УИД: 23RS0035-01-2022-000854-53
к делу № 2-501/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Новопокровская 09 июня 2022 года
Новопокровский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего судьи Хрипуновой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Величко А.В.,
с участием:
представителя истцаДенисовой О.В.,
ответчика Иваненко Н.С.,
представителя ответчика Лупандина А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Покровского сельского поселения Новопокровского района Краснодарского края к Иваненко Наталье Сергеевне, Лупандину Николаю Константиновичу, администрации муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края об установлении границ земельного участка, признании реестровой ошибки и регистрации права собственности на земельный участок
установил:
Администрация Покровского сельского поселения Новопокровского района Краснодарского края обратилась в Новопокровский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Иваненко Н.С., Лупандину Н. К., администрации муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края, просилаустановить местоположение границ и площадь земельного участка под зданием сельского дома культуры поселка Мирный, расположенного по адресу: <адрес>, согласно координатам и площадиуказанным в заключении, определенным кадастровым инженером; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет земельного участка и зарегистрировать право собственности на земельный участок за администрацией Покровского сельского поселения под зданием сельского дома культуры поселка Мирный, расположенного по адресу: <адрес>; признать наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о координатах характерных точек границ земельного участка площадью 2175 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, устранив её путем уточнения координат и площади, определенных кадастровым инженером; обязать собственника земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> уточнить координаты местоположения границ для устранения препятствия постановки координат с уточненными значениями координат образуемого земельного участка с кадастровым номером №; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет, изменений земельного участка с уточненной площадью 2212 кв.м. с кадастровым номером №, согласно координатам, определенным кадастровым инженером.
Исковые требования мотивированы тем, что администрации Покровского сельского поселения Новопокровского района на праве собственности принадлежит здание сельского дома культуры, площадью 335.4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Земельный участок прилегающий к зданию сельского дома культуры на кадастровом учете не стоит, право собственности не зарегистрировано.
С целью определения границ и площади земельного участка для составления схемы на кадастровом плане территории, утверждения её и постановки на кадастровый учет, в январе текущего года администрация Покровского сельского поселения обратилась к кадастровому инженеру.
В ходе проведенных кадастровых работ инженером подготовлена схема земельного участка расположенного по адресу: <адрес>. Указанный участок на кадастровом плане территории отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, площадью 2491 кв.м. Далее, для утверждения схемы установленного земельного участка администрация Покровского сельского поселения обратилась с заявлением в Управление имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Новопокровский район.
ДД.ММ.ГГГГ из Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Новопокровский район в адрес администрации Покровского сельского поселения был направлен отказ в предоставлении муниципальной услуги с указанием того, что определенный кадастровым инженером земельный участок пересекает границы трех территориальных зон Ж-1Б, ОД-2, и ИТ. В силу пункта 7 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.
Помимо указанного выше было выявлено, что границы испрашиваемого участка пересекают границы соседнего земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> принадлежащего на праве собственности ответчице Иваненко Наталье Сергеевне.
Таким образом, в виду вышеуказанных обстоятельств администрация Покровского сельского поселения не может поставить на кадастровый учет и оформить право собственности на земельный участок, находящийся под зданием сельского дома культуры поселка Мирный и расположенного по адресу: <адрес>, поскольку на данном земельном участке утверждены границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
В заключении кадастрового инженера описано, что при исправлении местоположения границ, полученных в результате измерений, было выявлено, что площадь земельного участка с кадастровым номером № составила 2212 кв.м., что на 37 кв.м. больше значения площади внесенной в ЕГРН, (значение площади в ЕГРН-2175 кв.м.), что не превышает допустимых значений расхождения значения площадей, при его исправлении, а так же вышеуказанный земельный участок будет накладываться на земельный участок с кадастровым номером № это является препятствием для исправления местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №
Представитель истца администрация Покровского сельского поселения Новопокровского района Краснодарского края Денисова О.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме.
Ответчик по делу администрация муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края, уведомленное надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, предоставила отзыв, о рассмотрении настоящего гражданского дела в ее отсутствии.
Представитель ответчика по делу Лупандин Н.К.- Лупандин А.Н. в судебном заседании указал, что его вины в наличии реестровой ошибки не имеется, просил в иске отказать.
Ответчик по делу Иваненко Н.С. в судебном заседании указала, что ее вины в наличии реестровой ошибки не имеется, просила в иске отказать.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Управление Росреестра по Краснодарскому краю, уведомленное надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, предоставило отзыв, о рассмотрении настоящего гражданского дела в его отсутствии.
Согласно ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Таким образом, суд не связан правовой квалификацией заявленных истцом требований (спорных правоотношений), а должен рассматривать иск исходя из предмета и оснований (фактических обстоятельств), определяя по своей инициативе круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, а также решить, какие именно нормы права подлежат применению в конкретном спорном правоотношении.
Судом были запрошены сведения из Территориального отдела № 16 по Новопокровскому району филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельные участки с кадастровыми номерами №. Сведения ЕГРН подтверждают наличие пересечения спорного земельного участка с земельным участком ответчика по делу Иваненко Н.С.
Представителем ответчика по делу Лупандина Н.К.- Лупандиным А.Н. в судебное заседание представлена справка кадастрового инженера Горшалева М.В., согласно которой границы земельного участка с кадастровым номером № не соответствуют фактическим границам, являются ошибочными, в связи с чем, кадастровым инженером проводятся межевые работы по устранению выявленной ошибки.
Разрешая заявленные требования, суд руководствуется ст. 304ГК РФ, в соответствии с которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ст. 43ЗК РФ граждане осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со ст. 64 ЗК РФ, земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Согласно ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со ст. 5вышеуказанного закона, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на адрес кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав. Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на адрес номером регистрации.
Согласно п. 2 ст. 8 Закона о регистрации к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В соответствии с п. 3 ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав инымилицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда).
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке:
1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости;
2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке;
3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.
В соответствии с п. 4 Закона о регистрации в случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
В соответствии с п. 8 Закона о регистрации местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Исходя из приведенных выше положений ст. 61Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости" реестровая ошибка подлежит исправлению.
Исходя из положений вышеуказанных правовых норм, принадлежность земельного участка на праве собственности конкретному лицу и в конкретных границах определяется сведениями, внесенными в ЕГРН. При этом реестровой ошибкой является воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плате, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы. В случае возникновения спора между правообладателями реестровая ошибка подлежит исправлению на основании решения суда.
Как разъяснено в пунктах 1 и 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О судебном решении", решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело.
Исследовав все материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к выводу:
Установление границ земельных участков и их уточнение на местности относится к компетенции органов исполнительной власти, законом установлены соответствующие процедуры и административные регламенты, к полномочиям суда установление границ земельного участка без соблюдения заинтересованными лицами установленного порядка и с нарушением установленных процедур не отнесено. Данных о надлежащем обращении в регистрирующий орган истцом не представлено, за согласованием границ ко всем смежным землепользователем истец не обращался.
Действующим гражданским и земельным законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязание собственника земельного участка, без наличия его волеизъявления проводить работы по уточнению, установлению границ земельного участка.
Основания для осуществления государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, установлены ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со ст. 58 вышеуказанного закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество на основании решения суда осуществляются в соответствии настоящим федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.9 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.
В соответствии с п.1 ч. 2 ст. 39.9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.
В соответствии с аб. 2 ч. 2 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Так, п. 3 ст. 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Согласно правилам землепользования и застройки Покровского сельского поселения Новопокровского района Краснодарского края, утвержденных решением Совета Покровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №)спорный земельный участок расположен в трех территориальных зонах Ж-1Б, ОД-2, и ИТ.
Нахождение земельного участка в трех территориальных зонах в рамках действующего правового регулирования означает сохранение неопределенности его правового режима.
Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Как следует из представленных в материалы дела документов, сельский дом культуры, расположенный по адресу: <адрес>, был передан истцу в 2006 году, то есть до принятия Правил застройки и землепользования.
В силу приведенных выше норм закона и в связи с невозможностью формирования под единым зданием нескольких земельных участков Правилами застройки и землепользования в его границах на местности не могли быть установлены разные территориальные зоны.
Однако истцом не представлено ни одного доказательствакак попыток привидения в соответствие с целевым назначением здания сведений о границах территориальной зоны спорного земельного участка, т.е. по сути внесение изменения в правила землепользования и застройки Покровского сельского поселения Новопокровского района Краснодарского края так и невозможность такого изменения. Следует отметить, что исковые требования, в указанной части фактически обязывают суд исполненить компетенцию органа власти.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Покровского сельского поселения Новопокровского района Краснодарского края к Иваненко Наталье Сергеевне, Лупандину Николаю Константиновичу, администрации муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края - удовлетворить частично.
Признать наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о координатах характерных точек границ земельного участка площадью 2175 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, устранив её путем уточнения координат и площади, определенных кадастровым инженером Череп В.С.
решение суда по настоящему делу является для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю основанием осуществить государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> площадью 2175 кв.м., согласно координатам и площади, определенным кадастровым инженером Черепом В.С. в заключении кадастрового инженера.
В удовлетворении остальной части исковых требований администрации Покровского сельского поселения Новопокровского района Краснодарского края - отказать.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Новопокровский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Новопокровского районного суда
Краснодарского края Ю.В. Хрипунова
к делу № 2-501/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Новопокровская 09 июня 2022 года
Новопокровский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего судьи Хрипуновой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Величко А.В.,
с участием:
представителя истцаДенисовой О.В.,
ответчика Иваненко Н.С.,
представителя ответчика Лупандина А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Покровского сельского поселения Новопокровского района Краснодарского края к Иваненко Наталье Сергеевне, Лупандину Николаю Константиновичу, администрации муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края об установлении границ земельного участка, признании реестровой ошибки и регистрации права собственности на земельный участок
установил:
Администрация Покровского сельского поселения Новопокровского района Краснодарского края обратилась в Новопокровский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Иваненко Н.С., Лупандину Н. К., администрации муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края, просилаустановить местоположение границ и площадь земельного участка под зданием сельского дома культуры поселка Мирный, расположенного по адресу: <адрес>, согласно координатам и площадиуказанным в заключении, определенным кадастровым инженером; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет земельного участка и зарегистрировать право собственности на земельный участок за администрацией Покровского сельского поселения под зданием сельского дома культуры поселка Мирный, расположенного по адресу: <адрес>; признать наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о координатах характерных точек границ земельного участка площадью 2175 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, устранив её путем уточнения координат и площади, определенных кадастровым инженером; обязать собственника земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> уточнить координаты местоположения границ для устранения препятствия постановки координат с уточненными значениями координат образуемого земельного участка с кадастровым номером №; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет, изменений земельного участка с уточненной площадью 2212 кв.м. с кадастровым номером №, согласно координатам, определенным кадастровым инженером.
Исковые требования мотивированы тем, что администрации Покровского сельского поселения Новопокровского района на праве собственности принадлежит здание сельского дома культуры, площадью 335.4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Земельный участок прилегающий к зданию сельского дома культуры на кадастровом учете не стоит, право собственности не зарегистрировано.
С целью определения границ и площади земельного участка для составления схемы на кадастровом плане территории, утверждения её и постановки на кадастровый учет, в январе текущего года администрация Покровского сельского поселения обратилась к кадастровому инженеру.
В ходе проведенных кадастровых работ инженером подготовлена схема земельного участка расположенного по адресу: <адрес>. Указанный участок на кадастровом плане территории отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, площадью 2491 кв.м. Далее, для утверждения схемы установленного земельного участка администрация Покровского сельского поселения обратилась с заявлением в Управление имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Новопокровский район.
ДД.ММ.ГГГГ из Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Новопокровский район в адрес администрации Покровского сельского поселения был направлен отказ в предоставлении муниципальной услуги с указанием того, что определенный кадастровым инженером земельный участок пересекает границы трех территориальных зон Ж-1Б, ОД-2, и ИТ. В силу пункта 7 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.
Помимо указанного выше было выявлено, что границы испрашиваемого участка пересекают границы соседнего земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> принадлежащего на праве собственности ответчице Иваненко Наталье Сергеевне.
Таким образом, в виду вышеуказанных обстоятельств администрация Покровского сельского поселения не может поставить на кадастровый учет и оформить право собственности на земельный участок, находящийся под зданием сельского дома культуры поселка Мирный и расположенного по адресу: <адрес>, поскольку на данном земельном участке утверждены границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
В заключении кадастрового инженера описано, что при исправлении местоположения границ, полученных в результате измерений, было выявлено, что площадь земельного участка с кадастровым номером № составила 2212 кв.м., что на 37 кв.м. больше значения площади внесенной в ЕГРН, (значение площади в ЕГРН-2175 кв.м.), что не превышает допустимых значений расхождения значения площадей, при его исправлении, а так же вышеуказанный земельный участок будет накладываться на земельный участок с кадастровым номером № это является препятствием для исправления местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №
Представитель истца администрация Покровского сельского поселения Новопокровского района Краснодарского края Денисова О.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме.
Ответчик по делу администрация муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края, уведомленное надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, предоставила отзыв, о рассмотрении настоящего гражданского дела в ее отсутствии.
Представитель ответчика по делу Лупандин Н.К.- Лупандин А.Н. в судебном заседании указал, что его вины в наличии реестровой ошибки не имеется, просил в иске отказать.
Ответчик по делу Иваненко Н.С. в судебном заседании указала, что ее вины в наличии реестровой ошибки не имеется, просила в иске отказать.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Управление Росреестра по Краснодарскому краю, уведомленное надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, предоставило отзыв, о рассмотрении настоящего гражданского дела в его отсутствии.
Согласно ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Таким образом, суд не связан правовой квалификацией заявленных истцом требований (спорных правоотношений), а должен рассматривать иск исходя из предмета и оснований (фактических обстоятельств), определяя по своей инициативе круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, а также решить, какие именно нормы права подлежат применению в конкретном спорном правоотношении.
Судом были запрошены сведения из Территориального отдела № 16 по Новопокровскому району филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельные участки с кадастровыми номерами №. Сведения ЕГРН подтверждают наличие пересечения спорного земельного участка с земельным участком ответчика по делу Иваненко Н.С.
Представителем ответчика по делу Лупандина Н.К.- Лупандиным А.Н. в судебное заседание представлена справка кадастрового инженера Горшалева М.В., согласно которой границы земельного участка с кадастровым номером № не соответствуют фактическим границам, являются ошибочными, в связи с чем, кадастровым инженером проводятся межевые работы по устранению выявленной ошибки.
Разрешая заявленные требования, суд руководствуется ст. 304ГК РФ, в соответствии с которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ст. 43ЗК РФ граждане осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со ст. 64 ЗК РФ, земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Согласно ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со ст. 5вышеуказанного закона, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на адрес кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав. Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на адрес номером регистрации.
Согласно п. 2 ст. 8 Закона о регистрации к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В соответствии с п. 3 ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав инымилицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда).
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке:
1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости;
2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке;
3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.
В соответствии с п. 4 Закона о регистрации в случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
В соответствии с п. 8 Закона о регистрации местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Исходя из приведенных выше положений ст. 61Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости" реестровая ошибка подлежит исправлению.
Исходя из положений вышеуказанных правовых норм, принадлежность земельного участка на праве собственности конкретному лицу и в конкретных границах определяется сведениями, внесенными в ЕГРН. При этом реестровой ошибкой является воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плате, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы. В случае возникновения спора между правообладателями реестровая ошибка подлежит исправлению на основании решения суда.
Как разъяснено в пунктах 1 и 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О судебном решении", решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело.
Исследовав все материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к выводу:
Установление границ земельных участков и их уточнение на местности относится к компетенции органов исполнительной власти, законом установлены соответствующие процедуры и административные регламенты, к полномочиям суда установление границ земельного участка без соблюдения заинтересованными лицами установленного порядка и с нарушением установленных процедур не отнесено. Данных о надлежащем обращении в регистрирующий орган истцом не представлено, за согласованием границ ко всем смежным землепользователем истец не обращался.
Действующим гражданским и земельным законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязание собственника земельного участка, без наличия его волеизъявления проводить работы по уточнению, установлению границ земельного участка.
Основания для осуществления государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, установлены ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со ст. 58 вышеуказанного закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество на основании решения суда осуществляются в соответствии настоящим федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.9 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.
В соответствии с п.1 ч. 2 ст. 39.9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.
В соответствии с аб. 2 ч. 2 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Так, п. 3 ст. 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Согласно правилам землепользования и застройки Покровского сельского поселения Новопокровского района Краснодарского края, утвержденных решением Совета Покровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №)спорный земельный участок расположен в трех территориальных зонах Ж-1Б, ОД-2, и ИТ.
Нахождение земельного участка в трех территориальных зонах в рамках действующего правового регулирования означает сохранение неопределенности его правового режима.
Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Как следует из представленных в материалы дела документов, сельский дом культуры, расположенный по адресу: <адрес>, был передан истцу в 2006 году, то есть до принятия Правил застройки и землепользования.
В силу приведенных выше норм закона и в связи с невозможностью формирования под единым зданием нескольких земельных участков Правилами застройки и землепользования в его границах на местности не могли быть установлены разные территориальные зоны.
Однако истцом не представлено ни одного доказательствакак попыток привидения в соответствие с целевым назначением здания сведений о границах территориальной зоны спорного земельного участка, т.е. по сути внесение изменения в правила землепользования и застройки Покровского сельского поселения Новопокровского района Краснодарского края так и невозможность такого изменения. Следует отметить, что исковые требования, в указанной части фактически обязывают суд исполненить компетенцию органа власти.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Покровского сельского поселения Новопокровского района Краснодарского края к Иваненко Наталье Сергеевне, Лупандину Николаю Константиновичу, администрации муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края - удовлетворить частично.
Признать наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о координатах характерных точек границ земельного участка площадью 2175 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, устранив её путем уточнения координат и площади, определенных кадастровым инженером Череп В.С.
решение суда по настоящему делу является для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю основанием осуществить государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> площадью 2175 кв.м., согласно координатам и площади, определенным кадастровым инженером Черепом В.С. в заключении кадастрового инженера.
В удовлетворении остальной части исковых требований администрации Покровского сельского поселения Новопокровского района Краснодарского края - отказать.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Новопокровский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Новопокровского районного суда
Краснодарского края Ю.В. Хрипунова