Решение по делу № 33а-2902/2021 от 24.08.2021

        дело № 2а-1553/2021 (№ 33а-2902/2021)                                 судья Ковальчук Л.Н.

        АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    12 октября 2021 г.                                                                                         город Тула

    Судебная коллегия по административным делам Тульского областного судав составе:

    председательствующего Назарова В.В.,

    судей Голомидовой И.В., Исаковской Э.Л.,

    при секретаре Павловой Д.Г.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Борисова П.П. по доверенности Голышева В.Г. на решение Центрального районного суда г. Тулы от 31 мая 2021 г. по административному исковому заявлению Борисова П.П. к призывной комиссии муниципального образования Киреевский район Тульской области, призывной комиссии Тульской области об оспаривании решений о призыве на военную службу, отмене решений.

    Заслушав доклад судьи Голомидовой И.В., судебная коллегия

    установила:

    Борисов П.П. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав в обоснование заявленных требований на то, что по результатам медицинского освидетельствования призывной комиссии муниципального образования Киреевский район Тульской области и призывной комиссии Тульской области приняты решения о его призыве на военную службу с категорией годности «Б». Указывая, что он страдает заболеваниями, которые, по его мнению, дают ему право на освобождение от призыва на военную службу и зачислению в запас Вооруженных Сил РФ, просил суд признать незаконными и отменить решение призывной комиссии муниципального образования Киреевский район Тульской области от 05.04.2021 и решение призывной комиссии Тульской области от 21.04.2021 о его призыве на военную службу.

    Решением Центрального районного суда г. Тулы от 31 мая 2021 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.

    В апелляционной жалобе представитель административного истца Борисова П.П. по доверенности Голышев В.Г. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам.

    В соответствии со ст. 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не просивших об отложении судебного разбирательства неявившихся участвующих в деле лиц и их представителей.

    Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца Борисова П.П. по доверенности Голышева В.Г., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отменны постановленного по административному делу судебного решения.

    Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ч. 1, ч. 2 ст. 59).

    Согласно подп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

    На основании п. 6 ст. 9 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» комиссия по постановке на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору для определения пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.

    В силу положений п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663 призыв на военную службу организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах внутригородских и на территориях городов федерального значения. При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.

    Согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.

    Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования – на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации (п. 18 Положения призыве на военную службу).

    Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 г. № 565 (далее также – Положение о военно-врачебной экспертизе).

    В соответствии со ст. 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», п. 18 Положения о военно-врачебной экспертизе по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда (пункт 7 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

    В силу п. 2 ст. 29 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья; осуществляет методическое руководство деятельностью призывных комиссий; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу.

    Согласно п. 22 Положения о военно-врачебной экспертизе призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.

    Медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей.

    В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию.

    Таким образом, в соответствии с положениями п. 3 ст. 29 указанного Федерального закона призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий. При этом одновременно с отменой решения нижестоящей призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает одно из решений, указанных в п. 1 ст. 28 настоящего Федерального закона, а именно: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

    Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.

    Президентом Российской Федерации принят Указ от 29 марта 2021 г. № 186 «О призыве в апреле-июле 2021 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву».

    Министром обороны РФ издан Приказ от 29 марта 2021 г. № 180 «О призыве в апреле-июле 2021 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву».

    Указом Губернатора Тульской области «О подготовке и проведении призыва граждан, проживающих на территории Тульской области, на военную службу в период с 1 апреля по 15 июля 2021 года» были утверждены составы призывных комиссий по Тульской области и муниципальных районов и городских округов по должностям на период призыва на военную службу.

    Как следует из материалов дела и установлено судом, Борисов П.П. состоит на воинском учете в военном комиссариате по Киреевскому району Тульской области с 13.01.2016. До 31.08.2020 Борисову П.П. была приставлена отсрочка от призыва на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

    Решение о призыве от 29.10.2020 было отменено в связи с его обжалованием призывником и завершением срока призыва.

    Из материалов личного дела призывника также следует, что по документам, предоставленным призывником и по результатам освидетельствования, заключением врача специалиста от 05.04.2021, Борисову П.П. установлена категория годности «Б» в соответствии с "..." Расписания болезней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 года № 565. Решением призывной комиссии района от 05.04.2021 № 3 призывник призван на военную службу на основании ст. 22 Закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

    В ходе контрольного медицинского освидетельствования 21 апреля 2021 г., учитывая результаты исследования, Борисов П.П. в соответствии со "..." Расписания болезней признан годным к военной службе с незначительными ограничениями с категорией годности – «Б-4».

    Решением заседания призывной комиссии Тульской области № 3 от 21 апреля 2021 г. решение призывной комиссии Киреевского района Тульской области не отменено, принято решение о призыве Борисова П.П. на военную службу на основании ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

    Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции не нашел оснований для их удовлетворения, поскольку оспариваемые решения призывной комиссии Киреевского района Тульской области и призывной комиссии Тульской области являются законными и обоснованными, нарушений прав и законных интересов Борисова П.П. или препятствий к их осуществлению не допущено.

    С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия.

    Согласно п. 16 Положения о призыве на военную службу медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, а в случае необходимости - врачи других специальностей.

    Приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 года №240/168 утверждена Инструкция о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (далее также – Инструкция).

    Раздел III Инструкции посвящен организации контрольного медицинского освидетельствования призывников, получивших освобождение или отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и призывников, заявивших о несогласии с заключениями о категории их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.

    Согласно п. 22 Инструкции списки граждан, освобожденных от призыва на военную службу, вместе с их личными делами и медицинскими документами, подтверждающими установленный диагноз и вынесенное заключение, представляются врачам – членам призывной комиссии субъекта РФ для изучения обоснованности принятых решений и проведения при необходимости контрольного (очного или заочного) медицинского освидетельствования.

    Согласно пунктам 26, 27 Инструкции контрольное медицинское освидетельствование призывников, освобожденных от призыва, и призывников, не согласных с решением комиссии, проводится по плану работы призывной комиссией субъекта Российской Федерации.

    Контрольное медицинское освидетельствование призывника начинается с врача-специалиста, по профилю которого ему предоставлено освобождение, отсрочка от призыва на военную службу по состоянию здоровья, или он заявил о несогласии с заключением о категории его годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования. К контрольному медицинскому освидетельствованию привлекаются врачи – члены призывной комиссии субъекта Российской Федерации (из числа врачей-специалистов военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации): терапевт, хирург, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, дерматовенеролог, а в случае необходимости - врачи других специальностей (п. 29 Инструкции).

    При контрольном медицинском освидетельствовании проверяется установленный диагноз и вынесенное заключение о категории годности призывника, лишь после этого призывная комиссия субъекта Российской Федерации исходя из пункта 30 Инструкции, либо утверждает решение призывной комиссии (если ранее установленный диагноз и вынесенное заключение подтверждаются), либо отменяет это решение (в случае неподтверждения диагноза и заключения).

    Абзацами первым-третьим п. 31 Инструкции предусмотрено, что если в результате контрольного медицинского освидетельствования ранее установленный диагноз и вынесенное заключение не подтверждаются, то призывной комиссией субъекта Российской Федерации принимается решение об отмене решения призывной комиссии.

    В соответствии с п. 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 № 400, призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря) принимает решение об утверждении или отмене решения нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва по состоянию здоровья. При этом одновременно с отменой решения принимает одно из решений, указанных в Федеральном законе от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

    В силу п. 28 вышеназванной Инструкции на контрольное медицинское освидетельствование призывники, освобожденные от призыва и не согласные с решением комиссии, направляются с личным делом призывника, медицинской картой амбулаторного больного, другими медицинскими документами, характеризующими состояние их здоровья и подтверждающими установленный диагноз.

    Пункт 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, также предусматривает, что в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.

    Из материалов дела усматривается, что оспариваемые решения приняты надлежащим составом призывных комиссий.

    Из личного дела призывника усматривается, что при освидетельствовании и контрольном медицинском освидетельствовании призывник был осмотрен врачами специалистами, в том числе хирургом, терапевтом, невропатологом.

В ходе проведения мероприятий по призыву врачами при освидетельствовании и контрольном медицинском освидетельствовании Борисова П.П. изучены и оценены представленные призывником медицинские документы – "..." от 01.04.2021, медицинские документы по результатам проведения КМО в ноябре 2020 года.

Само по себе диагностирование того или иного заболевания не является достаточным основанием для признания гражданина негодным к военной службе. Данное заболевание должно объективно препятствовать возможному призыву на военную службу в период прохождения соответствующей комиссии и принятия решения о призыве.

    Материалы дела свидетельствуют о том, что все выявленные заболевания Борисова П.П. учтены призывными комиссиями при принятии решения о степени годности к военной службе, в то время как степень выраженности установленных заболеваний не позволяла комиссии принять решение об освобождении от военной службы по призыву.

    Сведений о том, Борисов П.П. состоит на учете у врачей по месту жительства и имеет хронические заболевания, препятствующие установлению ему категории годности к военной службе «Б-4», на медицинское освидетельствование призывник не представил.

    Установленная медицинскими комиссиями категория заболевания – "...", вопреки доводам жалобы, в соответствии с Расписанием болезней правильно соотнесена с категорией годности к военной службе по призыву.

    Доказательств, свидетельствующих об обратном, в нарушение положений ст.ст. 62, 226 КАС РФ административным истцом не представлено ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции.

    Судебная коллегия также обращает внимание на то, что при несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, порядок его оспаривания предусмотрен путем заявления о несогласии с заключением о годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования в призывную комиссию субъекта Российской Федерации, которая организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования (п. 2 ст. 29 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») и путем производства независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 № 574 (п. 9 Положения о военно-врачебной экспертизе).

    В соответствии с указанным Положением о независимой военно-врачебной экспертизе такая экспертиза проводится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы (пункты 7 и 8).

    Судом достоверно установлено, что Борисов П.П. медицинского освидетельствования в независимой военно-врачебной экспертизе с целью опровержения правильности установленной категории годности не проходил.

    Кроме того, в настоящее время весенний призыв 2021 года завершен, Борисов П.П. не лишен возможности представить в призывную комиссию необходимые результаты исследований при прохождении медицинского освидетельствования в период очередного призыва, а также – обращения в организацию, производящую независимую военно-врачебную экспертизу, для подтверждения права на освобождение от призыва на военную службу и подтверждения категории годности к военной службе.

    При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу об отказе Борисову П.П. в удовлетворении заявленных им административных исковых требований.

    Изложенные в апелляционной жалобе доводы основаны на неправильном применении норм материального права, не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.

    Материалы дела свидетельствуют о том, что установленные ст. 310 КАС РФ основания для отмены либо изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

    Руководствуясь ст.ст. 308, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия

    определила:

    решение Центрального районного суда г. Тулы от 31 мая 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Борисова П.П. по доверенности Голышева В.Г. – без удовлетворения.

    Председательствующий

33а-2902/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Борисов Павел Павлович
Ответчики
ПРизывная комиссия Киреевского района Тульской области
Призывная комиссия Тульской области
Другие
Голышев Вадим Геннадьевич
Призывная комиссия муниципального образования г.Тулы
Военный комиссариат Киреевского района Тульской области
ФКУ "Военный комиссариат Тульской области"
Суд
Тульский областной суд
Судья
Голомидова Ирина Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.tula.sudrf.ru
24.08.2021Передача дела судье
21.09.2021Судебное заседание
12.10.2021Судебное заседание
15.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2021Передано в экспедицию
12.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее