Решение по делу № 2-245/2023 (2-2276/2022;) от 16.12.2022

Дело № 2-245/2023 (2-2276-22)

УИД №***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Можга УР             27 февраля 2023 года

Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Хисамутдиновой Е.В.,

при секретаре Груздевой С.В.,

с участием представителя истца - старшего помощника Можгинского межрайонного прокурора Афанасьевой М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Можгинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Можга» о возложении обязанности провести паспортизацию автомобильной дороги,

    

у с т а н о в и л:

Можгинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к Администрации муниципального образования «Город Можга» о возложении обязанности провести паспортизацию автомобильной дороги.

Исковые требования мотивированы тем, что Можгинской межрайонной прокуратурой Удмуртской Республики проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в муницпальном образовании «Город Можга».

В обоснование заявленных требований прокурор, ссылаясь на ст.ст. 3, 6, 11, 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.ст. 5, 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 9 «Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», утверждённой приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 г. № 402, указал, что паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Проведённой прокуратурой проверкой исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «Город Можга» выявлено отсутствие технического паспорта на автомобильную дорогу по улице Вишневая, протяженностью 0,78 км.

В соответствии со ст.ст. 3,6,11,12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом руководствуясь принципами приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации стандартам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Таким образом, вопросами содержания и строительства дорог в границах муниципального образования «Город Можга» в рамках своей компетенции занимается Администрация муниципального образования «Город Можга», являющаяся исполнительно-распорядительным органом.

Согласно ответу Администрации муниципального образования «Город Можга» вышеуказанная автомобильная дорога включена в Реестр муниципального имущества муниципального образования «Город Можга» и ей присвоен идентификационный номер.

В связи с отсутствием в бюджете денежных средств администрацией паспортизация и оценка технического состояния дорог не проведена.

В то же время недостаточность в бюджете денежных средств для исполнения обязательств по проведению работ по содержанию дорог не освобождает собственника от принятия необходимых мер.

Таким образом, отсутствие технических паспортов влечет ненадлежащее выполнение органом местного самоуправления – Администрацией муниципального образования «Город Можга» - обязанностей по содержанию автомобильных дорог. Бездействие Администрации муниципального образования «Город Можга» нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам города, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

Истец просит обязать Администрацию муниципального образования «Город Можга» в срок до 01.09.2024 года провести паспортизацию автомобильной дороги по <***> Республики, протяженностью 0,78 км.

Определением суда от 30.01.2023 г. в соответствии со ст. 41 ГПК РФ произведена замена ненадлежащего ответчика Администрации муниципального образования «Город Можга» надлежащим Муниципальным бюджетным учреждением «Управление заказчика» города Можги. Кроме того, в порядке ст. 43 ГПК РФ Администрация муниципального образования «Город Можга» привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В судебном заседании помощник Можгинского межрайонного прокурора Афанасьева М.Б. на исковых требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Муниципального бюджетного учреждения «Управление заказчика» города Можги в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации муниципального образования «Город Можга» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Заслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. ст. 2, 18 и 45 Конституции РФ человек и его права являются высшей ценностью. Права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение закона, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из п. 6 ч. 1 ст. 13, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 257-ФЗ), осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утверждённого приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 года № 150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог», установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ органом местного самоуправления является местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 8 Устава муниципального образования «Город Можга» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, орган местного самоуправления, как собственник дорог местного значения, обязан нести расходы на проведение оценки технического состояния дорог, ведению технического учета и паспортизацию дорог за счет ассигнований, выделяемых на данные цели.

Согласно п.п. 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утверждённой приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 года № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.

Пунктами 1.1, 1.2 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных 05.02.1982 года Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п.1.2 ВСН 1-83).

Технический паспорт является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока её службы, и необходимым для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения.

Соответствие состояния дороги техническим нормам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, подтверждаемое её техническим паспортом, затрагивает интересы неопределённого круга лиц.

Как следует из сведений, представленных Администрацией муниципального образования «Город Можга», дорога по <***> протяженностью 0,78 км с идентификационным номером №*** включена в перечень автомобильных дорог г.Можги, не прошедших паспортизацию.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что отсутствие технического паспорта на указанную дорогу влечёт ненадлежащее выполнение ответчиком обязанности по содержанию автодороги и находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения. Технический паспорт дороги определяет фактическое состояние автомобильной дороги, что является необходимым для планирования и проведения мероприятий по организации дорожного движения, включающим не только ремонт и содержание дороги, но и размещение дорожных знаков, определение полосы отвода дороги, планирование строительства новых дорог в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

По существу, технический паспорт дороги является единственным документом технического учёта дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока её службы. Отсутствие паспортизации дороги создает угрозу безопасности дорожного движения и ведёт к нарушению прав граждан.

Из материалов дела следует, и не оспаривается, что паспортизация автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах муниципального образования «Город Можга», в частности, по <***> протяженностью 0,78 км с идентификационным номером №***, не проводилась, технический паспорт на данную дорогу отсутствует.

Таким образом, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит законными требования Можгинского межрайонного прокурора о возложении обязанности провести паспортизацию автомобильной дороги по <***> протяженностью 0,78 км.
Как указано выше, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.

В то же время, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

Постановлением Администрации муниципального образования «Город Можга» от 20 января 2012 года №*** утвержден Устав муниципального бюджетного учреждения «Управление заказчика» города Можги.

Из пунктов 1.3, 2.1.2, 2.2, 2.3 Устава муниципального бюджетного учреждения «Управление заказчика» города Можги усматривается, что учредителем Учреждения является муниципальное образование «Город Можга», полномочия учредителя осуществляет Администрация муниципального образования «Город Можга». Предметом деятельности Учреждения является организация строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов производственного, жилищного, коммунального и социально-культурного назначения, осуществление отдельных полномочий муниципального заказчика. Учреждение выполняет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) выполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов муниципального образования «Город Можга». Для достижения целей и предмета деятельности, учреждение осуществляет основные виды деятельности, в том числе - содержание улично-дорожной сети муниципального образования «Город Можга».

Согласно Постановлению Администрации муниципального образования «Город Можга» №*** от 09.04.2021 года из состава казны муниципального образования «Город Можга» изъяты и закреплены на праве оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования за Муниципальным бюджетным учреждением «Управление заказчика» города Можги объекты недвижимого имущества, в том числе, согласно Приложению №*** к указанному Постановлению, объект – Вишневая улица, протяженностью 0,78 км, с инвентарным номером №***

В связи с изложенным, МБУ «Управление заказчика» города Можги обязано в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом, обеспечивать содержание автомобильных дорог. Следовательно, обязанность по устранению вышеуказанных нарушений требований государственного стандарта при содержании автомобильных дорог возлагается на МБУ «Управление заказчика» города Можги.

Срок для исполнения решения суда, предложенный прокурором, отвечает требованиям разумности и, в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, подлежит установлению судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Можгинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление заказчика» города Можги о возложении обязанности провести паспортизацию автомобильной дороги удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Управление заказчика» города Можги, ИНН №***, в срок до 01.09.2024 года провести паспортизацию автомобильной дороги по <***> Республики, протяженностью 0,78 км.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение изготовлено 06 марта 2023 года.

Председательствующий судья- Е.В. Хисамутдинова

2-245/2023 (2-2276/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Можгинский межрайонный прокурор
Ответчики
МБУ "Управление заказчика" города Можги
Другие
Администрация муниципального образования " Город Можга"
Суд
Можгинский районный суд Удмуртской Республики
Дело на странице суда
mozhginskiygor.udm.sudrf.ru
16.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.12.2022Передача материалов судье
23.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2023Судебное заседание
30.01.2023Подготовка дела (собеседование)
30.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2023Судебное заседание
06.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.04.2023Дело оформлено
07.04.2023Дело передано в архив
27.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее