УИД 11RS0012-01-2021-000698-84 Дело № 2-320/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Мороковой О.В.
при секретаре Лихачевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
31 августа 2021 года гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Прилузского района к МБОУ «СОШ» с. Черемуховка о возложении обязанности по установке прибора учета и ввода его в эксплуатацию
установил:
И.о. прокурора Прилузского района РК обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к МБОУ «СОШ» с. Черемуховка об обязании в течение месяца со дня вступления в законную силу судебного решения обеспечить оснащение здание гаража прибором учета тепловой энергии, а также ввод установленного прибора учета в эксплуатацию. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Прилузского района проведена проверка исполнения должностными лицами МБОУ «СОШ» с. Черемуховка требований законодательства об энергосбережении и энергоэффективности в части установки и обслуживания прибора учета энергетических ресурсов в здании гараж. Проведенной проверкой установлено, что в здании гаража МБОУ «СОШ» с. Черемуховка не установлены приборы учета тепловой энергии. Поскольку неисполнение МБОУ «СОШ» с. Черемуховка обязанности по оснащению зданий приборами учета потребляемой тепловой энергии нарушает интересы Российской Федерации в области энергосбережения, и.о. прокурора Прилузского района обратился в суд с настоящим иском.
К участию в деле, на основании определения суда от 13.08.2021 года, в качестве третьего лица, не заявляющей самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация МР «Прилузский».
В судебного заседания помощник прокурора Прилузского района Терентьева К.С. на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Представитель МБОУ «СОШ» с. Черемуховка в суде не присутствует, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, до начала судебного заседания направлено заявление о признании требований прокурора, также просили о рассмотрении дела без их участия.
Представитель третьего лица администрации МР «Прилузский» в суде не присутствует, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее –Закон № 261-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.
В силу ч. 1 ст. 11 Закона № 261-ФЗ здания, строения, сооружения, з исключением указанных в ч. 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.
Частью 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
На основании ч. 2 ст. 13 данного закона расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу ч. 4 ст. 13 вышеуказанного закона до 01.01.2011 собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемой воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Свидетельством о государственной регистрации пава от 21.12.2013 года установлено, что МБОУ «СОШ» с. Черемуховка на праве оперативного управления принадлежит нежилое здание, общей площадью 1 505,1 кв.м., расположенное по адресу: РК, Прилузский район, с. Черемуховка, <адрес>.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с абз. 2 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
В силу статьи 216 Гражданского кодекса право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками имущества, и включает в себя полномочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правам собственника, с учетом ограничений, установленных действующим законодательством.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса).
Законом установлено наличие у лица, владеющего имуществом на праве оперативного управления, полномочий собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченных лишь законом, целями деятельности предприятия или учреждения, назначением имущества, а также заданиями его собственника. Ограничений по содержанию имущества, следовательно, и несению соответствующих расходов, закон не содержит.
Из статей 296, 298 Гражданского кодекса, определяющих права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Таким образом, в силу прямого указания закона, обладатели права оперативного управления обязаны нести расходы по содержанию общего имущества.
Следовательно, ответчик, как участник, имеющий на праве оперативного управления нежилое здание, расположенное по адресу: РК, Прилузский район, с. Черемуховка, <адрес>, обязан содержать общее имущество здания.
15.06.2020 года в адрес администрации МО МР «Прилузский» прокуратурой Прилузского района внесено представление об устранении нарушений законодательства об энергосбережении и энергоэффективности, по результатам рассмотрения которого администрация МР «Прилузский» обязалась принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений законодательства, в том числе, путем оснащения зданий указанных в представлении муниципальных учреждений культуры и образования приборами учета тепловой энергии.
Между тем, как установлено судом, использование тепловой энергии, поставляемой в здании гаража, осуществляется при отсутствии прибора, обеспечивающего учет потребляемого энергетического ресурса.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что МБОУ «СОШ» с. Черемуховка в настоящее время не в полной мере обеспечило соблюдение требований ч. Ч. 1 ст. 11, ч. ч. 1,2,3,4 ст. 13 Закона № 261 – ФЗ, что недопустимо и, безусловно, приведет к неэффективному использованию энергетических ресурсов.
Учитывая изложенное, суд находит, что требования и.о.прокурора Прилузского района законны, обоснованы, а потому подлежат безусловному удовлетворению.
Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление и.о. прокурора Прилузского района к МБОУ «СОШ» с. Черемуховка о возложении обязанности по установке прибора учета и ввода его в эксплуатацию - удовлетворить.
Обязать МБОУ «СОШ» с. Черемуховка в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить оснащение здания гаража прибором учета тепловой энергии, и ввести установленный прибор учета в эксплуатацию.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения.
Председательствующий