Судья Диярова Л.Р. УИД 16RS0021-01-2024-000110-33
дело 2-129/2024
№ 33-11119/2024
учёт № 179г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 сентября 2024 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гаянова А.Р.,
судей Валиуллина А.Х., Курниковой С.С.,
при ведении протокола помощником судьи Бахтияровым Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «Д.С.АВТО» на решение Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 28 марта 2024 года, которым частично удовлетворены исковые требования ФИО1 к ООО «Д.С.АВТО» о защите прав потребителя. С ООО «Д.С.АВТО» в пользу ФИО1 взысканы денежные средства в размере 145 696,72 рубля, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21 декабря 2023 года по 29 февраля 2024 года в размере 4 534,56 рубля, проценты за пользование чужими денежными средствами со дня вынесения решения суда по день исполнения решения, в счёт компенсации морального вреда 2 000 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 76 115,64 рубля. В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказано. С ООО «Д.С.АВТО» в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленный бюджетным законодательством Российской Федерации, взыскана госпошлина в размере 4 414 рублей.
Заслушав доклад по делу судьи ФИО7, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился к ООО «Д.С.АВТО» (далее также Общество) с иском о защите прав потребителя, указывая в обоснование, что при заключении 15 ноября 2023 года с ПАО Банк ВТБ (далее также Банк) кредитного договора им приобретена услуга по предоставлению независимой гарантии по договору, заключённому с ООО «Д.С.АВТО». Стоимость услуги составила 150 000 рублей. В услуге он не нуждался. Услугами не пользовался. Цена услуги включена в стоимость кредита. Претензия об отказе от договора и возврате денежных средств ответчиком проигнорирована.
На основании изложенного ФИО1 просил взыскать с ООО «Д.С. АВТО» денежные средства в размере 150 000 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21 декабря 2023 года по 29 февраля 2024 года в размере 4 657,72 рубля, проценты за пользование чужими денежными средствами со дня вынесения решения суда по день исполнения решения, в счёт компенсации морального вреда 10 000 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Представитель истца ФИО1 в суде иск поддержал.
Представитель ответчика ООО «Д.С.АВТО» в суд не явился, в предоставленном отзыве на исковое заявление иск не признал по мотиву того, что предоставленная гарантия является безотзывной в силу прямого и однозначного указания закона. Факт принятия Обществом обязательств по долгу потребителя перед кредитором повысил вероятность предоставления ему кредита, потребитель получил дополнительные гарантии платёжеспособности перед своим кредитором, а также исключил возможность наступления гражданско-правовой ответственности в случае нарушения обязательств. В случае удовлетворения иска просил применить статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации к заявленным санкциям.
Районный суд иск ФИО1 удовлетворил частично, приняв решение в приведённой формулировке.
В апелляционной жалобе ООО «Д.С. АВТО» ставится вопрос об отмене решения с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в иске. По мнению Общества, судом неверно применены нормы материального и процессуального права. Суд незаконно взыскал стоимость услуг безотзывной независимой гарантии, оказанных истцу в полном объёме. Истец отказался от услуги после её фактического оказания. Независимая гарантия на момент её выдачи предполагает возникновение обязательств у ООО «Д.С. АВТО» перед банком-кредитором.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции по извещению не явились, сведения об уважительности причин их неявки не представлены, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.
Указанные лица уведомлены о принятии апелляционной жалобы к производству, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии с частью 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия на основании части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для пересмотра принятого по делу решения в силу следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определённые действия или осуществить определённую деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов.
Аналогичные положения предусмотрены статьёй 32 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).
По смыслу приведённых норм, отказ заказчика от исполнения договора возможен в любое время: как до начала исполнения услуги, так и в процессе её оказания. При этом право сторон (как исполнителя, так и заказчика) на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг императивно установлено статьёй 782 Гражданского кодекса Российской Федерации и не может быть ограничено соглашением сторон.
Как установлено статьей 9 Федерального закона № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом о защите прав потребителей и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Запрещено обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
В соответствии со статьёй 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу статьи 368 Гражданского кодекса Российской Федерации по независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определённую денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства. Требование об определённой денежной сумме считается соблюденным, если условия независимой гарантии позволяют установить подлежащую выплате денежную сумму на момент исполнения обязательства гарантом.
Независимая гарантия выдается в письменной форме (пункт 2 статьи 434), позволяющей достоверно определить условия гарантии и удостовериться в подлинности её выдачи определённым лицом в порядке, установленном законодательством, обычаями или соглашением гаранта с бенефициаром.
Независимые гарантии могут выдаваться банками или иными кредитными организациями (банковские гарантии), а также другими коммерческими организациями.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 15 ноября 2023 года при оформлении кредитного договора № .... в ПАО «Банк ВТБ» на приобретение автотранспортного средства ФИО1 заключил договор с ООО «Д.С.АВТО» о выдаче независимой гарантии ..... Стоимость предоставления услуги составила 150 000 рублей. Срок действия гарантии до 24 месяцев.
Пунктом 1.4.1 договора (оферты) гарант предоставляет независимую гарантию принципалу по истечении 14 дней с момента заключения договора, за исключением случаев, когда принципал в заявлении прямо и однозначно выразил намерение о предоставлении независимой гарантии до истечения указанного срока.
Принципал вправе отказаться от договора о предоставлении независимой гарантии в течение 14 календарных дней с даты его заключения (до момента предоставления независимой гарантии) с возвратом части оплаченного вознаграждения гаранта пропорционально стоимости части поручения, выполненного гарантом до уведомления об отказе. Принципал после предоставления безотзывной независимой гарантии (в том числе до истечения 14 календарных дней, в случаях, когда это обусловлено волеизъявлением принципала, выраженным в заявлении) не вправе отказаться от настоящего договора в силу фактического исполнения своего поручения в полном объёме.
29 ноября 2023 года истец направил ответчику заявление о расторжении договора с требованием возврата уплаченной суммы в размере 150 000 рублей.
6 декабря 2023 года ответчик получил претензию (требование), однако требование не удовлетворил.
Частично удовлетворяя иск ФИО1, суд первой инстанции указал, что у потребителя имеется безусловное право отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов, связанных с исполнением обязательств по договору, в связи с чем пришёл к выводу о признании суммы, оплаченной за оказываемые Обществом услуги подлежащей возврату пропорционально сроку действия договора. Учитывая, что при рассмотрении дела установлено нарушение ответчиком прав истца как потребителя, в том числе по возврату уплаченной по договору суммы, суд пришёл к выводу о взыскании в пользу ФИО1 компенсации морального вреда с учётом конкретных обстоятельств дела и степени нравственных страданий истца. Также суд взыскал с Общества предусмотренный пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Судебная коллегия с такими выводами районного суда соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, с учётом правового положения истца как потребителя услуги, являющегося экономически слабой стороной в отношениях с юридическим лицом, выступившим исполнителем по договору, который по своей правовой природе является договором возмездного оказания финансовых услуг.
Обществом не конкретизированы, какие именно услуги оказаны на заявленную сумму вознаграждения, а также не обоснована их необходимость и потребительская ценность для истца, сопоставимая с размером оплаты по договору. Таким образом, по мнению судебной коллегии, в связи с отказом потребителя от исполнения договора с Общества подлежала взысканию полная стоимость независимой гарантии в размере 150 000 рублей.
Суд первой инстанции, взыскав 145 696,72 рубля пропорционально неиспользованному периоду действия договора и производные от этой суммы проценты и штрафные санкции, нарушений имущественных прав ответной стороны не допустил, поскольку взыскал совокупную сумму, ниже причитавшейся истцовой стороне. При этом судебная коллегия принимает во внимание, что стороной истицы решение районного суда не обжаловалось.
Из приведённых норм права следует, что обязательства, вытекающие из независимой гарантии, возникают между гарантом и бенефициаром и не зависят от отношений между принципалом и гарантом, в том числе от отношений по оказанию принципалу услуги по предоставлению независимой гарантии.
Применительно к Общим условиям, ООО «Д.С.АВТО» взяло на себя обязанность предоставить истцу независимую гарантию в обеспечение исполнения им обязательств по заключённому с Банком кредитному договору, а истец обязался оплатить выдачу независимой гарантии.
В материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих об обращении истца к Обществу в рамках данного договора с требованием предоставления предусмотренного исполнения, а также понесённых ответчиком расходов при исполнении соглашения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, названным законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.
Если включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, повлекло причинение убытков потребителю, они подлежат возмещению продавцом (изготовителем, исполнителем, импортером, владельцем агрегатора) в полном объёме в соответствии со статьей 13 данного закона.
Согласно пункту 2 названной статьи к недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, в том числе относятся: условия, которые устанавливают для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие свободной реализации права, установленного статьей 32 этого закона (подпункт 3); иные условия, нарушающие правила, установленные международными договорами Российской Федерации, данным законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (подпункт 15).
Пунктом 76 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что ничтожными являются условия сделки, заключённой с потребителем, не соответствующие актам, содержащим нормы гражданского права, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также условия сделки, при совершении которой был нарушен явно выраженный законодательный запрет ограничения прав потребителей.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Общества о фактическом оказании истцу услуг, что исключает возможность взыскания уплаченного ответчику вознаграждения, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта.
В ходе производства по делу истцовой стороной отрицался факт получения каких-либо услуг со стороны Общества. В материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих об обращении истца к Обществу в рамках данного договора с требованием предоставления предусмотренного исполнения, а также понесённых ответчиком расходов при исполнении соглашения.
Каких-либо иных заслуживающих внимания доводов в обоснование несогласия ООО «Д.С.АВТО» с постановленным по делу решением в апелляционной жалобе не приведено.
Решение проверено судом апелляционной инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы. В остальной части и иными участвующими в деле лицами принятое по делу решение не обжаловано.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции соответствует принципу справедливости, постановлено законно, обоснованно, с учётом всех юридически значимых по делу обстоятельств, в связи с чем оснований для пересмотра судебного акта в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 28 марта 2024 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Д.С.АВТО» – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 18 сентября 2024 года.
Председательствующий
Судьи