Дело №2-1350/2024
УИД: 26RS0017-01-2024-001647-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2024 года город-курорт Кисловодск
Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Ивашиной Т.С.,
при секретаре судебного заседания Филатовой Т.В.,
с участием помощника Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Самойленко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с ведением аудиопротоколирования гражданское дело по иску Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Кисловодский» о возложении обязанности подготовить документацию по установлению охранной зоны национального парка «Кисловодский»,
установил:
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Кисловодский» о возложении обязанности в срок не позднее одного года вступления в силу решения суда подготовить документацию по установлению охранной зоны национального парка «Кисловодский», в том числе по обоснованию необходимости создания, установлению координат характерных точек границ, подготовке карты-схемы (карта-плана) охранной зоны национального парка «Кисловодский».
В обоснование исковых требований пояснил, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с поручением прокуратуры Ставропольского края проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях, в результате которой в деятельности Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Кисловодский» выявлены нарушения названного законодательства.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение особо охраняемых природных территорий, охрана земель является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 95 Земельного кодекса РФ земли национальных парков относятся к землям особо охраняемых природных территорий.
Частями 1, 4 статьи 12 Закона № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях. Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 493 на территории города-курорта Кисловодска создан национальный парк «Кисловодский», площадь Парка составляет 965,7942 га, включая земли населенных пунктов, находящиеся в собственности Российской Федерации, общей площадью 947,2696 га и земельные участки иных собственников и пользователей, общей площадью 18,5246 гектара без изъятия их из хозяйственного использования.
Национальный парк «Кисловодский» отнесен к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 2 Постановления Правительства РФ от 02.06.2016 № 493). В силу пункта 4 статьи 12 Закона № 33-ФЗ, приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.02.2023 № 83 утверждено Положение о национальном парке «Кисловодский».
Согласно п. 10 Положения № 83, управление национальным парком, выполнение задач, возложенных на национальный парк, осуществляет Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Кисловодский».
Согласно п. 17 Устава ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский», утвержденного приказом Минприроды России от 07.11.2018 № 585, Учреждение осуществляет охрану территории национального парка, а также мероприятия по сохранению биологического разнообразия и поддержанию в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов на территории национального парка.
Проверкой установлено, что охранная зона особо охраняемой природной территории национальный парк «Кисловодский» не установлена, что подтверждается информациями ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский» от 01.03.2023, 10.04.2023, 29.06.2023, 09.02.2024. В нарушение требований п. 10 ст. 2 Закона № 33 - ФЗ, п. 2 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 № 138, п. 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.06.2016 № 1290-р, ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский» с момента создания национального парка и до настоящего времени, полномочия, предусмотренные п.п. 1, 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.06.2016 № 1290-р, п.п. 17, 21-23 Устава ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский», утвержденного приказом Минприроды России от 07.11.2018 № 585, по охране территории национального парка, сохранению биологического разнообразия и поддержанию в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов, не реализованы, меры по подготовке документации охранной зоны Парка, в том числе по обоснованию необходимости создания, установлению координат характерных точек границ, подготовке карты-схемы (карта-плана) охранной зоны национального парка «Кисловодский», не приняты.
Бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по подготовке документации, обосновывающей необходимость установления охранной зоны Парка и установлению ее границ, влечет бесконтрольное осуществление хозяйственной деятельности (антропогенное воздействие) на территориях, прилегающих к национальному парку, и, в силу закона, расположенных в границах его охранной зоны, что может привести к ухудшению состояния национального парка, а, соответственно, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Представитель истца помощник прокурора Самойленко Е.В. в судебном заседании поддержала исковые требования, просила удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении, считает их доказанными и обоснованными.
Представитель ответчика ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский» Кибизов Ю.С. на основании доверенности в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка, имеющаяся в материалах гражданского дела. О причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствие не ходатайствовал.
Третьи лица - представитель Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, представитель Территориального управления Росимущества в Ставропольском крае в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, о рассмотрении дела в их отсутствие не ходатайствовали.
Представитель третьего лица администрации города-курорта Кисловодска Цехина А.А. направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении данного дела в их отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения истца, гражданское дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав помощника прокурора Самойленко Е.В., исследовав письменные материалы дела и доводы истца, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Сохранение особо охраняемых природных территорий, охрана земель является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В развитие конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 95 ЗК РФ земли национальных парков относятся к землям особо охраняемых природных территорий.
Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Частями 1, 4 статьи 12 Закона № 33 - ФЗ установлено, что национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях. Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 493 на территории города-курорта Кисловодска создан национальный парк «Кисловодский», площадь Парка составляет 965,7942 га, включая земли населенных пунктов, находящиеся в собственности Российской Федерации, общей площадью 947,2696 га и земельные участки иных собственников и пользователей, общей площадью 18,5246 гектара без изъятия их из хозяйственного использования.
Национальный парк «Кисловодский» отнесен к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 2 Постановления Правительства РФ от 02.06.2016 № 493).
Частью 10 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 - ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на национальные парки на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны.
Согласно п. 2, 4 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.02.2015№ 138 охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах.
При определении ширины и конфигурации охранной зоны учитываются: природно-климатические условия и социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется создание охранной зоны; категории земель на территории, планируемой для создания охранной зоны, их разрешенное использование; особенности функционального зонирования национального парка или природного парка; нахождение на территории, планируемой для создания охранной зоны, земель населенных пунктов, промышленных, транспортных и иных хозяйственных объектов, месторождений и проявлений полезных ископаемых, линейных объектов и инженерных коммуникаций, земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, строительства гаража для собственных нужд и индивидуального жилищного строительства, размещение на такой территории кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; сведения о видах и назначении планируемых для размещения на территории, где предполагается создание охранной зоны, объектов федерального значения, объектов регионального значения и объектов местного значения, их основные характеристики, указанные в положениях о территориальном планировании, содержащихся в утвержденных документах территориального планирования, а также виды возможного негативного воздействия на окружающую среду указанных объектов и характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; конфигурации водосборных бассейнов и береговой линии водных объектов, расположенных на территории, планируемой для создания охранной зоны; состояние природных комплексов и объектов на территории, планируемой для создания охранной зоны, их ценность.
Пунктами 5-7 Правил № 138 установлено, что режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон (далее - режим охранных зон) устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании. Сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Границы охранных зон обозначаются на местности специальными предупредительными аншлагами и информационными знаками.
Согласно п. 9 Правил № 138 решения о создании охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения и об установлении их границ принимаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 12, 13 Правил, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации готовит решение о создании охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде проекта приказа, а также пояснительную записку к проекту приказа с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ. Пояснительная записка к проекту приказа должна включать в себя сведения о координатах характерных точек границ создаваемой охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения и ее карту-схему.
В силу пункта 4 статьи 12 Закона № 33-ФЗ, приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.02.2023 № 83 утверждено Положение о национальном парке «Кисловодский».
Согласно п. 10 Положения № 83, управление национальным парком, выполнение задач, возложенных на национальный парк, осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Кисловодский» (далее - Учреждение).
Согласно п.п. 1, 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.06.2016 №1290-р, Учреждение отнесено к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, целями деятельности Учреждения являются сохранение природных комплексов и объектов, а также историко- культурных объектов, расположенных на территории национального парка «Кисловодский», экологическое просвещение населения и создание условий для регулируемого туризма и отдыха, разработка и внедрение научных методов охраны природы, осуществление государственного экологического мониторинга.
Согласно п. 17 Устава ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский», утвержденного приказом Минприроды России от 07.11.2018 № 585, Учреждение осуществляет охрану территории национального парка, а также мероприятия по сохранению биологического разнообразия и поддержанию в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов на территории национального парка.
Согласно разделу 2 Устава, целями деятельности Учреждения являются сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов, историко-культурных объектов, а также восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов, расположенных на территории национального парка, экологическое просвещение населения, осуществление научной (научно-исследовательской) деятельности в области охраны окружающей среды в целях разработки мероприятий по сохранению и развитию природного потенциала и рекреационного потенциала Российской Федерации, осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создание условий для регулируемого туризма и отдыха.
В соответствии с целями, для достижения которых создано Учреждение, Учреждение осуществляет, среди прочего, следующие виды деятельности: сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; выполнение поисковых научных исследований; осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
Учреждение для достижения целей вправе осуществлять, в том числе, предоставление справочных материалов и иной информации и документации по вопросам сферы деятельности национального парка; выполнение на договорных началах научно-исследовательских работ (включая дендрологическое обследование) и природоохранных мероприятий (по сохранению и восстановлению природных комплексов и объектов); проведение профессиональных консультаций по вопросам сохранения и изучения природных комплексов и объектов, выполнение проектных работ, экспертных работ и оценок, в том числе в сфере охраны окружающей среды, включая оценку воздействия на окружающую среду; выполнение работ по мониторингу природных комплексов и объектов.
Проверкой прокуратуры установлено и следует из материалов дела, что охранная зона особо охраняемой природной территории национальный парк «Кисловодский» не установлена, что подтверждается информациями ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский» от 01.03.2023, 10.04.2023, 29.06.2023, 09.02.2024.
В нарушение требований п. 10 ст. 2 Закона № 33 - ФЗ, п. 2 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 № 138, п. 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.06.2016 № 1290-р, ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский» с момента создания национального парка и до настоящего времени, полномочия, предусмотренные п.п. 1, 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.06.2016 № 1290-р, п.п. 17, 21-23 Устава ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский», утвержденного приказом Минприроды России от 07.11.2018 № 585, по охране территории национального парка, сохранению биологического разнообразия и поддержанию в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов, не реализованы, меры по подготовке документации охранной зоны Парка, в том числе по обоснованию необходимости создания, установлению координат характерных точек границ, подготовке карты-схемы (карта-плана) охранной зоны национального парка «Кисловодский», не приняты.
Нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в данном случае заключается в том, что непринятие ответчиком мер по подготовке документации охранной зоны Парка, в том числе по обоснованию необходимости создания, установлению координат характерных точек границ, подготовке карты-схемы (карта-плана) охранной зоны национального парка «Кисловодский», может привести к ухудшению экологической обстановки на территории национального парка, утрате биологического разнообразия, в том числе объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Ставропольского края, объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научном отношении и среды их обитания, истощению и утрате гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения и особо охраняемого эколого - курортного региона Кавказские Минеральные Воды.
Восстановление гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11) права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности будет заключаться в принятии ответчиком конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, по подготовке документации охранной зоны Парка, в том числе по обоснованию необходимости создания, установлению координат характерных точек границ, подготовке карты-схемы (карта-плана) охранной зоны национального парка «Кисловодский».
Из материалов гражданского дела следует, что в настоящее время охранная зона особо охраняемой природной территории национальный парк «Кисловодский» не установлена, что подтверждается письмом директора ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский» от 01.03.2023 № 136/01-14 Науменко Д.С.
Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес директора ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский» вынесено представление от 17.03.2023 №Прдр-20070037-69-23/719-20070037 об устранении нарушений федерального законодательства, в котором указано о безотлагательном рассмотрении настоящего представления, принятии мер к устранению нарушений Федерального законодательства, устранению причин и условий им способствующих. Однако до настоящего времени требования, установленные Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры, ответчиком не выполнены, нарушения не устранены.
Бездействие учреждения – ответчика по непринятию мер по подготовке документации, обосновывающей необходимость установления охранной зоны Парка и установлению ее границ, влечет бесконтрольное осуществление хозяйственной деятельности (антропогенное воздействие) на территориях, прилегающих к национальному парку, и, в силу закона, расположенных в границах его охранной зоны, что может привести к ухудшению состояния национального парка, к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении иска Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский» о возложении обязанности подготовить документацию по установлению охранной зоны национального парка «Кисловодский», удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Кисловодский» в срок не позднее одного года вступления в силу решения суда подготовить документацию по установлению охранной зоны Национального парка «Кисловодский», в том числе по обоснованию необходимости создания, установлению координат характерных точек границ, подготовке карты-схемы (карта-плана) охранной зоны Национального парка «Кисловодский».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Ставропольский краевой суд через Кисловодский городской суд.
Мотивированное решение составлено 31.05.2024.
Председательствующий судья Т.С. Ивашина