КОПИЯ
Дело № 2а-1267/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Надым 16 октября 2018 года
Надымский суд Ямало – Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Минихановой Е.В., при секретаре Московской К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Кучуриной С. В., Мальцевой К. В., Кучурина А. В. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Кучуриной М. А. к Администрации муниципального образования Надымский район о признании незаконным распоряжения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по восстановлению на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, открытии вновь учетного дела, предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения на условиях договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Кучурина С.В., Мальцева К.В., Кучурин А.В. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Кучуриной М.А. обратились с требованиями к Администрации муниципального образования Надымский район о признании незаконным Распоряжения Администрации МО Надымский район от *дата* *№ обезличен* о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении на ответчика обязанности по восстановлению на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий Кучуриной С.В., Мальцевой К.В., Кучуриной М.А., открытии вновь учетного дела, предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения на условиях договора социального найма в силу признания жилого помещения, занимаемого истцами, непригодным для проживания, мотивировали тем, что с *дата* года истица Кучурина (Астапкович) С.В. является собственником жилого помещения – <адрес> Распоряжением Администрации г. Надыма от 13.01.2004 года Кучурина С.В. и Мальцева К.В. приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории, как проживающие в общежитии, площадью менее учетной нормы на одного человека, заявившие себя до 01.03.2005 года. На момент постановки на учет, указанное жилое помещение являлось общежитием, в жилом помещении регистрацию по месту жительства имели 5 человек. В настоящее время в жилом помещении зарегистрированы 7 человек. В январе 2012 года жилой <адрес> признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени ответчик не предпринял меры по предоставлению в первоочередном порядке иного жилого помещения истцам. 14.09.2017 года Кучуриной С.В. стало известно, что её семья снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием для снятия с учета послужило Распоряжение Администрации района от 09.08.2017 года (утрата оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали право на получение жилого помещения по договору социального найма). Данное распоряжение истице не направлялось. Поскольку Распоряжение ответчиком принято с нарушением сроков, установленных Законом ЯНАО № 36-ЗАО от 30.05.2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО», Распоряжение должно быть признано незаконным и отменено. Собственнику Кучуриной С.В. принадлежит единственное жилое помещение, приобретенное в порядке приватизации в 2010 году, которое является непригодным для проживания. У истицы Мальцевой К.В. в собственности, на условиях договора социального найма иного жилого помещения не имеется. Кучурина С.В., Бессмертная О.В., Мальцева К.В., Кучурина М.А. по отношению к Кучуриной Н.П., Кучурину В.Н. не являются членами семьи и не были изначально вселены в квартиру, как члены семьи собственника, совместное хозяйство не ведут, у каждого в отдельности свои семьи, которые проживают раздельно друг от друга в силу возраста, семейного положения и аварийности спорного жилого помещения. Площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., то есть, на каждого зарегистрированного из пяти человек приходится <данные изъяты> кв.м. Размер площади жилого помещения составляет менее учетной нормы, и оснований для снятия граждан из пяти человек с учета нуждающихся не имелось. Ответчиком не учтено, что истцы нуждаются в улучшении жилищных условий по причине признания жилого помещения непригодным для проживания. Истцы, поставленные на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 01 марта 2005 года, могли быть сняты с учета либо по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 – 6 ст. 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть, до 01 марта 2005 года давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, то есть, до введения в действие нового ЖК РФ, по которому также основания признания граждан нуждающимися по причине непригодности жилья не отпали.
Истцы Мальцева К.В. и Кучурин А.В. в судебное заседание не явились, извещены своевременно, надлежащим образом.
Истица Кучурина (Астапкович) С.В. просила рассмотреть дело в её отсутствие и в отсутствие истцов Мальцевой К.В., Кучурина А.В. В материалах административного дела имеется копия доверенности от Мальцевой К.В. на представление её интересов Кучуриной С.В. в суде общей юрисдикции по административным делам (КАС РФ), доверенность же выданная Кучуриным А.В. *дата* Кучуриной С.В. на представление его интересов, полномочий представлять интересы Кучурина А.В. по административным делам (КАС РФ) в суде, Кучуриной С.В. не дает.
Также Кучурина С.В. считала необходимым назначить судом независимую строительную и санитарную экспертизы для дачи заключения о возможности/невозможности проживания в жилом помещении, о чем заявила письменное ходатайство. Судом в заявленном ходатайстве в судебном заседании было отказано, поскольку дом <адрес> в феврале 2012 года был признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.
Истицей представлены возражения на отзыв ответчика на исковое заявление, в которых Кучурина С.В. считала, что срок обращения в суд не истек, копия Распоряжения Администрации района от 09.08.2017 года получена истцами *дата* после подачи административного искового заявления, следовательно, со следующего дня исчисляется 10-дневный срок для его обжалования. В Распоряжении, принятом ответчиком, не указаны основания снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. К членам семьи Кучуриной С.В. (собственника жилого помещения) относятся: Кучурин А.В. – супруг собственника, Мальцева К.В. – дочь собственника, Бессмертная О.В. – мать собственника. Истцы Кучурин А.В., Мальцева К.В., Кучурина С.В. не улучшали жилищные условия. Ранее имеющаяся у Кучурина А.В. квартира по адресу: <адрес> была продана, взамен которой приобретена квартира в <адрес>, которую Кучурин А.В. вынужденно приобрел в ипотеку. Кучурин В.Н. и Кучурина Н.П. за последние пять лет не приобретали жилье в собственность. В остальном подтвердила доводы искового заявления.
Представитель ответчика Администрации МО Надымский район Самарский И.В. в судебном заседании требования не признал, пояснил, что Кучурина С.В. состояла в Администрации на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. В отношении семьи истицы была проведена проверка на предмет наличия оснований отнесения граждан к нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. По информации, предоставленной Федеральной службой государственной регистрации, Кучуриной С.В. и членам её семьи на праве собственности принадлежат жилые помещения: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., 1/3 доля в праве собственности на жилой дом, площадью 79,6 кв.м. в <адрес> (собственник Кучурина М.А., 2006 года рождения), жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес> (собственник Кучурин В.Н.), <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес> (собственник Кучурин А.В.). Также членам семьи истицы – Кучурину А.В. и Бессмертной О.В. принадлежали <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес> и <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес>, которые были проданы членами семьи истицы в 2013 году и в 2017 году. Принимая во внимание данные сведения, произведя расчет, согласно которому обеспеченность общей площадью жилого помещения, без учета отчужденных, составила <данные изъяты> кв.м. на каждого члена семьи истицы, в связи с чем, Администрацией было принято решение о снятии семьи истицы с учета, в связи с утратой оснований, которые давали право на получение жилых помещений по договору социального найма. Уведомление о принятом решении было направлено в адрес Кучуриной С.В. заказным письмом с уведомлением о вручении *дата*. Сама Кучурина С.В. с просьбой о выдаче распоряжения не обращалась, копия распоряжения была выдана по требованию матери истицы Бессмертной О.В. Считал, что действия Администрации соответствуют жилищному законодательству, решение принято на законных основаниях. Поскольку истица указала в исковом заявлении, что о принятом решении ей стало известно *дата*, полагал срок обращения с административным иском в августе 2018 года, пропущенным. Также указал, что обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником. Администрацией издано Распоряжение об изъятии земельных участков для муниципальных нужд, расположенных в границах МО г. Надым, и жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными. *дата* ответчиком в адрес истицы направлено письмо с целью заключения соглашения об изъятии недвижимого имущества, письмо Кучуриной С.В. получено *дата*, до настоящего времени истицей не принято решение о способе получения компенсации за жилое помещение, подлежащее сносу. Просил в удовлетворении требований отказать.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Часть 11 статьи 226 КАС РФ возлагает на лицо, обратившееся в суд, обязанность доказать нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, Кучурина (Астапкович) С.В. состояла в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявивших себя до 01 марта 2005 года на территории муниципального образования г. Надым, по дате подачи заявления *дата* составом семьи 2 человека (Кучурина (Астапкович) С.В. и дочь Мальцева (Астапкович) К.В.).
По состоянию на 01.04.2017 года Кучурина (Астапкович) С.В. состояла в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявивших себя до 01 марта 2005 года на территории муниципального образования г. Надым, по дате подачи заявления *дата* составом семьи 7 человек. В заявлении от *дата* при перерегистрации Кучурина С.В. указала состав семьи семь человек: Кучурина (Астапкович) С.В. – собственник жилого помещения, Кучурин А.В. – супруг, Мальцева (Астапкович) К.В. – дочь, Кучурина М.А. – дочь супруга, Кучурина Н.П. – мать супруга, Кучурин В.Н. – отец супруга. Бессмертная О.В. – мать.
На основании Распоряжения Администрации МО Надымский район от 09 августа 2017 года № 1152-р «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Кучурина С.В. составом семьи 7 человек снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, о чем истице Администрация сообщила в уведомлении от *дата*, направленному по месту постоянной регистрации по адресу: <адрес>. В своем заявлении о перерегистрации от *дата*, истица указывала адрес проживания: <адрес>.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона ЯНАО № 36-ЗАО от 30.05.2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало – Ненецком автономном округе», целью настоящего Закона является обеспечение условий для осуществления гражданами, проживающими в Ямало-Ненецком автономном округе, жилищных прав на территории автономного округа, а также за пределами автономного округа.
Однако, из материалов административного дела не следует, что Кучурина С.В. проживает на территории ЯНАО, Кучурина С.В. и её семья имеют только регистрацию по месту жительства в аварийном доме. Как сама указала истица в своих возражениях, супругом Кучуриным А.В. квартира <адрес> была продана, взамен которой была приобретена квартира в <адрес>. Квартиру в <адрес> истец приобрел в ипотеку вынужденно, в связи с невозможностью проживать в квартире в <адрес>. Однако, квартира <адрес> принадлежала Кучурину А.В. по праву собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, не являлась аварийной, продана истцом в *дата* года, то есть, после заключения брака с Кучуриной (Астапкович) С.В. в *дата* года. Иск от истицы поступил из <адрес>, все возражения, ходатайства и дополнения истица в адрес суда направляла по электронной почте, все документы в её адрес также просила направлять по адресу электронной почты.
В соответствии с действующим на момент постановки семьи истицы на учет (дата подачи заявления от *дата*) Законом Ямало-Ненецкого автономного округа «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало – Ненецком автономном округе» от 25.01.1999 года № 1-ЗАО (документ утратил силу в связи с принятием Закона ЯНАО от 30.05.2005 года № 36-ЗАО), нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане и члены их семей, постоянно проживающие на территории автономного округа и имеющие обеспеченность жильем на одного члена семьи не более учетной нормы жилого помещения (в размере 9 квадратных метров жилой площади на одного члена семьи) (п. «а» ст. 11 Закона).
В силу ст. 19 указанного Закона, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали обстоятельства, явившиеся основанием признания граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий (статья 11 настоящего Закона).
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, установлены частью 2 статьи 6 Вводного закона.
Согласно ч. 2 ст. 6 Вводного закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, Кучурина (Астапкович) С.В., как поставленная на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 года, могла быть снята с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть, до 1 марта 2005 года давали ей право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Как установлено и следует из Приложения к Распоряжению Администрации МО Надымский район № 1152-р от 09 августа 2017 года, основанием для снятия Кучуриной С.В. с учета послужила утрата истицей оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ей право на получение жилого помещения по договору социального найма (ч. 2 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ»).
В связи с чем ссылки истицы на то, что в Распоряжении, принятом ответчиком, не указаны основания снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, являются несостоятельными.В соответствии с ранее действовавшей ст. 29 ЖК РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Статьей 32 ЖК РСФСР был установлен перечень оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 32 ЖК РСФСР, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Согласно ст. 12 Закона ЯНАО № 36-ЗАО от 30.05.2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало – Ненецком автономном округе», органы местного самоуправления ежегодно в срок с 1 января по 1 апреля проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и граждан, состоящих на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.
В ходе перерегистрации гражданин обязан представить в орган местного самоуправления сведения, подтверждающие его статус нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.
Согласно ч. 5. ст. 12 Закона ЯНАО № 36-ЗАО, органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют в порядке межведомственного взаимодействия межведомственный запрос документов (их копий или содержащихся в них сведений) из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органов о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности на заявителя и каждого члена семьи заявителя, из территориального федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о гражданах, зарегистрированных по месту постоянного жительства заявителя и членов его семьи. Заявитель вправе представить указанные документы в органы местного самоуправления по собственной инициативе.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от *дата*, истице и членам семьи Кучуриной С.В. на праве собственности принадлежат жилые помещения: квартира *№ обезличен*, площадью <данные изъяты> кв.м. в доме <адрес>, собственник Кучурина С.В.; <данные изъяты> доля в праве собственности на жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес>, собственник Кучурина М.А., *дата* года рождения; жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес>, собственник Кучурин В.Н.; <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. в доме <адрес>, собственник Кучурин А.В. Также членам семьи истицы – супругу Кучурину А.В. и матери Бессмертной О.В. принадлежали квартира № *№ обезличен*, площадью <данные изъяты> кв.м. в доме <адрес>, *дата* право собственности истца Кучурина А.В. на квартиру прекращено. И квартира № *№ обезличен*, площадью <данные изъяты> кв.м. в доме <адрес>, *дата* право собственности матери истицы Бессмертной О.В. на квартиру прекращено.
Как пояснила истица Кучурина С.В., к членам её семьи, как собственника жилого помещения, относятся: Кучурин А.В. – супруг, Мальцева К.В. – дочь, Бессмертная О.В. – мать.
Кучурин А.В. и Астапкович (Кучурина) С.В. заключили брак *дата*, что подтверждается копией свидетельства о заключении брака. *дата* истец Кучурин А.В. продал квартиру № *№ обезличен*, площадью <данные изъяты> кв.м. в доме № <адрес>. *дата* Кучурин А.В. приобрел по договору купли – продажи квартиру № *№ обезличен*, площадью <данные изъяты> кв.м. в доме <адрес>.
Нахождение в собственности членов семьи истицы жилых помещений выявилось только после прохождения перерегистрации нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи истицы в июне 2017 году, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимость за 2017 год.
В силу ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, приобретая в собственность квартиру в г. Тюмень, площадью <данные изъяты> кв.м., семья Кучуриной С.В., улучшила свои жилищные условия, в связи с чем, у истцов отпали обстоятельства, являвшиеся основанием признания граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Истцы были сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных по договору социального найма, Распоряжение Администрации МО Надымский район является обоснованным, принятым в соответствии с требованиями действующего законодательства, в пределах полномочий органа местного самоуправления.
Доводы, приведенные истицей, основаны на неправильном понимании норм материального права.
Также заслуживают внимания доводы представителя административного ответчика о том, что истицей пропущен срок обращения с административным иском.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Истица указала в исковом заявлении, что 14 сентября 2017 года ею был получен ответ на её заявление из Департамента строительства и Жилищной политики ЯНАО, из которого стало известно, что истцы сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, основанием для снятия с учета послужило оспариваемое Распоряжение № 1152-р от 09.08.2017 года, с административным исковым заявлением Кучурина С.В. обратилась в суд *дата*, то есть, срок подачи административного искового заявления Кучуриной С.В. пропущен. Ссылки Кучуриной С.В. на Главу 25 ГПК РФ, которая утратила силу с *дата*, несостоятельны. Иск Кучуриной С.В. принят к производству суда как административный, в соответствии с Кодексом административного судопроизводства.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, жилое помещение – квартира <адрес> является собственностью Кучуриной С.В. (с *дата* указанная квартира являлась общей долевой собственностью Кучуриной (Астапкович) С.В. и Мальцевой (Астапкович) К.В., с *дата* квартира № *№ обезличен* является единоличной собственностью Кучуриной С.В.).
На основании Распоряжения Администрации МО Надымский район № 36-р от 02.02.2012 года «О признании объектов жилищного фонда муниципального образования г. Надым ЯНАО непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу» жилой дом № <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно указанному Распоряжению, жилищному отделу Администрации МО г. Надым было необходимо провести мероприятия по отселению граждан из жилых помещений, в соответствии с действующим законодательством, при поступлении денежных средств, передаваемых из бюджета МО Надымский район бюджету МО г. Надым.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 – 3, 5 – 9 настоящей статьи.
Из материалов административного дела следует, что требованием от 09.09.2015 года Администрация предлагала Кучуриной (Астапкович) С.В. в течение 2-х месяцев со дня получения требования произвести совместно с другими собственниками снос многоквартирного дома <адрес>.
Распоряжением Администрации МО Надымский район № 1030-р от 03.08.2016 года «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд, расположенных в границах муниципального образования г. Надым, и жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу», земельный участок, площадью 775 кв.м., с кадастровым номером *№ обезличен*, расположенный по адресу: <адрес> изъят для муниципальных нужд МО г. Надым.
С 12.04.2012 года Администрация МО Надымский район исполняет полномочия Администрации МО г. Надым.
*дата* Кучуриной (Астапкович) С.В. ответчиком было направлено уведомление о принятии Администрацией решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд. Дополнительно Администрация сообщила истице, что на территории г. Надыма реализуется программа «Комплексное освоение территорий» НО «Фонд жилищного строительства ЯНАО», которая предусматривает строительство жилых домов на территории МО г. Надым с целью последующего предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, на условиях договора социального найма либо являющимся собственниками жилых помещений. После ввода жилья в эксплуатацию в рамках указанной программы, в адрес Кучуриной С.В. будет направлен проект соглашения об изъятии недвижимости. В соответствии с данным проектом соглашения Кучуриной С.В. будет предложено взамен сносимого жилого помещения другое жилое помещение на праве собственности, с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В силу п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 – 3, 5 – 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Согласно письму Администрации района в материалах административного дела, которое было получено Кучуриной (Астапкович) С.В. *дата* в <адрес>, в целях заключения соглашения об изъятии недвижимого имущества Администрация предложила истице взамен сносимого жилого помещения: однокомнатную квартиру без возмещения разницы в рыночной стоимости жилых помещений; двухкомнатную, трехкомнатную квартиру с зачетом её стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение; возмещение стоимости изымаемого жилого помещения, согласно отчету *№ обезличен* от *дата* (<данные изъяты> рублей).
Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года).
Согласно ч. 3 ст. 28-3 Закона 36-ЗАО, собственнику, принятому по месту жительства на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, и передавшему безвозмездно в собственность автономного округа или в собственность муниципальных образований в автономном округе подлежащее сносу жилое помещение (долю в праве собственности), с его согласия предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма общей площадью на одного члена семьи не менее нормы предоставления, установленной органами местного самоуправления на территории данного муниципального образования в автономном округе.
Выбор способа защиты права принадлежит истцу. Истцы просили обязать ответчика предоставить во внеочередном порядке жилое помещение на условиях договора социального найма в силу признания жилого помещения, занимаемого истцами непригодным для проживания, однако, у Администрации отсутствуют правовые основания для обеспечения Кучуриных жилым помещением на условиях договора социального найма в рамках переселения из аварийного жилья. В силу ч. 1 ст. 178 КАС РФ, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании изложенного, требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Кучуриной С. В., Мальцевой К. В., Кучурину А. В. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Кучуриной М. А. к Администрации муниципального образования Надымский район о признании незаконным распоряжения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по восстановлению на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, открытии вновь учетного дела, предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения на условиях договора социального найма – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с подачей жалобы через Надымский суд.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 22 октября 2018 года
Копия верна: судья Е.В. Миниханова
Решение суда не вступило в законную силу: 22.10.2018 года.
Подлинник решения суда хранится в деле № 2а-1267/2018 в Надымском городском суде.