Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Юргамышский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Баязитовой О.Ю.,
с участием заместителя прокурора Скоробогатова А.Б.,
при секретаре Першиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Юргамыш Курганской области 14 марта 2018 года административное дело по административному иску администрации Юргамышского района Курганской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, Юргамышскому районному отделу судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Администрация Юргамышского района Курганской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к УФССП по Курганской области, Юргамышскому РО СП УФССП по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование требований указывает, что 6 июля 2017 года вступило в законную силу решение Юргамышского районного суда Курганской области о предоставлении Негодяевой Е.В. жилого помещения. 6 сентября 2017 года заместителем начальника отдела-заместителем старшего судебного пристава РО СП УФССП по Курганской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, в котором установлен пятидневный срок для добровольного исполнения. 17 января 2018 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. В 2017 году Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области объявлено шесть электронных аукционов по приобретению благоустроенных жилых помещений на территории Юргамышского района для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые признаны несостоявшимися. При анализе рынка недвижимости Юргамышского района выявлено отсутствие квартир, отвечающих санитарно-техническим требованиям и нормам. Администрацией Юргамышского поссовета рассмотрен вопрос о формировании земельных участков на территории р.п. Юргамыш, с возможностью подключения планируемых объектов к инженерной инфраструктуре, удовлетворяющей требованиям строительства многоквартирного жилого дома. В настоящее время сформировано два земельных участка, расположенных по адресу: <адрес>. Согласно Закона Курганской области от 5 октября 2007 года № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству», финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области. Решением Юргамышского районного суда на Правительство Курганской области возложена обязанность профинансировать предоставление жилья Негодяевой Е.В. Финансовые средства из областного бюджета для обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2017 году не поступали. Также указывает, что кредиторская задолженность администрации Юргамышского района составляет 3 655 940 рублей 53 копейки. Полагает, что заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава ОСП УФССП России по Курганской области не установлена вина должника, поскольку исполнение решения зависит от Правительства Курганской области. Возложение обязанности по уплате исполнительского сбора усугубит положение администрации Юргамышского района в финансовом плане. Просит освободить администрацию Юргамышского района от исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, наложенного постановлением заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава ОСП УФССП России по Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен своевременно и надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении административных исковых требований настаивал по изложенным в административном иске основаниям.
Заместитель прокурора Юргамышского район Скоробогатов А.Б. в судебном заседании разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Представители административных ответчиков УФССП России по Курганской области и Юргамышского РО СП УФССП по Курганской области в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежаще, письменных возражений не представили.
Представители заинтересованных лиц Правительства Курганской области, Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, Главного управления социальной защиты населения Курганской области в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежаще, просили рассмотреть дело без участия их представителей.
Заинтересованное лицо Негодяева Е.В., представитель заинтересованного лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежаще.
С учетом мнения прокурора Скоробогатова А.Б., суд определил, рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав мнение прокурора Скоробогатова А.Б., суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как установлено в судебном заседании, решением Юргамышского районного суда от 24 апреля 2017 года удовлетворен иск прокурора Юргамышского района в интересах Негодяевой Е.В. к администрации Юргамышского района. Суд обязал администрацию Юргамышского района Курганской области предоставить Негодяевой Е.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории п. Юргамыш Юргамышского района Курганской области, соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. метров, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 6 июля 2017 года решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации Юргамышского района Курганской области – без удовлетворения.
6 июля 2017 года решение вступило в законную силу.
27 июля 2017 года вступившее в законную силу решение и исполнительный лист направлены взыскателю.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела-заместителем старшего судебного пристава Юргамышского РО СП УФССП по Курганской области возбуждено исполнительное производство № должнику установлен срок для добровольного исполнения.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела-заместителем старшего судебного пристава Юргамышского РО СП УФССП по Курганской области вынесено постановление о взыскании с администрации Юргамышского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.Исполнительский сбор относится к мерам принуждения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, на что указано, в том числе в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. № 13-П.
Администрация Юргамышского района, согласно положениям Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования Юргамышского района, относится к органам местного самоуправления и в структуре указанных органов является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и осуществляет финансовую деятельность строго в рамках предусмотренного бюджетного финансирования, деятельность жестко ограниченную лимитами денежных средств, предусмотренных на определенные цели.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Из положений п. 1 ст. 3-1, п. 3 ст. 8 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 (в ред. от 29.12.2015 г. № 134) следует, что органы местного самоуправления осуществляют полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан, за счет средств бюджета Курганской области, передаваемых в муниципальную собственность.
Согласно информации МУ «Финансовый отдел администрации Юргамышского района» от 19 февраля 2018 года, в 2017 году из областного бюджета финансовые средства для обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в бюджет Юргамышского района не поступали.
Администрация Юргамышского района направляла письменные обращения в Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области с просьбой приобрести жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений в Юргамышском районе для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но решений принято не было.
По состоянию на 20 января 2018 года кредиторская задолженность администрации Юргамышского района составляет 3 655 940 рублей 53 копейки, в том числе по начислению во внебюджетные фонды в размере 2 607 410 рублей 68 копеек.
В 2017 году Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области в целях исполнения судебных актов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было объявлено 6 электронных аукционов по приобретению благоустроенных жилых помещений на территории р.п. Юргамыш для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все аукционы признаны несостоявшимися.
Согласно информации администрации Юргамышского поссовета от ДД.ММ.ГГГГ, сформировано два земельных участка, расположенных по адресу: <адрес>, с разрешенным видом использования: для размещения среднеэтажного жилого дома. В настоящее время проводятся работы по выдаче технических условий и информации о плате за присоединение объектов капитального строительства сетям инженерно-технического обеспечения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что администрацией Юргамышского района принимались и принимаются необходимые меры и усилия для исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений, но фактически исполнить требования исполнительного документа в столь короткий срок для добровольного исполнения, как предусмотрено ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», не представляется возможным по ряду объективных причин.
В силу ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В установленный для добровольного исполнения решения суда срок, администрацией Юргамышского района Негодяевой Е.В. не было предоставлено жилое помещение по договору найма жилого помещения специализированного жилого фонда соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное в п. Юргамыш Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м., благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, поскольку в бюджете Юргамышского района отсутствовали денежные средства. В бюджете не заложены финансовые расходы на приобретение жилого помещения Негодяевой Е.В. Вина администрации Юргамышского района в не поступлении финансирования для приобретения жилья отсутствует.
Таким образом, суд считает взыскание исполнительского сбора с административного истца при отсутствии его вины необоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 14, 62, 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск администрации Юргамышского района Курганской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, Юргамышскому районному отделу судебных приставов УФССП по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора – удовлетворить.
Освободить администрацию Юргамышского района от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, взысканного в рамках исполнительного производства № постановлением заместителем начальника отдела-заместителя старшего судебного пристава Юргамышского отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Юргамышский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья О.Ю. Баязитова