К делу № 2-2628/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 сентября 2024 года г.Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - судьи Хуаде А.Х.,
при секретаре судебного заседания Чеужевой Т.А.,
с участием истца помощника Теучежского межрайонного прокурора Республики Адыгея Марчук Е.А.,
представителей ответчика ООО «ЭкоЦентр» по доверенности Хапсироковой П.С. и Френкель И.Я.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, администрации МО «Тлюстенхабльское городское поселение» по доверенности Хачмамук Ш.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Теучежского межрайонного прокурора Республики Адыгея Елфимова Г.А. в защиту интересов неопределенного круга лиц к Адыгейскому филиалу ООО «ЭкоЦентр» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Теучежский межрайонный прокурор Республики Адыгея обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Адыгейскому филиалу ООО «ЭкоЦентр» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства и произвести перерасчет оплаты за вывоз твердых коммунальных отходов. В обоснование иска указано, что в ходе проведенной прокурорской проверки по обращению Политовой А. было установлено, что в нарушение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № периодичность вывоза ТКО в МО «Тлюстенхабльское городское поселение» не соблюдается.
Так, в соответствии с графиком вывоза ТКО в МО «Тлюстенхабльское городское поселение» вывоз ТКО с частных домовладений осуществляется 1 раз в неделю по субботам, что не соответствует требованиям Правил № 354 и СанПиН 2.1.3684-21.
В ходе проверки установлено, что ООО «Экоцентр» не соблюдается утвержденный график вывоза ТКО в МО «Тлюстенхабльское сельское поселение».
В период с ноября 2023 по январь 2024 ООО «Экоцентр» систематически не осуществлялся вывоз ТКО с территории пгт. Тлюстенхабль, при этом гражданам производилось начисление платы за полностью предоставленную услугу.
С целью устранения указанных нарушений закона межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ директору Адыгейского филиала ООО «Экоцентр» внесено представление, которое рассмотрено. Однако выявленные нарушения не устранены, гражданам перерасчет оплаты за вывоз ТКО в соответствии с фактически оказанным размером услуг в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не произведен.
ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой в отношении Адыгейского филиала ООО «Экоцентр» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ - нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.
По результатам рассмотрения постановлением Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ Адыгейский филиал ООО «Экоцентр» привлечен к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.
Таким образом, факт некачественного оказания населению МО «Тлюстенхабльское городское поселение» услуг по вывозу ТКО подтверждается вышеуказанным постановлением о привлечении Адыгейского филиала ООО «Экоцентр» к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ.
Просит обязать Адыгейский филиал ООО «Экоцентр» устранить выявленные нарушения законодательства и произвести перерасчет оплаты за вывоз твердых коммунальных отходов гражданам, проживающим в <адрес>, в соответствии с фактически оказанным размером услуги в период с 25.11.2023 по 27.01.2024.
В судебном заседании помощник Теучежского межрайонного прокурора Республики Адыгея Марчук Е.А. поддержала исковые требования, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представители ответчика ООО «ЭкоЦентр» Хапсирокова П.С. и Френкель И.Я. возражали против удовлетворения исковых требований прокурора, просили отказать в их удовлетворении. Представили письменный отзыв на исковое заявление, в котором, ссылаясь на Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с ТКО, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, указывает, что действующим законодательством не предусмотрена императивная норма, регламентирующая периодичность вывоза бестарным методом (без накопления) ТКО. В связи с чем, график вывоза ТКО установлен и соблюдается ООО «ЭкоЦетнр» с учетом требований СанПиН и Правил № 354.
Представитель третьего лица администрации МО «Тлюстенхабльское городское поселение» Хачмамук Ш.Н. исковые требования прокурора поддержал, просил их удовлетворить.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, оценив их относимость, допустимость и достоверность, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ.
В силу требований статьи 45 Гражданского процессуального кодекса России прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 12 Гражданского кодекса России в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно положениям статьи 150 Гражданского кодекса России жизнь и здоровье отнесены к нематериальным благам, подлежащим защите в соответствии с указанным кодексом.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» основным принципом охраны окружающей среды является запрещение деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
В соответствии со ст. 51 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
Согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее - Правила N 1156), потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п. 9); в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Порядок предоставления коммунальных услуг определяется Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354).
В силу требований абз. «а» п. 148 (22) Правил № 354 региональный оператор обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.При этом в соответствии с абз. «е» п. 148 (22) Правил № 354 региональный оператор обязан принимать в порядке и в сроки, которые установлены настоящими Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя.
Согласно п. 17 Приложения № 1 Правил № 354 требованием к коммунальной услуге по обращению с ТКО является обеспечение своевременного вывоза несортированных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре + 5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше + 5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше + 5 °C.
Аналогичные требования к сроку временного накопления несортированных ТКО определены пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
График вывоза несортированных ТКО должен быть рассчитан таким образом, при котором исполнителем коммунальной услуги соблюдаются требования подпункта «а» пункта 148(22) Правил № 354 в части предоставления потребителю коммунальной услуги по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества и при этом не нарушается режим вывоза, определенный пунктом 17 приложения № 1 к Правилам № 354.
Таким образом, региональный оператор обязан соблюдать требования пункта 17 Приложения № 1 к Правилам № 354, касающиеся периодичности вывоза ТКО независимо от того, осуществляется вывоз с площадок накопления ТКО или бестарным способом, а также самостоятельно или с привлечением третьих лиц.
Как установлено судом и следует из материалов дела, межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Политовой А. по вопросу исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в ходе которой в деятельности ООО «Экоцентр» выявлены нарушения.
В ходе проверки установлено, что ООО «Экоцентр» не соблюдается утвержденный график вывоза ТКО в МО «Тлюстенхабльское сельское поселение».
Согласно данным ГЛОНАСС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Экоцентр» не осуществлялся, либо осуществлялся с нарушением установленного графика, вывоз ТКО со следующих улиц в пгт. Тлюстенхабль:
25.11.2023, 02.12.2023, 09.12.2023, 23.12.2023, 30.12.2023 не осуществлен вывоз по <адрес>; 06.01.2024 (07.01.2024) не осуществлен выезд по <адрес>; 13.01.2024 не осуществлен выезд по <адрес>; 20.01.2024 не осуществлен выезд <адрес> <адрес>, <адрес>; 27.01.2024 не осуществлен выезд <адрес>.
В соответствии с информацией администрации МО «Тлюстенхабльское городское поселение» случаи не вывоза ТКО также зафиксированы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес>.
Постановлением ДД.ММ.ГГГГ Теучежского межрайонного прокурора Республики Адыгея Елфимова Г.А. возбуждено производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – ООО «ЭкоЦентр», предусмотренное ст. 7.23 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ директору Адыгейского филиала ООО «Экоцентр» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Однако выявленные нарушения не устранены, гражданам перерасчет оплаты за вывоз ТКО в соответствии с фактически оказанным размером услуг в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не произведен.
Из ответа директора филиала ООО «ЭкоЦентр» Алибердова Н.Р. от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что сбоев и срывов графика вывоза ТКО Региональным оператором не зафиксировано, в подтверждение надлежащей работы представлены сведения с системы спутниковой навигации ГЛОНАСС.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, в период с ноября 2023 года по январь 2024 года обязанности ответчиком по вывозу мусора выполнены ненадлежащим образом. Сведения спутниковой навигации ГЛОНАСС не соответствуют сведениям, представленным прокурором,при подачи иска.
Также факт неоднократного нарушения графика вывозы ТКО в пгт. Тлюстенхабль подтверждается ответом начальника Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда по Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого следует, что доводы заявителя Политовой А. нашли свое подтверждение в виде срыва ООО «ЭкоЦентр» графика вывоза ТКО.
Данные обстоятельства также подтвердились в судебном заседании показаниями представителя третьего лица администрации МО «Тлюстенхабльское городское поселение» Хачмамук Ш.Н., который пояснил, что жалобы от жителей продолжаются по настоящее время.
Кроме этого, по результатам рассмотрения постановлением Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ Адыгейский филиал ООО «Экоцентр» привлечен к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, проанализировав вышеуказанные разъяснения закона, суд приходит к выводу о том, что факт некачественного оказания населению МО «Тлюстенхабльское городское поселение» услуг по вывозу ТКО доказан.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным удовлетворить заявленные прокурором требования в виде возложения на ответчика обязанностиустранить выявленные нарушения законодательства и произвести перерасчет оплаты за вывоз твердых коммунальных отходов.
На основании ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает ответчику срок для исполнения действий, к которым он обязан по решению суда. С учетом проведения необходимых мероприятий, суд полагает возможным установить срок 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статями194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования Теучежского межрайонного прокурора Республики Адыгея Елфимова Г.А. в защиту интересов неопределенного круга лиц к Адыгейскому филиалу ООО «ЭкоЦентр» о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать Адыгейский филиал ООО «Экоцентр» устранить выявленные нарушения законодательства и произвести перерасчет оплаты за вывоз твердых коммунальных отходов гражданам, проживающим в пгт. <адрес> <адрес> <адрес>, <адрес>, в соответствии с фактически оказанным размером услуги в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 26.09.2024 г.
Председательствующий - подпись - А.Х. Хуаде
УИД 01RS0004-01-2024-004332-89
Подлинник находится в материалах дела № 2-2628/2024 в Майкопском городском суде РА