УИД 03RS0012-01-2024-000682-89
№ 2-702/2024 (№33-14885/2024)
судья 1 инстанции: Рашитова Г.Р.
категория: 2.137г
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 августа 2024 года город Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Набиева Р.Р.,
судей Иванове В.В., Ишбулатовой Е.И.,
при секретере судебного заседания Ищенко А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан на решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 мая 2024 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор адрес Республики Башкортостан обратился в суд в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида Латфуллина И.Р. с иском к администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, в котором просит обязать ответчика предоставить Латфуллину И.Р. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте городского округа адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным требованиям для проживания инвалидов-колясочников, по норме предоставления общей площади жилого помещения на одного человека с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Требования мотивированы тем, что в ходе осуществления прокурорской проверки по обращению Баляновой Л.Р. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, отвечающего требованиям к проживанию инвалидов, пользующихся в связи с заболеванием креслом-коляской. Установлено, что Балянова Л.Р. является матерью Латфуллина И.Р., дата года рождения., который относится к категории детей-инвалидов, пользующихся инвалидным креслом-коляской. На основании заключения жилищной комиссии городского округа адрес жилое помещение, в котором зарегистрирован и проживает Латфуллин И.Р., расположенное по адресу: адрес, признано непригодным для проживания инвалидов, пользующихся креслами-колясками. Постановлением ответчика Латфуллин И.Р. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и в аренду. Однако, Латфуллин И.Р., имеющий право на внеочередное получение жилого помещения и право на дополнительную жилую площадь, до настоящего времени ответчиком жилым помещением не обеспечен, чем нарушаются как его жилищные права, так права лиц, проживающих совместно с ним. Поскольку Балянова Л.Р. юридически не грамотна, средств для обращения за квалифицированной юридической помощью не имеет в связи с тяжелым материальным положением, таким образом, относится к социально незащищенной категории граждан, поэтому настоящий иск в интересах Латфуллина И.Р. предъявлен прокурором города.
Решением Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата постановлено:
«исковые требования прокурора адрес Республики Башкортостан в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида Латфуллина И. Р. удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан предоставить Латфуллину И. Р., дата года рождения, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте городского округа адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным требованиям для проживания инвалидов-колясочников, по норме предоставления общей площади жилого помещения на одного человека с учетом права на дополнительную жилую площадь».
В апелляционной жалобе администрации городского округа адрес Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности. Требования мотивированы тем, что в настоящее время у ответчика отсутствует возможность по предоставлению истцу жилого помещения, отвечающего потребностям инвалида-колясочника, ввиду отсутствия таковых и отсутствия возможности выделения средств для приобретения данного вида жилья; не представлено медицинского заключения о наличии у Латфуллина И.Р. тяжелой формы хронических заболеваний.
Лица, участвующие в деле, на судебное разбирательство в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, заявлений, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представили, как и обстоятельств препятствующих явке по уважительным причинам, в связи с чем на основании ст. ст. 117, 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела, Балянова Л.Р. является матерью несовершеннолетнего Латфуллина И.Р., дата года рождения.
Несовершеннолетний Латфуллин И.Р. относится к категории дети-инвалиды, пользующиеся инвалидным креслом-коляской, что подтверждается справкой ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по адрес» №... от дата, согласно которой Латфуллину И.Р. установлена повторно инвалидность как «ребенку-инвалиду». Дата очередного освидетельствования – дата
Согласно сведениям ГБУЗ ГБ адрес от дата №..., предоставленным по запросу суда, Латфуллин И.Р. имеет заболевание: последствия позвоночно-спинномозговой травмы. Перелом тел L1, L2 позвонков с повреждением спинного мозга. Сгибательные контрактуры суставов нижних конечностей. Состояние после коррегирующей остеотомии обеих бедренных костей по поводу контрактур коленных суставов с наличием металлоконструкций. Левосторонний грудо-поясничный сколиоз 2 степени.
Несовершеннолетний Латфуллин И.Р. является собственником ? доли общей долевой собственности жилого помещения общей площадью 48,6 кв.м по адресу: адрес. Собственником другой ? доли общей долевой собственности указанного жилого помещения является Латфуллин Р.Л., дата г.р.
В указанной квартире зарегистрированы и проживают Балянова Л.Р. и несовершеннолетние Латфуллин И.Р. и Латфуллин Р.Л., что подтверждается справкой о составе семьи МУП «Жилкомсервис» городского округа адрес РБ от дата №... и сведениями ОВМ ОМВД России по городу Кумертау от дата, предоставленными по запросу суда.
Из Акта №... обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, проведенного комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживает инвалид, следует, что техническая возможность приспособления жилого помещения по адресу: РБ, адрес, для проживания инвалида-колясочника отсутствует.
На основании указанного акта комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживает инвалид, принято решение №... об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) по указанному адресу.
На основании заключения жилищной комиссии городского округа адрес от дата №... жилое помещение, в котором зарегистрирован и проживает Латфуллин И.Р., расположенное по адресу: адрес, признано непригодным для проживания инвалидов, пользующихся креслами-колясками.
Постановлением главы администрации городского округа адрес №... от дата Латфуллин И.Р. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и в аренду.
Решением Совета городского округа адрес от дата №... «Об утверждении норм площади жилого помещения и норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, действующих на территории городского округа адрес Республики Башкортостан» установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, что не оспаривается участниками процесса.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что несовершеннолетний Латфуллин И.Р. является ребенком-инвалидом, имеющим заболевание, дающее право на дополнительную жилую площадь, в составе семьи состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление помещения. Несовершеннолетний ребенок-инвалид Латфуллин И.Р. проживает в жилом помещении, признанном непригодным для проживания на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида. При этом до настоящего времени не обеспечен жилым помещением, несмотря на то, что внеочередной характер обеспечения жилым помещением предполагает немедленную реализацию данного права после его возникновения, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у истца права на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма с учетом потребностей инвалида вне очереди на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. В связи с чем, обязал ответчика предоставить истцу по договору социального найма отдельное благоустроенное и пригодное для проживания детей-инвалидов жилое помещение в адрес, вне очереди, площадью не менее нормы, установленной решением от дата №....
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и принял решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан о том, что в настоящее время у ответчика отсутствует возможность по предоставлению истцу жилого помещения, отвечающего потребностям инвалида-колясочника, ввиду отсутствия таковых и отсутствия возможности выделения средств для приобретения данного вида жилья, не являются основаниями для отмены решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7); Правительство Российской Федерации обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни, (пункт "в.2" части 1 статьи 114).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики России предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и об обеспечении нормальных условий существования (постановления от 16 декабря 1997 года N 20-П, от 8 июня 2010 года N 13-П; определения от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 9 февраля 2017 года N 215-О).
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и социальных прав и свобод, установленных конституцией государства, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами государства, определяется Модельным законом "О социальной защите инвалидов" (принят 25 ноября 2008 года в г. Санкт-Петербурге на 31-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, постановление N 31-19).
В соответствии с пунктом 6 статьи 22 названного модельного закона жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В силу пункта 2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами (часть 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение указанных положений Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
Пунктами 7 и 8 Положения определено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.
Согласно пункту 54 Положения отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с пунктом 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (далее - Правила).
Правила устанавливают порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.
В соответствии с пунктом 2 Правил они применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее - многоквартирный дом, в котором проживает инвалид).
Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (пункт 4 Правил).
Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (пункт 6 Правил).
Подпунктами "д" и "е" пункта 12 Правил определено, что по результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - акт обследования), содержащий:
- выводы комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием;
- перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, определяемый на основании Правил с учетом мнения инвалида, проживающего в данном помещении (в случае, если в акте комиссии сделан вывод о наличии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида).
Согласно пункту 20 Правил заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании: акта обследования; решения комиссии об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, предусмотренного подпунктом "б" пункта 17 Правил.
Заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания инвалида (пункт 21 Правил).
Из анализа приведенных норм права следует, что жилое помещение, в котором проживает инвалид, подлежит признанию непригодным для проживания в нем инвалида в случае невозможности приспособления помещения под потребности и доступность для инвалида.
Принимая во внимание изложенное, жилые помещения, занимаемые семьями, нуждающимися в приспособленном жилье для инвалидов, не отвечающие специальным требованиям доступности, не приспособленные для их проживания, при невозможности надлежащего приспособления путем ремонта или реконструкции должны признаваться непригодными для проживания, что в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для внеочередного предоставления другого жилья по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что занимаемое Латфуллиным И.Р. жилое помещение в установленном законом порядке постановлением ответчика №... от дата признано непригодным для проживания ребенка инвалида-колясочника и членов его семьи, а сам Латфуллин И.Р. постановлением ответчика №... от дата Латфуллин И.Р. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
Таким образом, доводы апеллянта об отсутствии у него в настоящее время возможности по предоставлению истцу жилого помещения, отвечающего потребностям инвалида-колясочника, ввиду отсутствия таковых и отсутствия возможности выделения средств для приобретения данного вида жилья, не указывает на наличие оснований для умаления прав Латфуллина И.Р. на обеспечение достойного проживания в соответствующем жилом помещения на условиях социального найма по нормам указанным в решении от дата №..., а указанные доводы правового значения для рассмотрения дела не имеет.
Доводы жалобы о том, что не представлено медицинского заключения о наличии у Латфуллина И.Р. тяжелой формы хронических заболеваний, также не указывают на наличие оснований для отмены решения суда, поскольку в суде апелляционной инстанции по запросу судебной коллегии представлен ответ ГБУЗ «Городская больница адрес» от дата, согласно которому Латфуллин И.Р. состоит на «Д» - учете у врача педиатра с диагнозом N13.3, которое согласно Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим им право на дополнительную жилую площадь, утвержденному Приказом Минздрава России от дата №...н, подтверждает право на дополнительную жилую площадь.
Судебная коллегия также указывает, что в доводах апелляционной жалобы ответчик не оспаривает право Латфуллина И.Р. на дополнительную жилплощадь, оспаривает только наличия тяжелой формы хронического заболевания увязывает данное обстоятельство с выделением средств из республиканского бюджета. Вместе с тем, отсутствие достаточного финансирования также не может указывать на наличие обстоятельств, препятствующих выделению жилого помещения.
Таким образом, доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и оспаривание установленных им обстоятельств. Между тем, в силу изложенного, объективных предпосылок к этому не имеется.
Судебная коллегия полагает, что суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлиять на правильность вынесенного судом решения, коллегией не установлено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 мая 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 2 сентября 2024 г.