Решение по делу № 33-1645/2024 от 04.04.2024

Судья Романова В.А.              Дело № 33-1645/2024 (№ 2-3121/2023)

УИД № 58RS0027-01-2023-004165-64

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 апреля 2024 г.                                     г. Пенза

Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе

председательствующего Терехиной Л.В.,

судей Герасимовой А.А., Елтищева К.В.,

при ведении протокола помощником судьи Гольтяпиной О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу судьи Герасимовой А.А. дело по исковому заявлению Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ТСЖ «САПФИР» о защите прав неопределенного круга потребителей по апелляционной жалобе Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» на решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 12.12.2023, которым постановлено:

Исковые требования Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ТСЖ «САПФИР» о защите прав неопределенного круга потребителей - оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» обратилось в суд с исковым заявлением к ТСЖ «САПФИР» о защите прав неопределенного круга потребителей, указав, что 18.09.2023 ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» провело общественный контроль по вопросу размещения ответчиком, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе ГИС ЖКХ. В ходе проведения указанного мероприятия было выявлено, что по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <адрес>, в ГИС ЖКХ отсутствует следующая информация: факс, лицо, осуществляющее прием граждан, о членстве товарищества в саморегулируемой организации, серия, тип постройки здания, кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества, класс энергетической эффективности, конструктивные элементы многоквартирного дома (тип кровли), системы инженерно-технического обеспечения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома (тип системы водоотведения), выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, оказываемые коммунальные услуги, использование общего имущества, отчет по управлению многоквартирным домом.

На электронную почту ответчика было направлено претензионное письмо с требованием об устранении выявленных нарушений в трехдневный срок согласно п. 31 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг».

На момент подачи иска ответчик не устранил выявленные нарушения и по-прежнему не размещает в ГИС ЖКХ информацию, предусмотренную действующим законодательством, нарушает права потребителей на свободный доступ к получению полной информации по многоквартирному дому.

На основании изложенного истец просил суд обязать ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей; в срок, установленный судом, разместить информацию, предусмотренную ст.ст. 6, 7 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»: факс, лицо, осуществляющее прием граждан, о членстве товарищества в саморегулируемой организации, серия, тип постройки здания, кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества, класс энергетической эффективности, конструктивные элементы многоквартирного дома (тип кровли), системы инженерно-технического обеспечения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома (тип системы водоотведения), выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, оказываемые коммунальные услуги, использование общего имущества, отчет по управлению многоквартирным домом; обязать ответчика довести в установленный судом срок через средства массовой информации - областную газету «Наша Пенза», резолютивную часть решения суда до сведения потребителей; взыскать с ответчика в пользу истца понесенные по данному гражданскому делу судебные издержки в размере 20000 руб.

Октябрьский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что суд необоснованно усомнился в порядке соблюдения стороной истца правил проведения проверки сайта ответчика. Нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не регулируют порядок проведения общественного контроля и деятельность общественной организации. При проведении общественного контроля истец руководствовался ст.ст. 45, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», в соответствии с которыми при проведении общественного контроля обращение потребителя не требуется. Факты нарушений, которые допустил ответчик, были подтверждены истцом представленными суду снимками экранов (скриншотами), которые являются надлежащими доказательствами по смыслу требований ст.ст. 55, 71 ГПК РФ. Однако суд данным доказательствам надлежащей оценки не дал. Наряду с этим апеллянт сослался на письмо Управления Госжилстройтехинспекции Пензенской области от 14.09.2020 № 1-11/11-4985, согласно которому УО, ТСЖ, ЖСК обязаны размещать в ГИС ЖКХ информацию, за неразмещение которой предусмотрена административная ответственность на основании ч. 2 ст.13.19.2 КоАП РФ.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в порядке абз. 1 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Статьей 2 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ) определено, что государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства (далее – система) является единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

В соответствии с ч. 18 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 ч. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, устанавливают порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации, обязательное размещение которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, в системе.

Порядок, состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства установлены приказом Минкомсвязи России № 74 и Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 (зарегистрирован в Минюсте России 30.05.2016 № 42350).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ТСЖ «САПФИР» осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>.

18.09.2023 ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» была проведена общественная проверка по вопросу размещения ответчиком в системе ГИС ЖКХ информации, предусмотренной Федеральным законом № 209-ФЗ.

По результатам общественного контроля в отношении ответчика 18.09.2023 был составлен акт общественного контроля, утвержденный председателем ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области», согласно которому на сайте ГИС ЖКХ отсутствует следующая информация: факс, лицо, осуществляющее прием граждан, о членстве товарищества в саморегулируемой организации, серия, тип постройки здания, кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества, класс энергетической эффективности, конструктивные элементы многоквартирного дома (тип кровли), системы инженерно-технического обеспечения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома (тип системы водоотведения), выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, оказываемые коммунальные услуги, использование общего имущества, отчет по управлению многоквартирным домом.

Истцом на электронную почту ответчика направлено письмо с требованием устранить выявленные нарушения.

18.10.2023 экспертом Яшиным С.А., который являлся одновременно и общественным инспектором, была подготовлена экспертиза информации, отраженной в акте общественного контроля, содержащая выводы о нарушении ответчиком требований п.п. 14, 21, 24, 25, 42 ч. 1 ст. 6, ч. 18 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ, ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).

Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал установленным и исходил из того, что обстоятельства нарушения прав неопределенного круга лиц действиями ответчика не установлены, истцом был нарушен порядок проведения проверки.

Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются правильными, основанными на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствуют нормам действующего законодательства.

В соответствии с п. 2 ст. 45 Закона о защите прав потребителей общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей;

обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Согласно ч. 8 ст. 20 ЖК РФ в целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 17.1 ст. 12 ЖК РФ установление порядка осуществления общественного жилищного контроля отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1491 утверждены Правила осуществления общественного жилищного контроля, которые устанавливают права субъектов общественного жилищного контроля и порядок проведения такого контроля (далее-Правила).

Согласно п. 7 указанных Правил предметом общественного контроля являются акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы, а также действия (бездействие) государственных (муниципальных) органов и организаций, осуществляющих деятельность в жилищной сфере.

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что к субъектам общественного жилищного контроля отнесены, в том числе некоммерческие организации.

В соответствии с п. 4 Правил решение о проведении общественного жилищного контроля принимается субъектом общественного жилищного контроля и содержит сведения о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля, а также иные сведения, предусмотренные настоящими Правилами для осуществления общественного жилищного контроля по усмотрению субъектов общественного контроля.

Согласно п. 5 Правил в случае, если общественный жилищный контроль проводится в форме общественной проверки решение о проведении контроля содержит данные (фамилия, имя, отчество, образование квалификация) общественных инспекторов, привлеченных к осуществлению общественной проверки.

Из 6 Правил следует, что решение о поведении контроля обнародуется субъектом общественного жилищного контроля посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а с 1 июля 2017 г. - в том числе посредством его размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с п.п. 19, 20 Правил по результатам проведения проверки оформляется итоговый документ. Субъекты общественного жилищного контроля в соответствии с положениями Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» обнародуют информацию о своей деятельности, о проводимых мероприятиях общественного жилищного контроля и об их результатах посредством ее размещений в сети «Интернет», а с 1 июля 2017 г. - в том числе посредством ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Суд, проанализировав вышеприведенные нормы и оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к правильному выводу о несоответствии проведенной проверки требованиям, предъявляемым к ней, нарушении порядка ее проведения.

В нарушение требований указанного нормативного правового акта истцом не представлены: решение о проведении общественного жилищного контроля, которое должно содержать сведения о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля; информация о порядке отбора кандидатуры общественного эксперта; сведения об обнародовании решений о проведении общественного контроля посредством его размещения в сети «Интернет», а также в ГИС ЖКХ. В акте общественного контроля отсутствует указание на основания для проведения общественной проверки, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений, на приложение скриншотов страниц сайта ГИС ЖКХ, о которых идет речь в акте; в заключении экспертизы, подготовленном экспертом ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» Яшиным С.А., отсутствует указание на предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений.

Довод жалобы о неприменении к спорным правоотношениям норм Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» судебной коллегией не принимается во внимание, поскольку нормами данного Федерального закона суд при разрешении настоящего спора не руководствовался.

Ссылка в апелляционной жалобе на письмо Управления Госжилстройтехинспекции Пензенской области от 14.09.2020 №1-11/11-4985, а также на предусмотренную КоАП РФ административную ответственность за неразмещение информации в ГИС ЖКХ правового значения не имеет, на законность и обоснованность принятого судом решения не влияет. Сведения о привлечении ответчика к административной ответственности за указанное правонарушение в материалах дела отсутствуют.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, установил их в ходе судебного разбирательства достаточно полно и объективно, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, отвечающее нормам материального права, регулирующим правоотношения сторон при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 12.12.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.05.2024.

33-1645/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ОД Ассоциация потребителей Пензенской области
Ответчики
ТСЖ Сапфир
Суд
Пензенский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.pnz.sudrf.ru
04.04.2024Передача дела судье
23.04.2024Судебное заседание
03.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2024Передано в экспедицию
23.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее