ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Р Е Ш Е Н И Е
дело № 12-507/2019 |
12 ноября 2019 года г. Севастополь
Судья Гагаринского районного суда города Севастополя Моцный Н.В.,
рассмотрев жалобу Департамента капитального строительства г. Севастополя на постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю № 92012/19/14727 от 03 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Департамента капитального строительства г. Севастополя,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю Цветковой Н.С. от 03 сентября 2019 года Департамент капитального строительства г. Севастополя признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 30 тыс. руб.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель Департамента капитального строительства г. Севастополя обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство прекратить. В обоснование жалобы указывает на то обстоятельство, что в действиях Департамента отсутствует вина в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель Департамента капитального строительства г. Севастополя Морозова О.В. доводы жалобы поддержала, при этом пояснила, что Департаментом предпринимались все зависящие меры для исполнения судебного постановления, обязывающего предоставить жилое помещение гражданину по договору социального найма, о чем также свидетельствуют факты предоставления судом отсрочки исполнения решения суда.
Представитель административного органа судебный пристав – исполнитель Управления ФССП России по г. Севастополю Сильвеструк Е.В. в судебном заседании не усматривала оснований для удовлетворения жалобы, указав на достаточные сведения о совершении Департаментом вмененного в вину административного правонарушения.
Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав доводы жалобы и материалы производства, следует прийти к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие указанных обстоятельств подтверждается доказательствами, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание вины лица, а также его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ административным правонарушением признается неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 11.09.2017 по делу № 2-2438/2017 удовлетворены исковые требования прокурора Нахимовского района города Севастополя в интересах ФИО1 к Департаменту капитального строительства города Севастополя о понуждении к действию. На Департамент возложено обязательство о предоставлении лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ФИО5 благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю 22.10.2018 года возбуждено исполнительное производство № 8092/18/92012-ИП в отношении Департамента капитального строительства города Севастополя по исполнительному документу исполнительному листу № ФС 020236620 от 07.02.2018 выданному по делу № 2-2438/2017 по иску прокурора Нахимовского района города Севастополя в интересах ФИО1 к Департаменту о понуждении выполнить определённые действия.
21.01.2019 года вынесено постановлении о взыскании исполнительского сбора. Постановлением установлен срок исполнения требований исполнительного документа - 5 (пять) рабочих дней со дня получения копии постановления, получена 25.01.2019 г. Постановлением Департамент капитального строительства города Севастополя предупрежден, что в случае неисполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в отношении Департамента будет составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Постановлением от 21.08.2019 года назначен новый срок исполнения до 26.08.2019 года.
По состоянию на 27 августа 2019 года документального подтверждения исполнения требования исполнительного документа Департамент капитального строительства г. Севастополя не предоставил.
Постановлением о назначении нового срока от 21.08.2019 года Департамент капитального строительства г. Севастополя извещён, что 27.08.2019 г на 16 часов 00 минут в отношении Департамента будет составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора от 21.01.2019 г.
Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю Цветковой Н.С. от 03.09.2019 года Департамент капитального строительства г. Севастополя признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 30 тыс. руб.
Постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 года № 840-ПП утверждено Положение о Департаменте капитального строительства города Севастополя.
В соответствии с п. 1.1. указанного Положения, Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере строительства, контроля и надзора в области долевого строительства, жилищной политики, в сфере реализации федеральных целевых программ.
Департамент капитального строительства города Севастополя является ответственным исполнителем по реализации мероприятий государственной программы города Севастополя «Жилище» на 2017-2022 годы, утверждённой постановлением Правительства Севастополя от 27.10.2016 №1010-ПП.
Задачей Подпрограммы 2 «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» вышеуказанной Программы, является предоставление жилых помещений по договору специализированного найма лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Сроки реализации Программы установлены с 2017 г. по 2022 г.
Приобретение жилых помещений Департаментом капитального строительства города Севастополя осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что значительно увеличивает время приобретения жилых помещений.
В соответствии с объемом определенных лимитов, за счет средств федерального и регионального бюджетов, Департаментом капитального строительства города Севастополя 29.12.18 составлен и утвержден план закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд на 2019 финансовый год (размещение в единой информационной системе) - 10 дней.
Пунктом 10 ст. 21 Федерального закона РФ №44-ФЗ, план-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
27.02.2019 года Департаментом составлен и размещен в единой информационной системе План - график закупок.
Согласно ч. 2 ст. 63 Федерального закона РФ №44-ФЗ указано, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее, чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Извещение о проведении аукциона - 20 дней. Определение победителя - 10 дней;
В соответствии со ст. 70 Федерального закона РФ №44-ФЗ, контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
29.03.2019 года Департаментом размещены извещения о проведении электронного аукциона.
Рассмотрены поданные заявки и по результатам рассмотрения заявок Департаментом заключено 24 государственных контракта на покупку жилых помещений:
- 3 государственных контракта от 14.05.2019 с ООО «Ан-Капитал»;
- 5 государственных контрактов от 16.05.2019 с ООО «Ан-Капитал»;
- 4 государственных контракта от 16.05.2019 с ООО «Стандарт-Строй»;
- 10 государственных контрактов от 27.05.2019 с АО «Крымстрой»;
- 2 контракта от 30.07.10 и 07.08.2019 с ИП ФИО6 и ИП Богатырева.
Срок оказания услуг по контрактам определен до 15.11.2019, срок действия контрактов установлен до 20.12.2019 года.
Государственные контракты, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, заключаются и оплачиваются в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств (абз. 1 п. 5 ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ). Нарушение указанных требований может повлечь признание контракта (договора) недействительным (абз. 2 п. 5 ст. 161 БК РФ). Следовательно, срок действия контракта не должен превышать срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Также, регистрация права собственности на приобретённое жилое помещение в соответствии с требованиям п. 3 ст. 13 ФЗ от 21.07.97 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» проводится в течение 20 календарных дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.
В настоящее время исполнено 8 государственных контрактов по приобретению жилых помещений.
Департаментом вынесено Распоряжение № 597-р от 16.07.2019 года о предоставлении жилых помещений из состава специализированного фонда города Севастополя детям-сиротам, согласно приложению к данному распоряжению.
Финансирование 16 заключенных государственных контрактов, оплата по которым по состоянию на сегодняшний день не произведена, предусмотрено на сумму 28 609.35 тыс. руб., в том числе:
- федеральный бюджет - 16 562,36153 тыс. руб.;
- бюджет города Севастополя и софинансирования из бюджета города Севастополя - 12 046,98847 тыс. руб.
С мая 2019 года Департаментом осуществлялась работа по заключению дополнительного соглашения с Министерством просвещения Российской Федерации о смене кода бюджетной классификации.
Согласно пояснений представителя Департамента постоянно проводится закупка жилых помещений для детей - сирот, путем размещения извещения о проведении электронного аукциона, продлеваются сроки подачи заявок, но в большинстве случаев составляются протоколы об отсутствии заявок на участие в электронном аукционе. Причинами исполнения не в полном объеме мероприятий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются следующие обстоятельства:
- снижение стоимости 1 кв. м, установленной для реализации мероприятий по приобретению жилых помещений для отдельных категорий граждан (2017 год - 63 072,71 руб., 2018 год - 62 671,00 руб., 2019 год - 61 925,00 руб.);
- отрицательная динамика ввода в эксплуатацию индустриального жилья;
- реальная рыночная стоимость 1 кв. м жилого помещения общей площадью 33 кв. м (наиболее востребованные жилые помещения на рынке варьируются в диапазоне от 65 000, 00 руб. до 75 000,00 руб. без отделки);
- отсутствие предложений застройщиков по продаже жилых помещений, осуществить закупку жилых помещений для целей обеспечения лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- приобретение жилья на рынке вторичного жилья также не является достаточным источником обеспечения вследствие высокой стоимости (от 80 000,00 руб. до 100 000,00 руб. за 1 кв.м.) и отсутствия жилых помещений на вторичном рынке, которые подходят по площади (площадь большинства однокомнатных квартир «брежневской» и «хрущевской» планировок варьируется в диапазоне от 29 до 31 кв.м., что не позволяет их приобрести и использовать для целей обеспечения данной категории граждан при норме обеспечения - 33 кв. м.). За 2 года реализации мероприятий программы на вторичном рынке жилья удалось найти и приобрести только 5 жилых помещений, удовлетворяющих предъявляемым требованиям.
Вышеуказанные причины носят объективный, независимый от воли Департамента, исключительный и неустранимый характер.
Учитывая вышеизложенное, порядок, установленный законом и не зависящий, от воли Департамента капитального строительства города Севастополя не предусматривает возможности исполнить решение суда в кратчайшие сроки.
На момент поступления исполнительного производства, а также в настоящее время в Департаменте отсутствуют жилые помещения, приобретенные по государственным контрактам для обеспечения детей-сирот. Сроки исполнения государственных контрактов не истекли.
С предоставленных к жалобе копий заявлений следует, что ранее ФИО5 неоднократно предлагались жилые помещения от которых он отказывался 25.06.2018 года, 30.01.2018 года, 10.01.2019 года.
17.09.2019 года Ленинским районным судом города Севастополя, вынесено определение о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 31.12.2019 года, в связи с отсутствием жилых помещений. Ранее аналогичные определения выносились судом 16.02.2018 года (отсрочка до 30.06.2018 года), 06.07.2018 года (отсрочка до 15.12.2018 года).
Статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Положения названных норм во взаимосвязи со статьей 2.1 КоАП РФ, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 названного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции
Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
С объективной стороны вмененное Департаменту правонарушение может быть выражено как в разнообразных действиях, так и бездействии, создающих различные препятствия реализации судебным приставом-исполнителем исполнения исполнительных документов по спорам неимущественного характера.
Применительно к данному составу правонарушения виновность субъекта определяется умышленным неисполнением требований исполнительного документа без уважительных причин.
При рассмотрении данного дела должностному лицу Межрайонного отдела судебных приставов Департамент указывал на уважительные причины, свидетельствующие о невозможности исполнить требования исполнительного документа.
Так, привлекаемое лицо ссылалось на то, что п. 1.1 Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 года № 840-ПП, Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере строительства, контроля и надзора в области долевого строительства, жилищной политики, в сфере реализации федеральных целевых программ.
Таким образом, при вынесении оспариваемого постановления начальником отдела - старшим судебным приставом не дана оценка фактическим обстоятельствам, объективно препятствующим выполнению Департаментом требования судебного пристава, выявлен лишь факт неисполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера. Между тем, наличие обстоятельств уважительности причин неисполнения Департаментом судебного акта, а, следовательно, вины в совершении вмененного административного правонарушения, не установлено.
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что с момента установления срока исполнения требований исполнительного документа Департаментом предпринимались меры к исполнению судебного постановления в пределах полномочий, до возбуждения данного дела об административном правонарушении он имел уважительные причины неисполнения требований исполнительного документа.
Делая вывод о совершении Департаментом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, должностное лицо в нарушение требований статей 24.1, 26.1 названного Кодекса оставило без должного внимания обстоятельства, на которые Департамент ссылался в ходе производства по делу и которые имеют существенное значение для его разрешения.
При этом анализ имеющихся в деле документов дает основания для вывода о том, что исполнить Департаментом требования исполнительного документа фактически не возможно без его на то вины.
В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные положения получили развитие в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Изложенное выше в совокупности и с учетом положений ст. 1.5 КоАП РФ, а также правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, не позволяет сделать вывод о наличии в деянии Департамента вины в неисполнении во вновь установленный срок требований исполнительного документа и совершении указанным юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах постановление начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФСПП России по Севастополю Цветковой Н.С. от 03 сентября 2019 года подлежит отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении - прекращению в связи с отсутствием в действиях Департамента состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Жалобу Департамента капитального строительства г. Севастополя на постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю № 92012/19/14727 от 03 сентября 2019 года – удовлетворить.
Постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю № 92012/19/14727 от 03 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Департамента капитального строительства г. Севастополя – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 10 дней со дня получения его копии.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Н.В. Моцный