Решение по делу № 2а-135/2018 от 17.04.2018

Дело № 2а-135/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2018 года п. Домбаровский

Домбаровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Илясовой Т.В.,

при секретаре Котельниковой О.В.,

с участием административного ответчика Руденко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 9 по Оренбургской области к Руденко Н.С. о взыскании задолженности по земельному налогу,

установил:

МИФНС России № 9 по Оренбургской области обратилось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Руденко Н.С., указав, что в налоговый период 2015 года за ответчиком было зарегистрировано право собственности на земельные участки, а, следовательно, он является налогоплательщиком земельного налога. На основании пункта 2 статьи 387 НК РФ, Положений «О земельном налоге», утвержденных Советами депутатов муниципальных образований Оренбургской области, налоговым органом исчислен земельный налог с физического лица, который Руденко Н.С. должна уплатить в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом 2015 года. Однако до установленного срока ответчик не уплатила исчисленную налоговым органом сумму земельного налога, в вязи с чем на основании статей 72, 75 НК РФ ей была начислена пеня за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога по ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, и направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 16.12.2016 года До настоящего времени требования остались не исполненными в полном объеме, срок добровольной уплаты истек. Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, но от Руденко Н.С. поступили возражения относительно исполнения выданного судебного приказа. Судебный приказ был отменен.

В связи с указанными обстоятельствами административный истец просит взыскать с Руденко Н.С. задолженность по земельному налогу в размере 2 574 рублей.

В судебное заседание представитель административного истца МИФНС России № 9 по Оренбургской области не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Суду представил заявление, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Административный ответчик Руденко Н.С. в судебном заседании расчет заявленной административным истцом суммы налога не оспаривала. Возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что сумма по налоговому уведомлению от 29 июля 2016 года ею оплачена. В обоснование своих доводов представила чеки за 2013, 2015 и 2016 года.

Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.

Заслушав административного ответчика и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В силу части 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно части 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На основании пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований

В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии частью 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Судом установлено, что в налоговый период 2015 года за Руденко Н.С. числились следующие земельные участки:

- кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>. Дата возникновения собственности – ДД.ММ.ГГГГ;

- кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, в центральный части кадастрового квартала , дата возникновения права собственности – ДД.ММ.ГГГГ, доля в праве – <данные изъяты>, дата отчуждения – ДД.ММ.ГГГГ;

кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, в восточной части кадастрового квартала , дата возникновения права собственности – ДД.ММ.ГГГГ, доля в праве – <данные изъяты>, дата отчуждения – ДД.ММ.ГГГГ;

кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, дата возникновения права собственности – ДД.ММ.ГГГГ, доля в праве – <данные изъяты>, дата отчуждения – ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела усматривается, что Руденко Н.С. направлялось налоговое уведомление о необходимости уплаты земельного налога за 2015 год, но оно было оставлены ответчиком без внимания, налог оплачен не был.

МИФНС России № 9 по Оренбургской области выставляла Руденко Н.С. требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 16 декабря 2016 года . Установлен срок для уплаты налога до 07 февраля 2017 года, однако данные требования ответчиком также остались неисполненными.

Требования об уплате налога было выставлено и направлено налогоплательщику в порядке ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что установленный срок для добровольного исполнения требования об уплате налога истек, административным ответчиком Руденко Н.С. добровольно указанное требование до настоящего времени не исполнено.

Суд не может принять во внимание доводы Руденко Н.С. об оплате ею суммы земельного налога по налоговому уведомлению от 29 июля 2016 года , поскольку из представленных последней в обоснование своих доводов квитанций следует, что платежи производились до направления в ее адрес налоговым органом указанного уведомления и в счет погашения задолженности по земельному налогу, взысканной за предыдущие налоговые периоды на основании судебных приказов от 05 мая 2015 года и 20 июня 2016 года.

Вместе с тем, суд не находит правовых оснований для взыскания с Руденко Н.С. налоговой задолженности ввиду следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Согласно пункту 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии с частью 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Пунктом 2 статьи 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Судом установлено, что административным истцом заявлено требование об уплате задолженности по земельному налогу в размере 2574 рублей.

Из материалов дела следует, что административный истец ранее обращался с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании указанной сумм в порядке приказного производства.

Из представленного по запросу суда гражданского дела по заявлению МИФНС № 9 по Оренбургской области о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по земельному налогу следует, что с таким заявлением налоговый орган обратился к мировому судье 31 октября 2017 года.

В этот же день мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Руденко Н.С. в пользу МИФНС № 9 по Оренбургской области задолженности по земельному налогу в сумме 3623 рублей и пени в сумме 16 рублей 91 копейки.

Впоследствии по заявлению административного ответчика судебный приказ определением мирового судьи от 17 ноября 2017 года отменен.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения налогового органа в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по налогу.

Согласно требованию от 16 декабря 2016 года срок уплаты налога установлен до 07 февраля 2017 года.

Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 48 НК РФ налоговый орган должен был обратиться с заявлением о вынесении судебного приказа в срок до 07 августа 2017 года, однако обратился в суд только 31 октября 2017 года, то есть с пропуском установленного законом шестимесячного срока.

Ходатайство о восстановлении срока для подачи искового заявления на взыскание земельного налога в принудительном порядке, административным истцом не заявлялось.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 22 марта 2012 года N 479-0-0, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.

Несоблюдение налоговой инспекцией срока подачи административного искового заявления, предусмотренного ч. 2 ст. 286 КАС РФ в соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При таких обстоятельствах, учитывая, что на дату обращения в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскании недоимки с Руденко Н.С. налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание налога в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствие оснований для удовлетворения административного искового заявления МИФНС России № 9 по Оренбургской области.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 9 по Оренбургской области к Руденко Н.С. о взыскании задолженности по земельному налогу – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Оренбургский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Т.В. Илясова

Решение в окончательной форме изготовлено 04 июня 2018 года.

Судья подпись Т.В. Илясова

2а-135/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Оренбургской области
Ответчики
Руденко Наталья Сергеевна
Суд
Домбаровский районный суд Оренбургской области
Дело на странице суда
dombarovsky.orb.sudrf.ru
01.05.2020Регистрация административного искового заявления
01.05.2020Передача материалов судье
01.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
01.05.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.05.2020Судебное заседание
01.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.05.2020Дело оформлено
01.05.2020Дело передано в архив
30.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее