Дело № 2а-756/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Южа Ивановской области 03 декабря 2018 года
Палехский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Пятых Л.В.,
помощника прокурора Южского района Шероновой Н.П.,
представителя административного истца – ИК-6 ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области Кутьина И.А., действующего по доверенности,
осужденного Шадрина В.С.
при секретаре Калинкиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия Палехского районного суда Ивановской области в г. Южа Южского района Ивановской области (с использованием системы видеоконференц-связь) административное дело по административному исковому заявлению ИК-6 ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора в отношении осуждённого Шадрина В. С., освобождаемого из мест лишения свободы,
У С Т А Н О В И Л:
Шадрин В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданин РФ, уроженец <адрес>, осужден 19 августа 2015 года приговором Шуйского городского суда Ивановской области по п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ к 2 годам лишения свободы. В соответствии с ч.1 ст.70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного присоединения к назначенному наказанию неотбытого наказания по приговору Южского районного суда Ивановской области от 13 августа 2014 года, окончательно определено 3 года 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Он же осужден 13 августа 2014 года приговором Южского районного суда Ивановской области по ч.5 ст. 33, ч.1 ст.30, ч.2 ст.228 УК РФ к 3 годам 2 месяцам лишения свободы, без штрафа и ограничения свободы, с применением ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком 3 года.
Начало срока наказания: 19 августа 2015 года.
Окончание срока наказания: 18 февраля 2019 года.
Администрация исправительного учреждения ИК-6 ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области в лице начальника ИК-6 Усова В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении осуждённого Шадрина В.С. административного надзора на срок 3 года, с применением административных ограничений в виде обязательной явки для регистрации не менее 4 раз в месяц в период отбывания административного надзора в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания; запрета на выезд за пределы населенного пункта (территории муниципального района), избранного им в качестве постоянного проживания, т.е. Шуйского муниципального района Ивановской области без разрешения органов внутренних дел, за исключением случаев, связанных с трудовой деятельностью; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, в ночное время суток – с 22.00 часов до 06.00 часов, за исключением случаев, связанных с трудовой деятельностью; а также запрета на посещение мест общественного питания и увеселительных заведений, где осуществляется продажа спиртных напитков в розлив, в том числе кафе, ресторанов и баров, расположенных в пределах территории муниципального района по месту жительства.
Заявление мотивировано тем, что Шадрин В.С. отбывает наказание за совершение преступлений отнесенных к категории тяжких. В период отбывания наказания был признан злостным нарушителем установленного порядка содержания. В исправительном учреждении в целом характеризуется отрицательно.
Представитель административного истца - исправительного учреждения ИК-6 ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области Кутьин И.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, настаивал на его удовлетворении.
Административный ответчик – осужденный Шадрин В.С., в судебном заседании административные исковые требования признал частично. Просил суд рассмотреть вопрос об уменьшении количества явок на регистрацию, не применении запретов оставлять место жительства в ночное время, а также запрета на выезд за пределы муниципального образования по месту жительства. Дополнительно пояснил, что вину в совершении преступлений он признал, в содеянном раскаялся, исправился, имеет намерение создать семью, а также работать в качестве индивидуального предпринимателя. При таких обстоятельствах, требуемые к применению административные ограничения будут препятствовать его семейной жизнь и возможности трудиться.
Прокурор Шеронова Н.П. заявление об установлении административного надзора считает обоснованным и подлежащим удовлетворению, с истребуемыми административным истцом ограничениями за исключением ограничения в виде запрета осужденному оставлять место жительства в ночное время, поскольку обоснованность применения данного административного ограничения в судебном заседании подтверждения не нашла.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, прокурора, исследовав материалы дела и личного дела осужденного, суд приходит к следующему:
согласно ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», (далее по тексту Федеральный закон от 06.04.2011 года №64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу ч.1 ст.3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого преступления.
Согласно п. 1 ч.3 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ, в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Как следует из материалов дела и личного дела осужденного, Шадрин В.С. осужден приговором Шуйского городского суда Ивановской области от 19 августа 2015 года по п.«а» ч.3 ст.158 УК РФ. Окончательное наказание по данному приговору назначено с применением ст. 70 УК РФ путем частичного присоединения неотбытого наказания за преступление, предусмотренное ч.5 ст. 33, ч.1 ст. 30, ч. 2 ст. 228 УК РФ. Оба из указанных преступлений с учетом положений ст. 15 УК РФ относятся к категории тяжких.
Согласно материалам личного дела, Шадрин В.С., на основании ч.2 ст.116 УИК РФ, постановлением временно исполняющего обязанности начальника ИК-6 ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области от 17 октября 2018 года был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Таким образом, обращение администрации исправительного учреждения в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Шадрина В.С. является обоснованным, поскольку административный ответчик за время отбывания наказания в виде лишения свободы, назначенного за совершение тяжких преступлений признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В силу ст. 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, административный надзор в отношении лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого преступления и признававшегося злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, устанавливается на срок от одного до трёх лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии со ст. 86 УК РФ (в новой редакции), судимость за совершение тяжкого преступления погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (ч.3 ст. 5).
При установлении административного надзора, согласно ст. 4 ФЗ от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения, приведенные в данной норме. Указанный перечень является исчерпывающим.
При этом в соответствии ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ установлены требования и условия к обязательному применению отдельных административных ограничений, таких как обязательные явки от 1 до 4 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; 3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Согласно представленной администрацией исправительного учреждения характеристике осужденного от 09.11.2018 года и материалам его личного дела, Шадрин В.С. за период отбывания наказания с 19 августа 2015 года поощрений не имел, на протяжении 2015, 2016, 2017, 2018 годов допустил более 40 нарушений установленного порядка содержания, в связи с чем подвергнут дисциплинарным взысканиям, в том числе в виде водворения в ШИЗО и ПКТ. Имея неснятые и непогашенные взыскания, с учетом положений ст.117 УИК РФ, до настоящего времени Шадрин В.С. считается нарушителем установленного порядка содержания. В исправительном учреждении не трудоустроен, желания трудиться не проявлял, воспитательные мероприятия и занятия в системе социально-правовых знаний посещает, однако реагирует на них слабо. Отношения поддерживает с осужденными характеризующимися как положительно, так и отрицательно. В общении с представителями администрации не вежлив, форму одежды соблюдает, но требует постоянного контроля. Администрацией исправительного учреждения в целом характеризуется отрицательно.
Вместе с тем, суд учитывает, что на протяжении 2016 года осужденный принял меры к получению дополнительных профессиональных образований по профессиям «швея» и «стропальщик», к работам без оплаты труда по благоустройству колонии относится удовлетворительно.
Шадрин В.С. является гражданином РФ, холост, несовершеннолетних детей не имеет, инвалидности не имеет. Имеет регистрацию и возможность проживания по адресу: <адрес>.
При определении срока административного надзора, и административных ограничений судом учитывается характер и степень общественной опасности совершённых преступлений по приговору от 19 августа 2015 года, а также приговору от 13 августа 2014 года, которое связано с незаконным оборотом наркотических средств и представляет повышенную общественную опасность, данные, установленные судом и характеризующие личность осуждённого, его семейное положение, а также данные, характеризующие его поведение за период отбывания наказания, которое являлось крайне нестабильным и носит преимущественно отрицательную направленность, характер и период допущенных нарушений, срок, истекший с момента признания злостным нарушителем, характеристику исправительного учреждения. Для достижения целей административного надзора, указанных в ст. 2 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, суд считает необходимым установить Шадрину В.С. административный надзор на максимальный срок, предусмотренный п.1 ч.1 ст. 5 Закона «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», т.е. на срок 3 года, с административными ограничениями в виде обязательной явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, что является соразмерным и будет отвечать целям административного надзора. При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для снижения срока административного надзора и количества явок на регистрацию.
Согласно приговора Южского районного суда Ивановской области от 13 августа 2014 года, преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, совершено осужденным с выездом за пределы муниципального образования по месту жительства.
При таких обстоятельствах, в целях обеспечения более эффективного контроля за Шадриным В.С., который может быть реализован в пределах территории, подведомственной соответствующему органу внутренних дел, суд считает необходимым установить в отношении него административное ограничение в виде запрета на выезд за пределы территории муниципального образования по месту жительства.
Определяя территорию, запрет на выезд за пределы которой полежит установлению в отношении осужденного, суд учитывает, что Шадрин В.С. имеет регистрацию и возможность проживания по адресу: <адрес>, куда намерен выехать после освобождения из мест изоляции от общества.
С учетом представленных доказательств, суд считает необходимым назначить административное ограничение в виде запрета на выезд за пределы территории Шуйского муниципального района Ивановской области.
Поскольку перечень административных ограничений, установленный ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ является исчерпывающим, и не предусматривает возможность установления судом к ограничению в виде запрета на выезд за пределы определенной территории, исключений в виде наличия разрешения органа внутренних дел, а также случаев, связанных с трудовой деятельностью, ссылки на денные исключения не основаны на законе и применению не подлежат.
При этом суд считает необходимым отметить, что в силу п. 3 статьи 10 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ поднадзорное лицо вправе обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами.
Разрешая требования административного истца об установлении административного ограничения, в виде запрета пребывания в местах общественного питания и увеселительных заведений, где осуществляется продажа спиртных напитков в розлив, в. т.ч. кафе баров ресторанов, расположенных в пределах территории муниципального района по месту жительства, суд приходит к следующему:
из приговора от 19 августа 2015 года следует, что тяжкое преступление совершено Шадриным В.С. в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя. Поскольку именно состояние опьянения, способствовавшее совершению преступления, данное обстоятельство признано отягчающим наказание осужденного.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также поведение осужденного в период отбытого срока наказание, суд приходит к выводу о необходимости применения такого вида ограничения как запрета пребывания в местах общественного питания и увеселительных заведений (в том числе кафе, баров, ресторанов), где осуществляется продажа спиртных напитков.
Оснований для применения данного ограничения только на территории муниципального района по месту жительства осужденного и только в местах, где осуществляется торговля спиртными напитками в розлив, не имеется.
Оценивая доводы административного истца об установлении осужденному административных ограничений в виде запрета на пребывании вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время суток, суд исходит из того, что установление подобных запретов должно соответствовать цели самого административного надзора, выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер, их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия.
В приговорах от 13 августа 2014 года и 19 августа 2015 года каких-либо сведений, позволяющих судить о связи криминальной направленности поведения Шадрина В.С. с ночным временем суток, не содержится. Сведений, позволяющих судить о необходимости применения указанного ограничения, в материалах дела не имеется, как не установлено иных обстоятельств, свидетельствующих о том, что данное административное ограничение может способствовать достижению целей административного надзора либо является обязательным к применению в силу закона.
В этой связи, требования административного истца в указанной части удовлетворению не подлежат.
Доводы осужденного о том, что административные ограничения могут препятствовать его трудовой деятельности и семейной жизни, суд считает неубедительными, поскольку они носят предположительный характер.
Кроме того, установление административного надзора и применение административных ограничений, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований, согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 597-О-О, от 24 сентября 2012 года N 1741-О, от 22 ноября 2012 года N 2064-О и от 22 апреля 2014 года N 885-О).
Оснований для установления других ограничений, предусмотренных ст.4 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 272, 179-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ИК-6 ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора в отношении осужденного Шадрина В. С. удовлетворить.
Установить в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Шадрина В. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина РФ, уроженца <адрес>, административный надзор на срок 3 года, но не свыше срока установленного для погашения судимости по приговору Шуйского городского суда Ивановской области от 19 августа 2015 года.
Установить Шадрину В. С. административные ограничения:
- обязательная явка 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, в дни, установленные данным органом;
- запретить выезд за пределы территории Шуйского муниципального района Ивановской области;
- запретить посещение мест общественного питания и увеселительных заведений (в том числе кафе, баров, ресторанов), где осуществляется продажа спиртных напитков.
Требования о применении иных административных ограничения оставить без удовлетворения.
Разъяснить Шадрину В.С., что он должен явиться для постановки на учёт в орган внутренних дел в течение 3 рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы.
Срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения.
Председательствующий подпись Пятых Л.В.
Решение вынесено в окончательной форме 03 декабря 2018 года.