Дело №2а-680/2018
именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Рузаевка 8 июня 2018 г.
Рузаевский районный суд Республики Мордовия
в составе судьи Ханиной Л.В.
при секретаре Зобниной Я.В.,
с участием в деле: помощника Рузаевского межрайонного прокурора Сюбаева Р. И.,
представителя административного истца – Министерства внутренних дел по Республике Мордовия Кондратьевой И. В., действующего на основании доверенности №40/46 от 8 декабря 2017 г.,
административного ответчика – <данные изъяты> Сафарова Ф. Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства внутренних дел по Республике Мордовия к Сафарову Ф. Ф. о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение,
установил:
Министерство внутренних дел по Республике Мордовия (далее - МВД по Республике Мордовия) обратилось в суд с административным иском о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение по тем основаниям, что МВД по Республике Мордовия на основании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 25.04.2014 г. № 1727-рн о нежелательности пребывания в Российской Федерации <данные изъяты> Сафарова Ф.Ф., принято решение о его депортации из Российской Федерации. Сафаров Ф.Ф., подлежащий депортации, 6 июня 2018 г. освобожден по отбытии срока наказания. В связи с этим, и поскольку пребывание Сафарова Ф.Ф. на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, в целях защиты прав и законных интересов других лиц, просит принять решение о помещении <данные изъяты> Сафарова Ф.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в специальное учреждение на срок до трех месяцев, то есть до 6 сентября 2018 г.
В судебном заседании представитель административного истца – МВД по Республике Мордовия по доверенности Кондратьева И.В., административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям и просила удовлетворить.
Административный ответчик – <данные изъяты> Сафаров Ф.Ф. административный иск фактически не признал, с решениями о нежелательности его пребывания в Российской Федерации и депортации ознакомлен, считает, что может покинуть территорию Российской Федерации самостоятельно.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, суд удовлетворяет административный иск по следующим основаниям.
Судом установлено, что приговором Нагатинского районного суда г. Москвы от 25 ноября 2011 г. Сафаров Ф.Ф. осужден за совершение преступлений, предусмотренных <данные изъяты>, на основании части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 7 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
25 апреля 2014 г. Министерство юстиции Российской Федерации, рассмотрев документы осужденного Р.М.М., распоряжением № 1727-рн, в соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» признало пребывание (проживание) в Российской Федерации <данные изъяты> Сафарова Ф.Ф. нежелательным сроком до 06.06.2024 г.
20 ноября 2017 г. МВД по Республике Мордовия принято решение о депортации из Российской Федерации <данные изъяты> Сафарова Ф.Ф. ДД.ММ.ГГГГ рождения, с которым Сафаров Ф.Ф. ознакомлен под роспись 07 июня 2018 г.
Распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) <данные изъяты> Сафарова Ф.Ф. в Российской Федерации и решение о его депортации из Российской Федерации не отменены и не признаны незаконными.
6 июня 2018 г. Сафаров Ф.Ф. освобожден из мест лишения свободы по отбытии срока наказания и на основании решения МВД по Республике Мордовия помещен в специальное учреждение Центр временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Республике Мордовия, предназначенный для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, расположенном по адресу: <адрес>, на срок, не превышающий 48 часов.
Сафаров Ф.Ф. при себе имеет внутренний документ <данные изъяты>, однако документ, удостоверяющий его личность, необходимый для пересечения государственной границы Российской Федерации у него отсутствует.
Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с закрепленным в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации состоит из Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и иных федеральных законов (статья 3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
В силу части четвертой статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 г. №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».
Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Под депортацией в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом (часть 5 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда (пункт 12 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Согласно пункту 9 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Административный ответчик, в отношении которого принято решение о депортации, не является гражданином Российской Федерации, в материалах дела содержатся сведения о его гражданской принадлежности <данные изъяты>, и пока не установлено иное, административный ответчик признается <данные изъяты>.
Принимая во внимание, что в отношении административного ответчика федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, вынесено решение о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции принято решение о его депортации, которые не отменены и не признаны незаконными, с заявлением об оспаривании решений о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации и о депортации административный ответчик не обращался, что подтверждается его объяснениями в судебном заседании, а также учитывая отсутствие у административного ответчика законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, наличие судимости за совершение умышленного преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, суд признает административный иск о помещении административного ответчика, подлежащего депортации, в специальное учреждение обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Помещение административного ответчика, подлежащего депортации, в специальное учреждение основано на федеральном законе и обусловлено значимой и законной целью.
Пункт 9 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривает, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, что согласуется с подпунктом «f» пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
В соответствии с частью 2 статьи 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в мотивировочной части решения, которым удовлетворено административное исковое заявление, должен быть также установлен и обоснован разумный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении, а в резолютивной части - конкретный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении.
Таким образом, действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого принято решение о депортации, в специальном учреждении, и лицо, в отношении которого принято решение о депортации, не может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специальном учреждении.
Данная правовая позиция согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25 сентября 2014 г. №1830-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Басиашвили Ш.З. на нарушение его конституционных прав положениями статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Принимая во внимание объём мероприятий, которые необходимо осуществить территориальному органу федерального органа исполнительной власти в сфере миграции для исполнения решения о депортации <данные изъяты> Сафарова Ф.Ф., и поскольку суду представлены доказательства наличия обстоятельств, влекущих необходимость помещения административного ответчика в специальное учреждение на срок до трех месяцев, суд исходя из установленных обстоятельств, объяснений представителя административного истца, из которых следует, что исполнение решения о депортации административного ответчика, возможно в срок до трех месяцев, а также в целях обеспечения права иностранного гражданина на свободу и личную неприкосновенность, судебного контроля за правомерностью пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении, принимает решение о помещении <данные изъяты> Сафарова Ф.Ф., в специальное учреждение до 6 сентября 2018 г.
Довод административного ответчика о самостоятельной возможности покинуть территорию Российской Федерации не принимаются судом во внимание, поскольку противоречат осуществлению процедуры депортации в отношении депортируемого лица.
Государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, взысканию с административного ответчика в порядке статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административный иск Министерства внутренних дел по Республике Мордовия удовлетворить.
Поместить <данные изъяты> Сафарова Ф. Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в центр временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Республике Мордовия, предназначенный для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, расположенный по адресу: <адрес>, на срок до 6 сентября 2018 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы и представления через Рузаевский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий Л.В. Ханина.
Решение суда в окончательной форме принято 8 июня 2018 года.