11RS0003-01-2024-000964-05 Дело № 2-776/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Интинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Изюмовой Е.С.
при секретаре Суровицыной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте Республики Коми 03 июля 2024 года дело по исковому заявлению Доберчак Н. В. к обществу с ограниченной ответственностью «Акваград» о возложении обязанности установить выполнить перерасчет заработной платы, взыскании недополученных сумм заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в Интинский городской суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Акваград» (далее – ООО «Акваград») о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы за период с __.__.__ по __.__.__ в соответствии с требованиями Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы до окончания срока действия указанного соглашения; взыскании заработной платы за период с __.__.__ по __.__.__ в размере 172 086 руб. 36 коп.; взыскании денежной компенсации за несвоевременную выплату в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации по дату вынесения решения суда; взыскании расходов по оплате юридических услуг в размере 10000 руб.; обращении решения суда к немедленному исполнению.
В обоснование своих требований истец указала, что с __.__.__ по __.__.__ работала в ООО «Акваград» в должности машиниста насосных установок 2 разряда. В соответствии с условиями трудового договора от __.__.__ по состоянию на __.__.__ ей установлен оклад в размере 16 431 руб. Исходя из Единой тарифной сетки, утверждённой у ответчика, для работников 1 разряда тарифная сетка (оклад) был установлен в размер 12 639 руб. Тарифный коэффициент для 2 разряда установлен в размере 1,36 соответственно в январе 2023 года. Оклад составлял 17 189 руб. В соответствии с ФОТС на 2023-2025 годы надбавка за вредные условия труда должна составлять не ниже 5% ставки (оклада) работника, доплата за совмещение должностей и увеличение объема работ должна составлять не ниже 20% тарифной ставки (должностного оклада) соответствующего работника по основной работе. В связи с тем, что доплата за увеличение объема работ составляет менее 20%, трудовое законодательство не допускает ухудшения условий оплаты труда, соответственно применяются нормы ФОТС непосредственно. Неправомерными действиями ответчика ему были причинены нравственные и физические страдания, выразившиеся в необоснованной невыплате заработной платы в размере, соответствующем законодательству Российской Федерации и иным нормативным актам, в том числе локальным, а соответственно повлияли на материальное положение истца и семьи в целом.
Определением суда от __.__.__ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий ООО «Акваград» Омельяненко А.П.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика ООО «Акваград» в отзыве на иск просил отказать истцу в удовлетворении требований в полном объеме, применить последствия пропуска срока исковой давности, указав, что исковое заявление подано в суд __.__.__, в связи с чем пропущен годичный срок обращения в суд за разрешением спора. Определением Арбитражного суда Республики Коми от __.__.__ введена процедура наблюдение, временным управляющим утвержден Омельяненко А.П. Просит привлечь в качестве заинтересованных лиц временного управляющего Омельяненко А.П., Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, Управление Федеральной антимонопольной службы по ____, Комитет Республики Коми по тарифам. ООО «Акваград» не является членом отраслевого объединения работодателей, a также не уполномочивало объединение работодателей от своего имени заключить соглашение, соответственно не являлось и не является организацией (работодателем), на которую распространяются положения ОТС, в том числе по установлению минимальных тарифных ставок работников первого разряда, индексации тарифных ставок работников жилищно-коммунального комплекса в период с 2017 года по 2022 год. __.__.__ внесена запись в реестр ОССП об участнике в качестве членской организации, данное уведомление подтверждает факт распространения на ООО «Акваград» действия ФОТС на 2023-2025 годы. Органом регулирования в необходимую валовую выручку ООО «Акваград» включены расходы на оплату труда в том размере, который является экономически обоснованным и обязательным для регулируемой организации. Источников для расчета с персоналом сверх установленных и включенных органом регулирования в тарифы у ООО «Акваград» нет. Таким образом, у ООО «Акваград» не имелось экономических оснований для исчисления размера заработной платы в заявленном истцом размере, исходя из размера минимальной оплаты труда. ООО «Акваград» полагает, что начисление заработной платы истцу, исходя из размера, действующего в 2022 и 2023 годах размера МРОТ, привело бы к нарушению экономических основ деятельности предприятия, основной задачей которого является бесперебойное обеспечение водоснабжения и водоотведения всех потребителей МО «Инта». Подписав дополнительное соглашение о внесении дополнений (изменений) в трудовой договор, истец с __.__.__ приступил к работе в новых условиях, a соответственно согласилась выполнять свои трудовые обязанности с оплатой труда, исходя из оклада 25910 руб. в месяц. Учитывая объем подготовленных процессуальных документов, небольшую сложность дела, по которому оказывалась юридическая помощь и сложившуюся практику Интинского городского суда по взысканию судебных расходов просит уменьшить размер заявленных требований о возмещении судебных расходов. В целях разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в области бухгалтерского учета, применения положений ОТС и локальных актов, действующих на предприятии, просит назначить проведение экспертизы начисления заработной платы. ООО «Акваград» в ОООР ЖКХ направлено письмо от __.__.__ о временном приостановлении ОТС в сфере ЖКХ РФ на 2023-2025 годы с графиком исполнения норм ФОТС в части установления минимальной тарифной ставки рабочего 1 разряда в размере 16242 руб. с __.__.__, уведомлением от __.__.__ ОООР ЖКХ сообщило о приостановлении с __.__.__ действия п. 2.3 ФОТС и приложения №__ к ФОТС для ООО «Акваград», в связи с чем с __.__.__ минимальная тарифная ставка рабочего первого разряда составляет 16242 руб. Просит передать в Арбитражный суд Республики Коми для рассмотрения в рамках дела о банкротстве № А29-15316/2023 требование работника, возникшее до __.__.__, поскольку оно относится к категории реестровых. Также просит не выдавать истцу исполнительный лист на период до __.__.__, в том числе к немедленному исполнению, в связи с нахождением ООО «Акваград» в процедуре банкротства – наблюдении.
Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, третьих лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Ходатайство представителя ООО «Акваград» о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, Управления Федеральной антимонопольной службы по ____, Комитета Республики Коми по тарифам суд отклоняет, учитывая, что дело возможно рассмотреть без привлечения указанных юридических лиц.
Суд отклоняет ходатайство о назначении экспертизы с целью установления правильности начисления истцу зарплаты. Экспертиза назначается, если для разрешения каких-либо вопросов при рассмотрении дела требуются специальные познания в области науки, искусства и т.____ о правильности начисления заработной платы истцу является правовым вопросом, который не может быть поставлен перед экспертом. Данный вопрос должен разрешаться судом самостоятельно.
Также суд отклоняет ходатайство представителя ООО «Акваград» о передаче дела в Арбитражный суд Республики Коми для рассмотрения в рамках дела о банкротстве № А29-15316/2023 требования работника, возникшего до __.__.__.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный закон от 26.10.2022) денежное обязательство - обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом РФ, бюджетным законодательством РФ основанию. Требования работников, вытекающие из трудовых отношений, к денежным обязательствам должника не относятся. Введение наблюдения на ход гражданских дел по трудовым спорам о взыскании недополученной заработной платы не влияет, указанные дела не подлежат передаче в арбитражный суд для рассмотрения в рамках дела о банкротстве. Введение наблюдения также не влияет и на ход исполнительных производств по исполнительным документам о взыскании заработной платы. Включение обязательств по заработной плате в реестр кредиторов может осуществляться только после признания должника банкротом и введения процедуры конкурсного производства.
Судом установлено, что Доберчак Н.В. принята на должность <....> на основании трудового договора от __.__.__ №__
В силу п. 5.1 трудового договора от __.__.__ №__ Доберчак Н.В. установлена заработная плата, состоящая из: должностного оклада согласно разряду – <....> руб. в месяц, доплаты за вредность в размере 4%, ежемесячной премии в размере до 30% к окладу согласно Положению о премировании, районного коэффициента в размере 50% к заработной плате, надбавки за работу в районах Крайнего Севера в размере 80% и других доплат, предусмотренных действующим законодательством и иными нормативно-правовыми актами, положениями (л.д.16).
Дополнительным соглашением от __.__.__ к трудовому договору от __.__.__ №__.№__ в соответствии с СОУТ от __.__.__ истцу установлен 3.1 класс вредных условий труда.
Дополнительным соглашением от __.__.__ к трудовому договору от __.__.__ №__.№__ должностной оклад истца увеличен до 8160 руб.
Дополнительным соглашением от __.__.__ к трудовому договору от __.__.__ №__ должностной оклад истца увеличен до 8486 руб.
Дополнительным соглашением от __.__.__ к трудовому договору от __.__.__ №__.№__ с __.__.__ должностной оклад истца увеличен до 17 189 руб.
Дополнительным соглашением от __.__.__ к трудовому договору от __.__.__ №__ с __.__.__ должностной оклад истца снижен до 16 431 руб.
Истец просит произвести перерасчет заработной платы за период с __.__.__ по __.__.__ в соответствии с требованиями ОТС, ФОТС и взыскать недополученные суммы заработной платы.
Ответчиком заявлено ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
В силу ч. 6 ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Приказом директора ООО «Акваград» от __.__.__ внесены изменения в Положение об оплате труда работников ООО «Акваград», согласно которым выплата заработной платы производится не реже двух раз в месяц. Срок выплаты заработной платы за прошедший месяц устанавливается 15-го числа следующего месяца, срок выплаты аванса (зарплаты за первую половину месяца) – 30-е число текущего месяца. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня (л.д. 80).
Поскольку исковое заявление истцом подано __.__.__ (согласно почтовому штемпелю), то Доберчак Н.В. годичный срок исковой давности по требованиям о перерасчете заработной платы и взыскании недополученной заработной платы в соответствии с положениями ФОТС на 2017-2019 годы истцом не пропущен.
В силу ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
На основании ст. 9 ТК РФ в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
В силу ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 143 ТК РФ тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий. Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника. Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника. Тарификация работ - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.
Согласно ст. 45 ТК РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Согласно ст. 48 ТК РФ соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет. Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств. Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи. В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников. Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования. Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях. Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.
ООО «Акваград» создано __.__.__ и основным видом деятельности является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, в связи с чем, ООО «Акваград» относится к организациям, осуществляющим деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Кроме того, в ООО «Водоканал» была создана первичная профсоюзная организация, которая постановлением Президиума Коми республиканского комитета Профессионального Союза работников жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (профсоюз коммунальщиков) от 02.10.2019 № 4 была переименована в первичную профсоюзную организацию ООО «Акваград» и зарегистрирована с __.__.__ в качестве членской организации Общественной организации профсоюза работников ЖКХ Республики Коми.
Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы утверждено Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения __.__.__ (далее – ФОТС на 2023-2025 годы).
В силу п. 1.1 ФОТС на 2023-2025 годы настоящее Соглашение заключено между работодателями и работниками организаций жилищно-коммунального хозяйства (далее - Организации ЖКХ) в лице их полномочных представителей (сторон): от работодателей - Общероссийское отраслевое объединение работодателей сферы жизнеобеспечения (далее - ОООР ЖКК), созданное в соответствии с нормами федерального закона от __.__.__ № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей», действующее на основании Устава ОООР ЖКК, ОГРН 1167700069790 от __.__.__, зарегистрировано Минюстом России, учетный №__ от __.__.__, представляющее интересы отраслевых работодателей Организации ЖКХ, осуществляющих деятельность в более половины субъектах Российской Федерации; от работников - Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения (далее - Профсоюз), действующий на основании Федерального закона от __.__.__ № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Устава Профсоюза, ОГРН 1037739338450 от __.__.__, зарегистрирован Минюстом России, учетный №__ от __.__.__, представляющий интересы работников отрасли, осуществляющих деятельность в более половины субъектах Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами, на федеральном отраслевом уровне социального партнерства в сфере труда (далее - социальное партнерство) на основании Трудового кодекса Российской Федерации и иных актов действующего законодательства Российской Федерации заключили настоящее Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации (далее - Соглашение или ФОТС).
Согласно п. 1.3 ФОТС на 2023-2025 годы настоящее Соглашение - правовой акт в сфере ЖКХ, регулирующий социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, заключенный между полномочными представителями работников и работодателей Организаций ЖКХ, на которые распространяется действие Соглашения, вне зависимости от их форм собственности, устанавливающий общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства. Соглашение направлено на совершенствование системы взаимоотношений и согласования интересов между работниками и работодателями ЖКХ (Организациями ЖКХ, включая индивидуальных предпринимателей, имеющих работников по найму), органами государственной власти, органами местного самоуправления, по комплексу вопросов ведения и регулирования отраслевой системы социального партнерства (далее - ОССП) на базе утвержденной Доктрины развития ОССП.
В соответствии с п. 1.4 ФОТС на 2023-2025 годы сфера ЖКХ - отрасль, виды экономической деятельности которой направлены на обеспечение жизнедеятельности населения и других потребителей ЖКУ, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях. ЖКХ включает в себя виды деятельности, услуги, работы, поименованные в квалификационных характеристиках видов деятельности, в том числе в Приказе Минстроя России от 27.04.2016 № 286/пр «Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли ЖКХ» и иных нормативных правовых актах, регулирующих деятельность в сфере ЖКХ, а также отнесенные к юрисдикции Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ (далее - СПК ЖКХ). К сфере ЖКХ относятся регулируемые виды деятельности, осуществляемые ресурсоснабжающими Организациями ЖКХ, ценообразование которых подлежит государственному тарифному регулированию и нерегулируемые - осуществляемые управляющими (жилищным фондом) и прочими Организациями ЖКХ, ценообразование которых не подлежит государственному тарифному регулированию. Полный перечень Организаций ЖКХ приводится в Приложениях № 1 к ФОТС и расшифровывается по видам экономической деятельности, услугам и работам в Приложениях № 4 и № 5 к ФОТС.
В Приложении № 1 указано, что для многоотраслевых Организаций ЖКХ при расчете минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда производственного подразделения применяется месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, соответствующую их основной деятельности. В организации коммунального водоснабжения и водоотведения, включая организации, осуществляющие деятельность по дноочистке и дноуглублению очистных сооружений минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на __.__.__, __.__.__, __.__.__ – МРОТ в РФ на соответствующий год.
В силу п. 1.7 ФОТС на 2023-2025 годы Соглашение действует в отношении: всех Организаций ЖКХ (работодателей), являющихся членами ОООР ЖКК и его ассоциированных членов, в лице членских организаций региональных объединений работодателей сферы ЖКХ (далее - РООР ЖКХ) или других отраслевых членских организаций, в том числе партнерств, ассоциаций, союзов; Организаций ЖКХ (работодателей), не являющихся членами ОООР ЖКК, которые его уполномочили от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить данное Соглашение, либо присоединились к Соглашению после его заключения на основании соглашений с ОООР ЖКК о присоединении к ФОТС и участии в ОССП; всех работников, состоящих в трудовых отношениях с вышеуказанными Организациями ЖКХ (работодателями). Сторонами ФОТС на основании ст. 48 ТК РФ принято решение инициировать распространение Соглашения на Организации ЖКХ путем обращения в федеральный орган исполнительной власти в сфере труда, при этом право подачи соответствующего обращения (заявления) делегируется ОООР ЖКК. В случае распространения ФОТС письмом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере труда на основании статьи 48 ТК РФ, с учетом указанных в ТК РФ процедур, Соглашение действует в отношении всех Организаций ЖКХ (работодателей), которые не представили в 30-ти дневный срок мотивированный письменный отказ в указанный федеральный орган исполнительной власти и всех работников, состоящих в трудовых отношениях с этими работодателями. В этом случае Соглашение также становится обязательным для Организаций ЖКХ (работодателей) в части формализации взаимоотношений с объединением работодателей (вступление в членские отношения с ОООР ЖКК напрямую или в ассоциированном виде или заключение соглашения с ОООР ЖКК о присоединении к ФОТС и участии в ОССП) и по обязательствам о содействии созданию первичных профсоюзных организаций и их деятельности, так как такое положение предусмотрено ФОТС и обязательность возникает исходя из совместного применения норм статей 22, 24 и 46 ТК РФ. Участие в ОССП оформляется внесением записи в реестр участников ОССП, администрируемый ОООР ЖКК (далее - Реестр ОССП). Применение ФОТС для целей ценообразования жилищно-коммунальных услуг регулируется п. 1.10 ФОТС.
В соответствии с п. 1.8 ФОТС на 2023-2025 годы мотивированность отказа определяется исходя из норм ТК РФ и настоящего ФОТС. Отказ признается мотивированным при единовременном соблюдении следующих условий: составлен работодателем в письменном виде с указанием причин экономического, организационного и технологического характера, делающими невозможным исполнение ФОТС - на основании порядка, утвержденного Сторонами ФОТС для временного приостановления отдельных положений ФОТС (по аналогии в части мотивации невозможности), приложение № 2 к ФОТС; поддержан выборным органом первичной профсоюзной организации (далее также - ППО), объединяющей работников Организации ЖКХ в виде протокольного решения после проведения соответствующих консультаций; направлен работодателем в федеральный орган исполнительной власти в сфере труда с момента официального опубликования письма-предложения руководителя этого органа присоединиться к ФОТС в течение 30-тидневного срока, установленного статьей 48 ТК РФ. В случае направления отказа с нарушением вышеуказанных критериев он не может быть признан отказом в контексте ст. 48 ТК РФ. РТК могут быть утверждены иные критерии мотивированности отказа.
Согласно п. 1.12 ФОТС на 2023-2025 годы Соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных договоров, региональных отраслевых соглашений и индивидуальных трудовых договоров в Организациях ЖКХ, в отношении которых оно действует (п. 1.7 ФОТС). Коллективные договоры в Организациях ЖКХ не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников относительно условий, предусмотренных настоящим Соглашением. Настоящее Соглашение не ограничивает права Организаций ЖКХ в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств. В случае отсутствия коллективного договора настоящее Соглашение имеет прямое действие в Организациях ЖКХ, в отношении которых оно действует в установленном порядке.
На основании п. 1.20 ФОТС на 2023-2025 годы настоящее Соглашение вступает в силу с __.__.__ и действует до __.__.__ включительно. Действие ФОТС продлевается в соответствии с нормами ТК РФ еще на один трехлетний период на 2026 - 2028 годы автоматически, в случае, если Стороны ФОТС не заявили о прекращении его действия до __.__.__. В случае автоматической пролонгации ФОТС Стороны ФОТС информируют об этом профессиональное сообщество путем размещения соответствующей информации на официальных интернет ресурсах.
Согласно п. 10.1 ФОТС на 2023-2025 годы в течение семи дней с момента подписания настоящего Соглашения ОООР ЖКК направляет его в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти на уведомительную регистрацию. В таком же порядке регистрируются дополнительные соглашения к ФОТС.
В силу п. 10.2 ФОТС на 2023-2025 годы настоящее Соглашение и дополнительные соглашения к нему публикуются в порядке, установленном приказом Минтруда России от 12.11.2015 № 860Н в официальных печатных изданиях (при наличии) и на официальных сайтах Сторон ФОТС, Минтруда России, Роструда в информационно-коммуникационной сети «Интернет». В соответствии Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 09.09.2015 № 248 обеспечивается актуализация действующего ФОТС.
Поскольку из ответов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения усматривается, что действие ФОТС на 2023-2025 годы распространяется на ООО «Акваград», то довод представителя ответчика о том, что ООО «Акваград» не присоединялось к ФОТС на 2023-2025 годы и на него не распространяется его действие суд находит несостоятельным.
Доводы ответчика о том, что уведомлением от __.__.__ ОООР ЖКХ сообщило о приостановлении с __.__.__ действия пункта 2.3 ФОТС и Приложения № 1 к ФОТС для работодателя ООО «Акваград» суд находит несостоятельными.
Согласно ст.12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Действие коллективного договора, соглашения во времени определяется их сторонами в соответствии с настоящим Кодексом. Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно уведомлению Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения от __.__.__ на основании обращения ООО «Акваград» от __.__.__ №__ о временном приостановлении отдельных положений ФОТС ООО «Акваград» предоставлено временное приостановление до __.__.__ действия пункта 2.3 (абзац первый) ФОТС и Приложения №__ к ФОТС для работодателя ООО «Акваград».
В уведомлении не указана дата, с которой для ООО «Акваград» приостанавливаются отдельные положения ФОТС. Указанное уведомление не может иметь обратной силы и может применяться только на будущее время, то есть с __.__.__.
Приостановление действия ФОТС с __.__.__ по __.__.__ не может являться основанием для отказа истцу в данной части исковых требований, так как после истечения срока приостановления действия отдельных положений ФОТС оно должно продолжить действовать в отношении ответчика до окончания срока действия ФОТС, в том числе в случае пролонгации его действия на следующие 3 года.
Согласно п. 2.3 ФОТС на 2023-2025 годы минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда (далее - ММТС), полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению №__ к настоящему Соглашению. Заработная плата работника, рассчитанная на основании ММТС, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ).
Федеральным законом от __.__.__ № 522-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и о приостановлении ее отдельных положений» установлен минимальный размер оплаты труда с __.__.__ в размере 16242 руб.
Поскольку с __.__.__ по __.__.__ минимальный размер оплаты труда составил 16242 руб.,, то суд находит требования истца о перерасчете заработной платы и взыскании недополученной заработной платы в соответствии с положениями ФОТС на 2023-2025 годы за период с __.__.__ по __.__.__ исходя из тарифной ставки в размере 16242 руб. - подлежащими удовлетворению.
Также истец ссылается на незаконное снижение ответчиком с __.__.__ тарифного коэффициента для 2 разряда с 1,36 до 1,30.
Из материалов дела следует, что у ответчика установлена тарифная система оплаты труда, при этом разряд устанавливается в трудовом договоре, а тарифная сетка установлена в Положении об оплате труда работников ООО «Акваград».
Положением об оплате труда работников ООО «Акваград», утвержденным приказом директора ООО «Акваград» от __.__.__ установлены тарифные коэффициенты к разрядам оплаты труда: 2 разряд – 1,36 тарифный коэффициент.
Приказом директора ООО «Акваград» от __.__.__ в Положение об оплате труда работников ООО «Акваград» внесены изменения, с __.__.__ произведено понижение разрядных коэффициентов. Так по 2 разряду истца тарифный коэффициент снижен с 1,36 до 1,30 (л.д. 80 оборот).
По общему правилу согласованные сторонами существенные условия труда могут быть изменены только по соглашению сторон трудового договора. В одностороннем порядке такие условия могут изменяться только в случаях, прямо предусмотренных законом.
В обоснование законности снижения межразрядных коэффициентов ответчик ссылается на ст. 74 Трудового кодекса РФ.
В соответствии со ст. 74 Трудового кодекса РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Исходя из характера правоотношений сторон, бремя доказывания законности изменения существенных условий труда по инициативе работодателя лежит на ответчике. Ответчик не представил никаких доказательств того, что фактически имели место изменения организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины). Изменение штатного расписания не свидетельствует о структурной реорганизации производства. Ответчик не представил доказательств того, что производство в части относящейся к истцу (работающему водителем) было реструктурировано таким образом, что стало невозможным сохранение истцу прежних существенных условий труда. С учетом изложенного законных оснований для снижения истцу межразрядного коэффициента не имеется, его заработная плата должна быть рассчитана с применением коэффициента для 2 разряда 1,36.
При этом довод ответчика о том, что с __.__.__ должностной оклад истца должен быть рассчитан с применением межразрядного коэффициента, установленного Доберчак Н.В. на новой должности после подписания дополнительного соглашения от __.__.__ судом отклоняется как не состоятельный, поскольку указанным дополнительным соглашением истец не был переведен на новую должность, оно не изменило условия труда истца, по сути, снизив размер оплаты труда работника в отсутствие на то каких-либо правовых оснований, что является незаконным, даже с учетом подписания указанного соглашения со стороны Доберчак Н.В. Ответчиком суду не представлены доказательства того, что имела место именно реорганизация производства. Штатные расписания до и после __.__.__ ответчик не представил, как и доказательств получения истцом уведомления об изменении определенных сторонами условий трудового договора за 2 месяца. Также суду не представлено доказательств ознакомления истца с приказом о внесении изменений в Положение об оплате труда, с самими изменениями, внесенными в Положение об оплате труда, в том числе с новой тарифной сеткой. Никаких других изменений в трудовой договор истца указанным дополнительным соглашением не вносилось, что не свидетельствует об осведомленности истца об изменении тарифной сетки и о согласии истца с указанными изменениями, в том числе с уменьшением для истца тарифного коэффициента.
Следует отметить, что указанный в дополнительном соглашении от __.__.__ оклад в любом случае не соответствует положениям ФОТС.
Размеры межразрядных тарифных коэффициентов при тарифной системе оплаты труда являются одним из существенных условий оплаты труда работников организации, поскольку от них напрямую зависит размер оплаты труда работников. Тот факт, что данные межразрядные коэффициенты установлены не в трудовых договорах работников, а в локальном нормативном акте ООО «Акваград», не дает работодателю права произвольно изменять размеры межразрядных коэффициентов без каких-либо правовых оснований, в том числе установленных ст. 74 ТК РФ. Поскольку в данном случае ответчик с __.__.__ без каких-либо изменений в организационных или технологических условиях труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), в одностороннем порядке изменил тарифную сетку, уменьшил все тарифные коэффициенты, тем самым ухудшил условия оплаты труда всех работников организации, суд находит данные действия незаконными. Измененная с нарушением закона тарифная сетка не может применяться, поскольку это противоречит трудовому законодательству.
С учетом изложенного суд полагает, что заработная плата истца должна быть рассчитана с применением тарифного коэффициента для 2 разряда 1,36.
Исходя из расчетов суда оклад истца с __.__.__ должен был составлять 16 242 руб. х 1,36 = 22 089 руб. 12 коп. Фактически оклад истца составлял с __.__.__ –16 431 руб.
В соответствии со ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
В соответствии с п. 5.13 Правил внутреннего трудового распорядка, утверждённых в ООО «Акваград», за каждый час работы в ночное время устанавливается доплата в размере 40%.
__.__.__ в п. 5.13 Правил внутреннего трудового распорядка, утверждённых в ООО «Акваград» внесены изменения, согласно которым работа в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях труда, в соответствии с положением об оплате труда.
Согласно п. 2.7 Положения об оплате труда, утвержденного в ООО «Акваград» (в ред. вступившей в силу с __.__.__) размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20 % часовой тарифной ставки (оклада, должностного оклада), рассчитанного за каждый час работы в ночное время.
В соответствии с пп. «а» п. 2.8.2.1 раздела 2 ФОТС на 2023-2025 гг., доплата за работу в ночное время должна составлять 40 % часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы.
С учетом изложенного, установление истцу доплаты за работу в ночное время в размере 20 % часовой тарифной ставки (оклада, должностного оклада) не соответствует требованиям действующего законодательства.
В соответствии со ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
В соответствии с п. 5.1 трудового договора Доберчак Н.В. установлена доплата за работу во вредных условиях труда в размере 4 %
В соответствии с пп. «б» п. 2.8.2.1 раздела 2 ФОТС на 2023-2025 гг., доплата за работу во вредных условиях труда должна составлять не ниже 5 % ставки (должностного оклада) работника.
Согласно ст. 151 ТК РФ при увеличении объема работы работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).
Согласно п. 2.5 Положения о порядке материального поощрения работников за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника ООО «Акваград» размер доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ и выполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника определяется приказом директора ООО «Акваград» пропорционально отработанному времени.
На доплаты в установленном порядке начисляются премии по основной работе, районный коэффициент, надбавка за работу в районах Крайнего Севера (п. 2.6 Положения).
В соответствии с пп. «д» п. 2.8.2.1 ФОТС на 2023-2025 годы доплата за увеличение объема работ должна составлять не ниже 20 % тарифной ставки (должностного оклада) соответствующего работника по основной работе.
Приказом от __.__.__ №__-кк на Доберчак Н.В. установлена доплата за совмещение профессий за период с __.__.__ по __.__.__ в размере 5 % от должностного оклада.
Приказом от __.__.__ №__-кк период с __.__.__ по __.__.__ Доберчак Н.В. установлена доплата к окладу за совмещение профессий в размере 5 %.
Приказом от __.__.__ №__-кк период с __.__.__ по __.__.__ Доберчак Н.В. установлена доплата к окладу за совмещение профессий в размере 5 %.
Приказом от __.__.__ №__-кк период с __.__.__ по __.__.__ Доберчак Н.В. установлена доплата к окладу за совмещение профессий в размере 5 %.
Приказом от __.__.__ №__-кк период с __.__.__ по __.__.__ Доберчак Н.В. установлена доплата к окладу за совмещение профессий в размере 5 %.
Приказом от __.__.__ №__-кк период с __.__.__ по __.__.__ Доберчак Н.В. установлена доплата к окладу за совмещение профессий в размере 5 %.
Таким образом, доплата за увеличение объемов работ Доберчак Н.В. установлена в размере, меньшем, чем предусмотрено положениями ФОТС на 2023-2025 годы, что является нарушением прав работника сферы жилищно-коммунального хозяйства. В пользу истца подлежит взысканию недополученная заработная плата с учетом доплаты за увеличение объемов работ в размере 20% от должностного оклада в указанные периоды.
Всего за период с __.__.__ по __.__.__ истец недополучила заработную плату в размере 171927 руб. 18 коп. (с учетом НДФЛ)., которую суд взыскивает с ответчика в пользу истца.
должно быть |
начислено |
разница |
ИТОГО: |
|
май.23 |
ночные |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
|
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
|
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
|
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
|
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
|
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
|
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
|
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
|
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
|
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
|
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
|
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
|
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
|
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
|
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
|
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
|
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
|
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
|
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
|
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
|
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
Поскольку в силу ч. 1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), суд не относится к налоговым агентам, в связи с чем, при исчислении заработной платы в судебном порядке суд не вправе удерживать с работника налог на доходы физических лиц.
В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
При этом взысканные суммы недоплаты заработной платы не подлежит уменьшению ни на суммы НДФЛ, ни на размер профсоюзного взноса.
Так, на основании п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
Согласно ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 225 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Указанные лица именуются налоговыми агентами.
Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.
Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом (п. 4 ст. 226 НК РФ).
Таким образом, при получении взысканных решением суда сумм налоговый агент - работодатель истца обязан удержать сумму НДФЛ.
При этом, при расчете денежной компенсации за задержку спорных выплат следует учитывать размер недополученной заработной платы, причитающейся работнику на руки, за вычетом НДФЛ (13%).
Размер ключевой ставки с __.__.__ составляет 7,5%, с __.__.__ – 8,5%, с __.__.__ – 12%, с __.__.__ – 13%, с __.__.__ – 15%, с __.__.__ – 16%.
Расчет компенсации за задержку заработной платы за май 2023 года. Сумма задержанных средств 27 546 руб. 23 коп.
Период |
Ставка, % |
Дней |
Компенсация, |
__.__.__ – 23<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
Расчет компенсации за задержку заработной платы за июнь 2023 года. Сумма задержанных средств 27 395 руб. 87 коп.
Период |
Ставка, % |
Дней |
Компенсация, |
__.__.__ – <....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
Расчет компенсации за задержку заработной платы за июль 2023 года. Сумма задержанных средств 23 321 руб. 51 коп.
Период |
Ставка, % |
Дней |
Компенсация, |
__.__.__ – <....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
Расчет компенсации за задержку заработной платы за август 2023 года. Сумма задержанных средств 25 434 руб. 64 коп.
Период |
Ставка, % |
Дней |
Компенсация, |
__.__.__ – <....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
Расчет компенсации за задержку заработной платы за сентябрь 2023 года. Сумма задержанных средств 24 487 руб. 59 коп.
Период |
Ставка, % |
Дней |
Компенсация, |
__.__.__ – <....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
Расчет компенсации за задержку заработной платы за октябрь 2023 года. Сумма задержанных средств 21 527 руб. 56 коп.
Период |
Ставка, % |
Дней |
Компенсация, |
__.__.__ – <....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
Денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы, оплаты отпуска составит 46 690 руб. 20 коп.
Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В силу ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев.
Требование истца об обращении решения суда к немедленному исполнению в части взыскания заработной платы за период с __.__.__ по __.__.__ в размере 89958 руб. 16 коп. подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно разъяснениям, данным в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
При разрешении вопроса о судебных издержках расходы, связанные с оплатой услуг представителя, как и иные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, требуют судебной оценки на предмет их связи с рассмотрением дела, а также их необходимости, оправданности и разумности; возмещение стороне расходов на оплату услуг представителя может производиться только в том случае, если сторона докажет, что в действительности имело место несение указанных расходов, объем и оплату которых, в свою очередь, определяют стороны гражданско-правовой сделки между представителем и представляемым лицом.
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
__.__.__ между Доберчак Н.В. и <....>. заключен договор на оказание юридических услуг, согласно условиям которого заказчик поручил исполнителю оказать юридические услуги в рамках трудового спора заказчика и ООО «Акваград»: изучить представленные заказчиком документы и проинформировать заказчика о возможных вариантах решения проблемы, ознакомиться с документами заказчика, изучить судебную практику по предмету настоящего договора, осуществить консультирование, провести правовой анализ, выработать позицию защиты нарушенного права, подготовить и составить необходимые документы в Интинский городской суд Республики Коми с разъяснением порядка подачи процессуальных документов и иных необходимых действий при рассмотрении дела по существу. Стоимость услуг определена в размере 10000 руб.
Истец оплатила по расписке от __.__.__ <....>. 10000 руб.
В отзыве на иск представителем ответчика заявлено о чрезмерности судебных расходов по данному делу.
Учитывая характер спора, расценки за аналогичные услуги, оказываемые представителями, объем и качество оказанной представителем помощи (консультирование, составление искового заявления в суд с подробным расчетом недополученной заработной платы, оплаты отпуска), суд находит разумным размер вознаграждения 10000 руб., не находя оснований для снижения размера расходов по оплате услуг представителя.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 333.36 Налогового кодекса РФ в ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5387 руб. 75 коп.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Доберчак Н. В. удовлетворить частично.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Акваград» (ИНН <....>, ОГРН <....> произвести Доберчак Н. В. (СНИЛС <....>) перерасчет заработной платы за период с __.__.__ по __.__.__ в соответствии с требованиями Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Акваград» (ИНН <....>, ОГРН <....> в пользу Доберчак Н. В. (СНИЛС <....>) заработную плату за период с __.__.__ по __.__.__ в размере 89958 руб. 16 коп. (с учетом НДФЛ).
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Акваград» (ИНН <....>, ОГРН <....>) в пользу Доберчак Н. В. (СНИЛС <....>) заработную плату за период с __.__.__ по __.__.__ в размере 82126 руб. 24 коп.(с учетом НДФЛ); денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 46 690 руб. 20 коп.; возмещение расходов на оплату услуг представителя в размере 10000 руб.
Отказать Доберчак Н. В. в иске к Обществу с ограниченной ответственностью «Акваград» о взыскании недополученной заработной платы за период с __.__.__ по __.__.__ в заявленном размере.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Акваград» (ИНН <....>, ОГРН <....>) государственную пошлину в размере 5387 руб. 75 коп.
Обратить к немедленному исполнению решение суда в части взыскания с Общества с ограниченной ответственностью «Акваград» (ИНН <....> ОГРН <....>) в пользу Доберчак Н. В. (СНИЛС <....>) заработную плату за период с __.__.__ по __.__.__ в размере 89958 руб. 16 коп. (с учетом НДФЛ).
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Е.С. Изюмова
Мотивированное решение изготовлено __.__.__.