статьи 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельств у истца отсутствует, поскольку основанием к восстановлению наследнику срока для принятия наследства является не только установление судом факта неосведомленности наследника об открытии наследства – смерти наследодателя, но и предоставление наследником доказательств, свидетельствующих о том, что он не знал и не должен был знать об этом событии по объективным, независящим от него обстоятельствам, а также при условии соблюдения таким наследником срока на обращение в суд с соответствующим заявлением.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих об объективных, независящих от истцов обстоятельствах, препятствующих истцам получать информацию о состоянии здоровья, условиях проживания умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, оказывать ему помощь, общаться с ним, своевременно узнать о смерти и открытии наследства, истцами суду представлено не было.
В ходе рассмотрения дела ответчик пояснила, что при жизни ФИО2 они обращались к истцам за помощью в связи с его продолжительной болезнью, истцы знали о его плохом самочувствии, адресе проживания наследодателя и номера телефонов, однако сами не проявляли интереса к жизни и здоровью наследодателя в течении длительного периода времени с января 2013 года по май 2017 года.
Доводы истцов в обоснование пропуска срока для принятия наследства о том, что ответчик Авдеева Г.И. скрыла факт смерти наследодателя, не может быть принят судом в качестве уважительной, учитывая, что истцы знали адрес регистрации наследодателя, состояние его здоровья и возраст, самоустранились от участия в его жизни, в связи с чем является не доказанным факт того, что истцы не должны были знать об открытии наследства.
Также не является основанием для восстановления срока для принятия наследства факт проживания истцов в Костроме, учитывая его длительность с января 2013 года по май 2017 года
Поскольку истцам отказано в восстановлении срока для принятия наследства в виде долей в праве собственности на <адрес>, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, оснований для признания права собственности на доли в указанном жилом помещении за истцами, признании ранее выданных свидетельств о праве на наследство у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Сухарева Павла Андреевича, Сухарева Александра Юрьевича к Авдеевой Галине Ивановне о восстановлении срока для принятии наследства, определении порядка распределения долей, признании недействительными ранее выданных свидетельств о праве на наследство, признании права собственности – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 02.10.2018