ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 октября 2024 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Шиндяпина Д.О.,
при секретаре судебного заседания Федулаевой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№ 2а-1922/2024 по административному исковому заявлению ... к Министерству имущественных отношений Самарской области, руководителю департамента имущественных и земельных отношений Министерства имущественных отношений Самарской области ... с участием заинтересованных лиц Управления Росреестра по Самарской области, Администрации г.о. Самара, Генеральной прокуратуры РФ, ГБУ СО «Центр размещения рекламы» об оспаривании отказов в предоставлении в собственность земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
14.02.2023 административный истец ... обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просил признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка, изложенный в письме № МИО-03/17334- исх от 27.12.2022; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу предоставить ... договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №....
Решением Октябрьского районного суда г.Самары от 05.02.2024 по делу №2а-13/2024 постановлено: «Административное исковое заявление ... – удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 27.12.2022 № МИО-03/17334-исх. в предоставлении земельного участка ....
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области возобновить рассмотрение заявления от 19.08.2021 ... о предоставлении земельного участка в собственность, находящегося в собственности Самарской области для целей, не связанных со строительством, о чем уведомить ... и суд в течение одного месяца после вступления решения в законную силу.
В остальной части в удовлетворении административного иска – отказать».
В окончательной форме решение суда изготовлено 19.02.2024.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 21.05.2024 постановлено: «решение Октябрьского районного суда г.Самары от 05.02.2024 отменить, дело направить в Октябрьский районный суд г.Самары на новое рассмотрение в ином составе».
Дело принято к производству суда, присвоен номер №2а-4318/2024.
Также в производстве Октябрьского районного суда г. Самары находилось дело № 2а-1922/2024 по административному исковому заявлению ... к Министерству имущественных отношений Самарской области, руководителю департамента имущественных и земельных отношений Министерства имущественных отношений Самарской области ... с участием заинтересованных лиц Управления Росреестра по Самарской области, Администрации г.о. Самара, а также Генеральной прокуратуры РФ.
По делу № 2а-1922/2024 ... заявлены следующие требования:
- признать незаконным отказ Министерства имущественных отношении Самарской области в предоставлении земельного участка ... изложенный в письме от 21.03.2022 №МИО-03/3612-исх.;
- обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в течении 10 рабочих дней со дня вступления судебного акта в законную силу повторно рассмотреть заявление устранив нарушения прав ...;
- обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в течении 20 рабочих дней со дня вступления судебного акта в законную силу заключить с ... договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером: №..., расположенного по адресу: адрес.
Определением Октябрьского районного суда г.Самары от 28.08.2024 административное дело №2а-4318/2024 объединено с административным делом № 2а-1922/2024 с присвоением объединённому административному делу № 2а-1922/2024.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.
В судебном заседании судом рассмотрен вопрос о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства и передаче дела по подсудности на рассмотрение другого суда.
Представитель административного истца ... – ..., представитель Министерства имущественных отношений Самарской области ..., представитель Администрации г.о...., действующие по доверенности, не возражали против перехода к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства и передачи дела по подсудности на рассмотрение другого суда.
Представитель Генеральной прокуратуры РФ ... в судебном заседании возражал против перехода к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства передачи дела по подсудности на рассмотрение другого суда, пояснив, что спор подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, поскольку связан с оспариванием решения органа государственной власти, кроме того, судебной коллегией Верховного суда РФ не было усмотрено оснований для передачи дела на рассмотрение судебной коллегии по гражданским делам.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение представителей, прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от 24 ноября 2005 года № 508-О, от 19 июня 2007 года № 389-О-О и от 15 апреля 2008 года № 314-О-О).
Федеральным законодателем в рамках реализации предоставленной ему широкой конституционной дискреции произведено разграничение видов судопроизводства, среди которых обособлено производство по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, и сопряженным исключительно с публично-властной деятельностью государственных органов, должностных лиц, организаций, наделенных публично-властными полномочиями.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Часть 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Статьями 2 и 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в рамках гражданского судопроизводства рассматриваются и разрешаются дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правонарушений.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 ноября 2014 года № 28-П следует, что институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.
Таким образом, вид применимого судопроизводства (административное или гражданское) определяет суд.
Исходя из смысла приведенных предписаний федерального законодателя, суд в случае установления невозможности рассмотрения заявления в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, должен рассмотреть вопрос о принятии его к производству в порядке гражданского судопроизводства с применением норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, истцом, помимо требований об оспаривании решения ответчика, заявлены требования об обязании ответчика совершить определенные действия, а именно заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером: 63:01:0801001:1673, расположенного по адресу: адрес, на острове Поджабный, то есть предоставить земельный участок в собственность без проведения торгов.
При этом судом установлено, что оспариваемое по делу решение Министерства об отказе в предоставлении земельного участка, изложенное в письме от дата №МИО-03/3612-исх, мотивировано тем, что объекты недвижимого имущества, указанные в судебных актах: спортивные площадки, палаточный городок, зоны пляжного отдыха, детские площадки, площадки для тихого отдыха, нежилые помещения площадью 604 кв.м. на земельном участке фактически отсутствуют, поскольку Актом осмотра от дата №... составленного ГБУ адрес «Центр размещения рекламы» осуществлен осмотр земельного участка №..., площадью 46152 кв.м., вид разрешенного использования: туристическое обслуживание, в ходе осмотра установлено: на земельном участке расположены объекты капитального строительства (имеется фундамент) в количестве шести штук (КН №...), деревянное строение – горка. Из видимых инженерно-технических сооружений на участке располагается ЛЭП. Земельный участок фактически не используется, огорожен забором. Фактические размеры земельного участка соответствуют сведениям ЕГРН.
В последующем оспариваемым по делу решением Министерства, изложенным в письме от дата № МИО-03/17334-исх, отказ Министерства в предоставлении ... земельного участка мотивирован тем, что на земельном участке с кадастровым номером №... отсутствуют объекты недвижимости, в связи с чем предоставление земельного участка в собственность без торгов будет противоречить п. 1 ст. 39.20 Земельного Кодекса РФ.
Указанное обстоятельство являлось единственным основанием для отказа административному истцу в предоставлении земельного участка в собственность, что не оспаривалось представителем Министерства имущественных отношений Самарской области в судебном заседании.
Последовательно занимаю позицию о фактическом отсутствии на местности объектов недвижимости, принадлежащих ... на праве собственности, сведения о чем содержатся в ЕГРН, Министерство обратилось в Самарский районный суд г. Самары с иском к ... о признании отсутствующим права собственности на объекты недвижимости, указав, что решение суда является основанием для погашения записей в ЕГРН на указанные объекты.
В настоящее время указанное гражданское дело находится в производстве Самарского районного суда г. Самары.
Таким образом, учитывая, что Министерством имущественных отношений Самарской области в судебном порядке фактически заявлены встречные исковые требования об оспаривании зарегистрированных прав ... на объекты недвижимого имущества, принимая во внимание, что именно наличие таковых прав, оспариваемых Министерством, является единственным основанием для приобретения ... в собственность земельного участка в льготном порядке без проведения торгов, тождественный субъектный состав спора, учитывая взаимосвязь таких требований и невозможность их разделения, суд приходит к выводу о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
В силу части 5 статьи 16.1 КАС РФ суд, установив в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по административному делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Разрешая вопрос о подсудности спора, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.
Суд передает дело на рассмотрение другого суда общей юрисдикции, если при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности (пункт 3 части 2 статьи 33 ГПК РФ).
Исковое заявление содержит требование о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: адрес
В связи с чем спор подлежит рассмотрению в соответствии с ч. 1 ст. 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по месту нахождения земельного участка в Самарском районном суде г. Самары.
Руководствуясь ст. 16.1 КАС РФ, ст. 30 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Перейти к рассмотрению дела № 2а-1922/2024 по административному исковому заявлению ... к Министерству имущественных отношений Самарской области, руководителю департамента имущественных и земельных отношений Министерства имущественных отношений Самарской области ... с участием заинтересованных лиц Управления Росреестра по Самарской области, Администрации г.о. Самара, Генеральной прокуратуры РФ, ГБУ СО «Центр размещения рекламы» об оспаривании отказов в предоставлении в собственность земельного участка по правилам гражданского судопроизводства.
Передать дело № 2а-1922/2024 по административному исковому заявлению ... к Министерству имущественных отношений Самарской области, руководителю департамента имущественных и земельных отношений Министерства имущественных отношений Самарской области ... с участием заинтересованных лиц Управления Росреестра по Самарской области, Администрации г.о. Самара, Генеральной прокуратуры РФ, ГБУ СО «Центр размещения рекламы» об оспаривании отказов в предоставлении в собственность земельного участка по подсудности для рассмотрения по существу в Самарский районный суд г. Самары (443041, г. Самара, ул. Рабочая, 21).
На определение может быть подана частная жалоба в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья Д.О. Шиндяпин