к делу № 2а-185/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 января 2022 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Зубкова Г.А.,
при секретаре судебного заседания Бешуковой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по РА по РА к Пасхалян Смбату Захаровичу о взыскании недоимки по налогам и пени,
У С Т А Н О В И Л :
Управление Федеральной налоговой службы по РА обратилось в суд с административным иском к Пасхалян Смбату Захаровичу о взыскании недоимки по налогам и пени. В обоснование указав, что физическому лицу Пасхалян С.З. исчислен и предъявлен к уплате транспортный налог за 2019г. в размере 350 768 руб.
Так, по данным ГИБДД МВД РА за административным ответчиком зарегистрированы транспортные средства: ВАЗ 2109 регистрационный номер м 939оо01, самолет RA- 33027, самолет RA-17886. Однако суммы налогов, исчисленные к уплате, в установленный законом срок налогоплательщиком не уплачены.
Просит суд взыскать с Пасхалян С.З. сумму недоимки по транспортному налогу в размере 350 768 руб.; по пени в размере 1 093,23 руб.
Стороны в судебное заседание не явились, надлежаще уведомлены о времени и месте проведения судебного заседания.
Изучив доводы административного иска, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Из п.1, п.3 ст.363 НК РФ усматривается, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 настоящего Кодекса. Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу ст.3 Закона Республики Адыгея от 28 декабря 2002 г. N 106 "О транспортном налоге" уплата транспортного налога производится налогоплательщиками ежегодно по месту нахождения транспортных средств. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, уплачивают сумму транспортного налога не позднее 10 ноября календарного года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 1 статья 3 НК РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Как предусмотрено п.1 ст.346.11 НК РФ, Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Согласно п.1 ст.346.12 НК РФ, налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
В соответствии со статьей 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).
В соответствии с п.3 ст.346.11 НК РФ установлено, что применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.
В силу того, что в соответствии с законодательством РФ воздушные суда являются недвижимым имуществом, и поскольку административный ответчик является плательщиком налога по упрощенной системе налогообложения, а воздушные суда используются в предпринимательской деятельности, то они исходя из положений ст.346.11 НК РФ освобождены от уплаты налога на имущество используемого в предпринимательской деятельности.
Кроме того, принадлежащие административному ответчику воздушное средство не является объектами налогообложения по транспортному налогу в виду следующего:
Статьей 356 НК РФ установлено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В п.1 ст.358 НК РФ указано, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пп.4 п.2 выше указанной статьи определено, что не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
Как установлено судом, в обоснование своих требований административным истцом приложено налоговое уведомление № 20949322 от 01.09.2020г. об уплате транспортного налога на транспортные средства: ВАЗ 2109, г/н №, самолет RA-33027, самолет RA-17886, на общую сумму 200 640 руб.
Однако, как усматривается из решения Майкопского городского суда от 17.01.2019 года по делу №2а-558/2019, данным решением был удовлетворен административный иск Мазякина Александра Ивановича, Филина Владимира Петровича, Пасхалян Смбата Захаровича и Оганесян Амаяка Мишевича к Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Республике Адыгея о признании незаконным требования об уплате налога. В том числе, указанным решением признано незаконным налоговое уведомление №48211112 от 31.08.2017г.
Из ч.1 ст.62 КАС РФ усматривается, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Частью 4 статьи 289 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Административный истец ссылается на наличие у административного ответчика задолженности по уплате транспортного налога и пени.
Однако, достоверных и достаточных доказательств наличия задолженности, учитывая вынесенное Майкопским городским судом решение от 17.01.2019 года по делу №2а-558/2019, административным истцом суду не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая недоказанность наличия у Пасхалян С.З. задолженности по уплате налогов и пени, основания для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей отсутствуют.
Кроме того, поскольку выполняемые административным ответчиком авиационно-химические работы, не является лицензионным видом деятельности, но при этом подразумевает под собой перевозку грузов в виде минеральных удобрений, то данное обстоятельство также является самостоятельным основанием для освобождения от уплаты налога на воздушные судна.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной налоговой службы по РА по РА к Пасхалян Смбату Захаровичу о взыскании недоимки по налогам и пени - отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца.
Председательствующий: подпись Г.А.Зубков
Уникальный идентификатор дела 01RS0004-01-2021-008685-77
Подлинник находится в материалах дела № 2а-185/2022 в Майкопском городском суде Республики Адыгея.