Решение по делу № 33а-528/2021 от 16.02.2021

Судья Воронова О.Е. Дело №33а-528/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«10» марта 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе

председательствующего Зиновьевой О.Н.,

судей Пелевиной Н.В., Ивковой А.В.

при секретаре Патемкиной Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (№ 2а-1264/2020, УИД 44RS0028-01-2020-001571-44) по апелляционной жалобе представителя администрации Костромского муниципального района Костромской области Марьина Д.Б. на решение Костромского районного суда Костромской области от 21 декабря 2020 года, которым административные исковые требования Соловьева Александра Владимировича удовлетворены частично; признано незаконным решение администрации Костромского муниципального района Костромской области, выраженное в письме от 31 августа 2020 года № 7238з об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке; на администрацию Костромского муниципального района возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Соловьева Александра Владимировича от 17 августа 2020 года и принять решение по вопросу выдачи разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства; на администрацию Костромского муниципального района Костромской области сообщить в суд и административному истцу об исполнении решения по настоящему административному делу в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; в остальной части административных исковых требований Соловьеву Александру Владимировичу отказано.

Заслушав доклад судьи Пелевиной Н.В., выслушав объяснения административного истца Соловьева А.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Соловьев А.В. обратился в суд с административным иском к администрации Костромского муниципального района Костромской области, в котором просил признать незаконным отказ в удовлетворении заявления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и обязать административного ответчика предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства относительно земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

В обоснование иска указал, что, являясь собственником указанного земельного участка, 17 августа 2020 года обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства жилого дома на данном земельном участке, однако письмом ответчика от 31 августа 2020 года № 7238 ему в выдаче такого разрешения отказано со ссылкой на статью 40 ГрК РФ. Считает данный отказ необоснованным, принятым по формальным основаниям, не соответствующим фактическим обстоятельствам, нарушающим его права на полноценное владение и пользование принадлежащим ему имуществом, поскольку исключает введение в эксплуатацию жилого дома, возведенного на принадлежащем ему земельном участке.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Минского сельского поселения Костромского муниципального района.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации Красносельского муниципального района Костромской области Марьин Д.Б. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что судом при удовлетворении административного иска не учтено, что размеры принадлежащего Соловьеву А.В. земельного участка соответствуют градостроительному регламенту для соответствующей территориальной зоны, неблагоприятных характеристик для осуществления жилищного строительства земельный участок не имеет, поэтому предусмотренных частью 1 статьи 40 ГрК РФ оснований для обращения за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства у административного истца не имелось. Принимая решение по делу, суд не принял во внимание представленный администрацией района градостроительный план земельного участка, утвержденный в 2013 году, на котором указаны размеры отступов от границ земельного участка и место допустимого размещения жилого дома, и не учел, что получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства должно предшествовать строительству объекта капительного строительства, а обращение за таким разрешением после возведения объекта без получения разрешения на строительства или направления уведомления о планируемом строительстве противоречит статьям 51, 51.1 ГрК РФ. Статьи 39-40 ГрК РФ не предусматривают обязанности принятия положительного решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства исключительно в зависимости от соблюдения процедуры организации публичных слушаний и результатов данных слушаний, так как органы управления муниципальным образованием представляют интересы всех жителей муниципального образования применительно к решению вопросов местного значения, в связи с чем вопрос о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения решается органами местного самоуправления исходя из соблюдения баланса интересов населения всего муниципального образования в целом. Согласно части 6.1 статьи 40 ГрК РФ при наличии на земельном участке уже построенного с нарушениями градостроительных регламентов объекта капитального строительства предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства запрещено. При таких обстоятельствах у администрации района не было оснований для проведения публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, рассмотрев дело в отсутствие представителей административного ответчика и заинтересованного лица, извещенных о времени и месте судебного заседания и не просивших о его отложении, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 1).

Правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов (часть 1.1).

Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения (часть 3).

Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 7).

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 11 ноября 2019 года Соловьев А.В. является собственником земельного участка площадью 1580 кв.м с кадастровым номером по адресу: <адрес> который ранее находился в собственности Соловьевой Г.А. и имел адрес «<адрес> <адрес>

Постановлением главы Костромского муниципального района от 24 января 2013 года № 47 был утвержден градостроительный план указанного земельного участка, согласно чертежу которого минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения строений, за пределами которых запрещено строительство индивидуального жилого дома, составляют 3-5 метров (л.д.30-34).30 января 2013 года главой Костромского муниципального района Соловьевой Г.А. выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке сроком действия до 30 января 2023 года (л.д.29).

02 декабря 2019 года Соловьев А.В. обратился в администрацию Костромского муниципального района с уведомлением об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке (л.д. 40-43).

06 декабря 2019 года администрация Костромского муниципального района направила в адрес Соловьева А.В. уведомление № 08/2019 о несоответствии построенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности, в котором указала, что размещение объекта ИЖС не соответствует параметрам разрешенного строительства, установленным Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Совета депутатов Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от 29 июля 2013 года № 31 (ред. 25 января 2018 года № 9) в части нарушения минимальных отступов от границ земельного участка. В соответствии с Правилами землепользования и застройки минимальные отступы от границ земельного участка до жилого дома – 3 метра. Согласно техническому плану здания от 29 ноября 2019 года, подготовленному кадастровым инженером Кижикиной О.В., отступ от северной границы земельного участка до жилого дома составляет менее 3 м (1,53 м, 2,58 м), выступающая часть первого этажа жилого дома находится непосредственно на границе земельного участка (л.д. 38-39).

17 августа 2020 года Соловьев А.В. обратился в администрацию Костромского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, приложив к нему схему планировочной организации земельного участка и пояснительную записку, в которой указал, что земельный участок имеет сложную конфигурацию в связи с нахождением с северной стороны участка оврага; существующий жилой дом возведен на частях существовавших ранее фундаментов жилого дома с подсобными помещениями; в выступающей части жилого дома расположено газовое оборудование, размещенное в ней в связи с техническими особенностями оборудования, необходимого для функционирования жилого дома; и просил минимальный отступ с северо-восточной стороны земельного участка от т.А до т.Б принять 1,53 м до границы земельного участка, минимальный отступ с северо-восточной стороны земельного участка от т.Б до т.В принять по границе земельного участка, отступ с северо-восточной стороны земельного участка от т.В до т.Г принять 2,58 м до границы земельного участка (л.д.79-82).

Письмом и.о. главы Костромского муниципального района Костромской области Киселева И.К. от 31 августа 2020 года № 7238з Соловьеву А.В. в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером отказано в связи с тем, что конфигурация и размеры земельного участка позволяют обеспечить нормативы, предусмотренные градостроительным регламентом (л.д. 46-47).

Не согласившись с данным решением, Соловьев А.В. обратился в суд с настоящим административным иском.

Разрешая заявленные Соловьевым А.В. требования и удовлетворяя их в части признания оспариваемого решения незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией Костромского муниципального района не соблюдена процедура принятия оспариваемого решения, а именно – по поставленному в заявлении административного истца вопросу не проведены общественные обсуждения или публичные слушания, с учетом результатов которых должно приниматься соответствующее решение.

Судебная коллегия с выводом суда соглашается.

Процедура рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции регламентирована статьей 40 Градостроительного кодекса РФ, которой предусмотрено, что заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения (часть 3); проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подготавливается в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении такого разрешения и подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (часть 4); на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия в течение пятнадцати рабочих дней со дня окончания таких обсуждений или слушаний осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5); глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 6).

Приведенные законоположения свидетельствуют о том, что окончательное решение по вопросу о выдаче правообладателю земельного участка разрешения на отклонение от предельно допустимых параметров строительства принимается по итогам публичных слушаний.

Между тем из материалов дела следует и никем из участвующих в деле лиц не оспаривалось, что административным ответчиком публичные слушания или общественные обсуждения по поставленному административным истцом вопросу не проводились.

    В этой связи вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение принято с нарушением порядка его принятия, является правильным.

Так как оспариваемое решение принято административным ответчиком без соблюдения установленного порядка, суд правомерно признал его незаконным и возложил на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Соловьева А.В. и принять соответствующее решение.

Доводы апелляционной жалобы о том, что проведения публичных слушаний для принятия решения по заявлению Соловьева А.В. не требовалось, основаны на ошибочном толковании законодательства, а потому не могут повлечь отмену состоявшегося по делу судебного решения.

В силу части 4 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ публичные слушания не проводятся только в случае, предусмотренном частью 1.1 этой же статьи, то есть в случае обращения правообладателя земельного участка за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов.

К такому случаю обращение Соловьева А.В. не относится.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда постановлено при верном применении норм материального и процессуального права, выводы суда не противоречат установленным по делу обстоятельствам, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Костромского районного суда Костромской области от 21 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромского муниципального района Костромской области Марьина Д.Б. – без удовлетворения.

На судебные акты может быть подана кассационная жалоба во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-528/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Соловьев Александр Владимирович
Ответчики
Администрация Костромского муниципального района
Другие
Емельянов Александр Александрович
Суд
Костромской областной суд
Судья
Пелевина Наталья Витальевна
Дело на сайте суда
oblsud.kst.sudrf.ru
17.02.2021Передача дела судье
10.03.2021Судебное заседание
02.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2021Передано в экспедицию
10.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее