ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-15411/2024
№ дела суда 1-й инстанции 2-2922/2023
УИД: 30RS0004-01-2023-003638-72
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 06 июня 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В.,
судей Мотиной И.И., Сиюхова А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коваленко Владимира Юрьевича к акционерному обществу «Судостроительно-судоремонтный завод им.Ленина» о возложении обязанности предоставить корректирующие сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица,
по кассационной жалобе Коваленко Владимира Юрьевича на решение Трусовского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 16 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 24 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Коваленко В.Ю. обратился в суд с иском к акционерному обществу (далее по тексту АО) «Судостроительно-судоремонтный завод им. Ленина» о возложении обязанности предоставить корректирующие сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица с указанием кода льготной работы, в обосновании требований указав о том, что он работает в АО «Судостроительно-судоремонтный завод им. Ленина» с ДД.ММ.ГГГГ в должности моториста-матроса плавдока № 679.
Решением отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по подпункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» по основаниям отсутствия необходимого специального стажа продолжительностью не менее 12 лет 6 месяцев.
Коваленко В.Ю. полагает, что работодатель не представил достоверную информацию о его трудовой деятельности, не указал код особых условий труда, дающий право на досрочную пенсию и не определил спорный период его работы как льготный, что повлекло нарушение его прав на социальное обеспечение по старости.
Также ответчик отказывается произвести корректировку сведений лицевого счета истца, тогда как в силу действующего законодательства на работодателя возложена обязанность предоставлять соответствующие сведения в пенсионный орган.
Полагая свои права нарушенным, он просил суд возложить на АО «Судостроительно-судоремонтный завод им.Ленина» обязанность предоставить в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области корректирующие сведения с указанием кода льгот за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Решением Трусовского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 16 ноября 2023 г. исковые требования Коваленко В.Ю. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 24 января 2024 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов указывает, что суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела по требованиям Коваленко В.Ю. неправильно распределили между сторонами спора бремя доказывания обстоятельств, вследствие чего неправильно применили нормы материального права к спорным отношениям, а именно возложили на истца бремя доказывания факта выполнения Ковалёвым В.Ю. в спорный период работы с 2003 г. по 2017 г., в течение полного рабочего дня в качестве машиниста-моториста, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и факта достоверности отражения данных об этом периоде его работы в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица.
Суды не предложили ответчику в лице Акционерного общества «Судостроительно - судоремонтный завод имени Ленина» представить доказательства, которые опровергали бы утверждение Коваленко В.Ю. об осуществлении им в спорный период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (работа с вредными условиями труда).
От ответчика АО «Судостроительно-судоремонтный завод им. Ленина» поступили возражения на кассационную жалобу истца, в которых он просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела с учетом положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции посредством Почты России.
Кроме того, информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//4kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь требованиями статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Коваленко В.Ю. состоит в трудовых отношениях с АО «Судостроительно-судоремонтный завод им. Ленина» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, работая в должности в должности боцмана, а с ДД.ММ.ГГГГ в должности моториста - машиниста плавдока № 679. Коваленко В.Ю., полагая, что имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, ДД.ММ.ГГГГ обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Рассмотрев заявление Коваленко В.Ю., пенсионный орган решением от ДД.ММ.ГГГГ отказал ему в назначении досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подпунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием специального стажа, необходимой продолжительности.
При этом в специальный стаж истца не был включен период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности боцмана АО «Судостроительно-судоремонтный завод им. Ленина», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности моториста - машиниста плавдока № 679, по причине отсутствия указания кода льготной работы в сведениях индивидуального персонифицированного учета истца, зарегистрированного в системе обязательного пенсионного страхования.
Разрешая исковые требования, и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что работодатель АО «Судостроительно-судоремонтный завод им. Ленина», предоставляя сведения о застрахованных лицах в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в оспариваемые истцом периоды, обоснованно не указал код льготы для включения указанных периодов Коваленко В.Ю. в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, поскольку тяжелые условия труда в должности моториста - машиниста плавдока № 679 не были подтверждены результатами проведенной аттестации рабочего места и специальной оценки условия труда. Оснований не согласиться с ее результатами у работодателя не имелось, поскольку в силу действующего законодательства, на работодателя возложена обязанность проводить аттестацию рабочего места работника, а в силу статей 4, 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечивать проведение специальной оценки условий труда, не реже одного раза в пять лет.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на правильном толковании и применении к спорным отношениям норм материального права.
Статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
В силу части 2 статьи 30 вышеназванного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Вышеуказанным постановлением установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона № 400-ФЗ применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список № 2 от 1956 г.);
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список № 2 от 1991 г.).
Списком № 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 разделом XXX «Транспорт» подразделами «Морской флот» и «Речной флот» предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение плавсостава судов (за исключением служебно - разъездных, пригородного и внутригородского сообщения); разделом XXIV «Пищевая промышленность» подраздел 17 «Добыча и обработка рыбы» предусмотрены должности плавсостава рыболовных, краболовных, китобойных, зверобойных, поисковых судов и флотилий, рефрижераторов - производственных, плавающих в океанах и морях: матросов, занятых ловом и обработкой рыбы, морзверя, крабов и морепродуктов.
Постановлением Совмина СССР от 16 апреля 1958 г. № 407 подраздел 17 дополнен следующими должностями плавсостава промысловых судов рыбной промышленности, приписанных к портам Камчатки, Курильских островов, Охотского побережья, Мурманской области, северной части Сахалина и к портам за Полярным кругом: капитаны, помощники капитанов (штурманы), старшины и их помощники и боцманы.
Поскольку спорные периоды работы, о льготном характере работы которых ставит вопрос в иске Коваленко В.Ю., относятся к периодам после 1 января 1992 года, то в данном случае необходимо руководствоваться Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
Подразделом 3 «Морской и речной флот» раздела XXXVIII «Транспорт» Списка N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 предусмотрено, что правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости пользуется машинная команда судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно- разъездных, пригородных и внутригородского сообщения), к числу которых относятся моториста всех наименований и машинисты всех наименований.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.
В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
В силу статьи 26 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, в состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна. К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи. Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам.
Пунктами 11, 12 Устава службы на судах Министерства речного флота РСФСР, утвержденного приказом Минречфлота РСФСР от 30 марта 1982 г. № 30, экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и лиц рядового состава. К командному составу относятся: капитан, первый помощник капитана (на судах загранплавания), штурманы (помощники капитана), помощники командира, помощник шкипера, механик и его помощники (второй, третий, четвертый механики), электромеханик (помощник механика по электрооборудованию) и его помощники, начальник радиостанции, а также лица, совмещающие указанные должности. К рядовому составу относятся все остальные члены экипажа.
Пунктом 3 Постановления № 665 предусмотрено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила № 516).
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта «а», абзаце третьем подпункта «б» и абзаце третьем подпункта «в» пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
Пунктом 4 Правил № 516 предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами (пункт 5).
В соответствии с пунктом 13 Правил № 516 периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.
Аналогичная норма содержится в пункте 112 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. № 590, согласно которой при назначении пенсий работникам водного транспорта полный навигационный период засчитывается за год работы.
В соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.
Навигация - это период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство. Продолжительность навигационного периода определяется в зависимости от климатических условий отдельных регионов страны, позволяющих осуществлять судоходные работы на водном транспорте.
Сроки начала и конца навигации применительно к замерзающим водным путям устанавливаются приказами территориальных органов государственных бассейновых управлений водных путей судоходства (ГБУПиС) с учетом местных климатических и гидрологических условий.
Если навигация, независимо от причин, отработана не полностью, то в стаж на соответствующих видах работ включаются все периоды работы, дающие право на досрочную страховую пенсию по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ по их фактической продолжительности в порядке, предусмотренном пунктом 5 Правил, то есть в календарном исчислении с включением периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.
Отработанный навигационный период на водном транспорте засчитывается в специальный стаж за год работы.
Как определено пункте 4 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как определено пункте 4 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (здесь и далее нормы Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 12 Федерального закона №27-ФЗ зарегистрированные лица вправе обращаться в органы Фонда для включения сведений о трудовой деятельности в свой индивидуальный лицевой счет за периоды работы до 1 января 2020 г., записи о которых содержатся в трудовой книжке. Сведения о трудовой деятельности за периоды работы до 1 января 2020 г. вносятся в раздел "Сведения о трудовой деятельности" согласно записям, содержащимся в трудовой книжке. В случае выявления несоответствия сведений о трудовой деятельности за периоды работы с 1 января 2002 г. сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, ранее учтенным на индивидуальном лицевом счете зарегистрированного лица, сведения за эти периоды работы включаются в раздел "Сведения о трудовой деятельности" с учетом результатов проверки их полноты и достоверности в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 14 Федерального закона №27-ФЗ зарегистрированное (застрахованное) лицо имеет право: в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Фонда или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд.
В свою очередь, в силу статьи 16 Закона №27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации (в настоящее время Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации) имеют право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, при изменении пенсионного законодательства Российской Федерации, при поступлении в орган Фонда сведений, не подлежащих представлению (корректировке) страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Фондом, сообщив об этом зарегистрированному лицу.
Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель АО «Судостроительно-судоремонтный завод им. Ленина» пояснял в судебном заседании, что оснований для отнесения выполняемой истцом работы к льготной с указанием соответствующего кода не имеется, поскольку плавдок № 679, где работал истец в должности моториста - машиниста не является портовым судном, либо судном, постоянно работающим в акватории порта, как и не является морским, речным судном, судном рыбного флота.
Представитель ответчика пояснила, что плавдок № 679 является сооружением технического флота, предназначен для подъема из воды судна, находящегося на плаву, его ремонта (или транспортировки) и спуска на воду. Данное техническое сооружение выводится на акваторию с помощью буксира, самоходным не является, работа на плавдоке не дает права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, поскольку плавдок не относится к судам служебно-вспомогательного флота, судам, постоянно работающим на акватории порта, равно как и к морским, речным судам и судам флота рыбной промышленности, исходя из специфики судоремонтного завода, являющего для истца работодателем.
Согласно письму АО «Судостроительно-судоремонтный завод им. Ленина» в ответ на обращение Коваленко В.Ю. о предоставлении ему справки, уточняющей льготный характер работы № от ДД.ММ.ГГГГ, работодатель отказал в подтверждении льготного стажа, поскольку льготный характер работы не подтвержден результатами специальной оценки условий труда. Кроме того, на основании свидетельства о годности к плаванию, выданного Российским речным регистром ДД.ММ.ГГГГ, плавучий док 679 имеет тип и назначение стоечное, для подъема и ремонта судов. На основании результатов внеочередного освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ плавучий док 679 имеет статус плавучего объекта. К судам служебно-вспомогательного флота и судам портового флота, постоянно работающим на акватории порта не относится.
В соответствии с картой аттестации рабочий мест по условиям труда № ПО, проведенной ДД.ММ.ГГГГ должность моториста (машиниста) Цеха вспомогательных средств - Док 679 не имеет права на досрочное назначение страховой пенсии.
На основании карты специальной оценки условий труда № от ДД.ММ.ГГГГ установлен 2 класс условий труда - допустимые, также отсутствует основание для досрочного назначения страховой пенсии. В связи с чем в выдаче льготной справки отказано.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что работодатель АО «Судостроительно-судоремонтный завод им. Ленина», предоставляя сведения о застрахованных лицах в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в оспариваемые истцом периоды, обоснованно не указал код льготы для включения указанных периодов Коваленко В.Ю. в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда. Тяжелые условия труда в должности моториста-машиниста плавдока не были подтверждены результатами проведенной аттестации рабочего места и в последующем специальной оценкой условий труда. Оснований не согласиться с их результатами у работодателя не имелось, при этом в силу статей 4, 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечивать проведение специальной оценки условий труда, не реже одного раза в пять лет. До этого законом на работодателя была возложена обязанность проведения аттестации рабочих мест.
Представленные ответчиком карта аттестации рабочего места по условиям труда моториста (машиниста) № ПО от ДД.ММ.ГГГГ карта специальной оценки условий труда моториста-машиниста (код 14718) № от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствуют об отсутствии у ответчика оснований для выдачи льготной справки и передачи в пенсионный орган сведений о корректировке индивидуального лицевого счета истца, поскольку компетентной комиссией не установлено право истца на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
С результатами оценки условий труда истец был ознакомлен под роспись, их не оспаривал, доказательств недостоверности результатов аттестации и специальной оценки условий труда истцом в материалы дела не представлено.
Письмами Нижне-волжского филиала Российского Классификационного общества № № от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ № № подтверждается, что вопрос отнесения судов к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения относится исключительно к компетенций судовладельца, исходя из вида использования судна судовладельцем. Согласно Правилам классификации и освидетельствования плавучих объектов, утверждённым ДД.ММ.ГГГГ, приказ 35-П, пункт 1.2.42 плавучие доки относятся к плавучим объектам, как несамоходные сооружения, не являющиеся судами. Плавучий док 679 находится на внутренних водных путях, установлен у берега на мертвых якорях. Классификационный учет судов, осуществляемый РКО, связан с внутренним учетов объектов классификации и оценкой их технического состояния и не содержит сведений о видах использования судов, их принадлежности, об отнесении к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения. Плавучие объекты не относятся к судам.
С учетом изложенного, сведения об отсутствии льготного стажа работы, представленные ответчиком в пенсионный орган являются достоверными, оснований для их корректировки не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Трусовского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 16 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 24 января 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Коваленко Владимира Юрьевича - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи И.И. Мотина
А.Р. Сиюхов