Дело № 2 – 152 / 2023
УИД 76RS0024-01-2022-002327-33
Принято в окончательной форме 22.05.2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 апреля 2023 г. г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе судьи Тарасовой Е.В., при секретаре Власовой С.Н., с участием
старшего помощника прокурора Мосягиной С.В.,
представителя ответчика Володиной Е.В. по доверенности (л.д. 69),
от третьих лиц – не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фрунзенского района г. Ярославля в интересах Тепляковой Марии Михайловны, Теплякова Александра Михайловича к Мэрии г. Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области, Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области об обязании выполнить мероприятия по приспособлению общего имущества многоквартирного дома для доступа инвалидов,
установил:
С учетом уточнений (л.д. 45-47), прокурор Фрунзенского района г. Ярославля обратился в суд в защиту прав Тепляковых М.М., А.М. с иском к Мэрии г. Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля (далее ДГХ), Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области (далее ДЖКХ), Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области (далее ДСПН) об обязании в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу выполнить мероприятия по приспособлению общего имущества многоквартирного дома по адресу г. Ярославль, ул. Дружная, д. 6 для обеспечения доступа инвалидов, а именно: выполнить работы по установлению поручня и пандуса входной группы подъезда № 2.
В обоснование требований указано, что Теплякова М.М. является инвалидом группы, Тепляков А.М. – инвалидом группы, они проживают по адресу <адрес>. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» 24.11.2021 муниципальной межведомственной комиссией проведено обследование жилого помещения истцов и общего имущества подъезда № 2, где расположена их квартира. По результатам обследования комиссия составила акт о необходимости выполнения мероприятий по приспособлению общего имущества подъезда № 2 с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий доступности для них, а именно: работ по установлению поручня и пандуса входной группы подъезда № 2, техническая возможность для приспособления без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций дома имеется. Обязанность по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах лежит на органах местного самоуправления и органах исполнительной власти Ярославской области. Отсутствие беспрепятственного доступа к общему имуществу многоквартирного дома нарушает права Тепляковых М.М., А.М., лишает их возможности реализации наравне с другими гражданами прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
В судебном заседании старший помощник прокурора Мосягина С.В. иск поддержала.
Истцы Тепляковы М.М., А.М. в судебном заседании не участвовали, о времени и месте его проведения извещены надлежаще.
Представитель ответчика ДЖКХ Володина Е.В. в судебном заседании иск не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск. Дополнительно пояснила, что на 2023 г. финансирование региональной подпрограммы по обеспечению доступной среды для инвалидов предусмотрено на 90 % из областного бюджета, на 10 % из местных бюджетов. До 2023 г. г. Ярославль в реализации подпрограммы ни разу не участвовал, она применялась в иных муниципальных образованиях области. Ввиду недостаточности финансирования мероприятия по приспособлению общедомового имущества выполняются в порядке очередности, очередь сформирована по дате обследования помещений. В 2023 г. запланированы мероприятия в домах, где обследование проведено ранее, чем в доме истцов, и удовлетворение иска приведет к нарушению прав других инвалидов. Дом, в котором проживают истцы, включен в очередь. Работы, которые подлежат выполнению в ходе мероприятий по приспособлению, должны быть организованы органами местного самоуправления на основании муниципальных контрактов. После выполнения работ Ярославская область предоставляет оплату в порядке межбюджетного трансферта.
Представитель ответчиков мэрии г. Ярославля и ДГХ в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен. Ранее в судебном заседании представитель по доверенностям Хватова Е.А. иск не признавала, полагала органы местного самоуправления ненадлежащими ответчиками, поскольку программа по обеспечению инвалидам доступной следы финансируется за счет государственных средств.
Ответчик ДСПН в судебное заседание своего представителя не направил, в отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку исполнителем мероприятий подпрограммы «оборудование многоквартирных домов приспособлениями для обеспечения их физической доступности для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата» является ДЖКХ
Представители третьих лиц ООО «УФР», Территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля в судебном заседании не участвовали, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Департамента финансов мэрии г. Ярославля в судебном заседании не участвовал, в отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении иска к мэрии г. Ярославля и ДГХ отказать, поскольку обеспечение инвалидам доступа к жилым помещениям является обязанностью и расходными полномочиями органов государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Представитель третьего лица Департамента финансов Ярославской области в судебном заседании не участвовал, о времени и месте его проведения извещен, возражений на иск не представил.
Судом определено рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что иск подлежит частичному удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В целях социальной защиты инвалидов и в развитие положений п. 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) Правительство Российской Федерации постановлением от 09.07.2016 № 649 утвердило Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее Правила).
П. 2 Правил предусматривает, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (далее – приспособление).
В силу п. 4 Правил в целях оценки приспособления осуществляется обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид.
Такое обследование в отношении муниципального и частного жилищного фондов осуществляется муниципальными комиссиями (п. 6 Правил).
По результатам обследования оформляется акт обследования, содержащий, в том числе, выводы комиссии о наличии или об отсутствии необходимости приспособления с мотивированным обоснованием; выводы комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления с мотивированным обоснованием; перечень мероприятий по приспособлению, определяемый на основании Правил с учетом мнения инвалида (п. 12 Правил).
Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления или заключение об отсутствии такой возможности (п. 18 Правил).
Заключение о возможности приспособления в течение 10 дней со дня его вынесения направляется муниципальной комиссией главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий (п. 22 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», в которой одним из основных приоритетов и целей государственной политики в отношении инвалидов и других маломобильных групп населения названо создание инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, а также обеспечение приспособленности жилых помещений для использования инвалидами.
Как указано в программе, для достижения приоритетов государственной политики в области обеспечения потребностей и условий для нормальной жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утвердили и реализуют в установленной сфере деятельности планы мероприятий («дорожные карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.
В приложении к программе приведены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, включенных в государственные программы субъектов Российской Федерации, разработанные на основе типовой программы субъекта Российской Федерации по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Во исполнение государственной программы постановлением Правительства Ярославской области от 03.12.2019 N 825-п утверждена Государственная программа Ярославской области «Доступная среда в Ярославской области» на 2020-2025 годы.
В качестве приложения к данной программе утверждена подпрограмма «Формирование и совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов» на 2020-2025 годы.
Ответственным исполнителем государственной программы в целом указан ДСПН.
Между тем, органом исполнительной власти Ярославской области, уполномоченным на координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов в целях обеспечения условий доступности для инвалидов общего имущества в многоквартирных домах, назван ДЖКХ. Кроме того, указано, что мероприятия по оборудованию многоквартирных домов приспособлениями для обеспечения их физической доступности для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата реализуются за счет средств областного и местных бюджетов (п. 2.1 раздела III); органами местного самоуправления муниципальных образований области разрабатываются и утверждаются соответствующие муниципальные программы, в которые включаются мероприятия по оборудованию многоквартирных домов приспособлениями для обеспечения их физической доступности для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (п. 1.4 раздела IV). Исполнителем мероприятий по оборудованию многоквартирных домов приспособлениями для обеспечения их физической доступности для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата в соответствии с п. 5.5 задач и мероприятий подпрограммы значится ДЖКХ, участниками – органы местного самоуправления.
Постановлением мэрии г. Ярославля от 01.10.2020 № 979 утверждена муниципальная программа «Доступная среда в городе Ярославле» на 2021-2026 годы.
Согласно письму от 20.01.2023 № 3/01-19-284 Мэрия г. Ярославля подтвердила участие в 2023 г. в реализации мероприятий по адаптации жилого фонда с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий доступности для инвалидов в объеме софинансирования 810238 руб. (16 объектов).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по заявленным исковым требованиям являются ДЖКХ как орган государственной власти Ярославской области, являющийся исполнителем подпрограммы по оборудованию многоквартирных домов приспособлениями для обеспечения их физической доступности для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и мэрия г. Ярославля как орган местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения истцов.
Судом установлено, что 24.11.2021 муниципальная межведомственная комиссия произвела обследование жилого помещения по адресу <адрес>, а также общего имущества многоквартирного дома на предмет соответствия требованиям разделов III и IV Правил. В указанном помещении зарегистрированы по месту жительства и проживают истцы Теплякова М.М., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, инвалид группы, инвалидность установлена бессрочно, и Тепляков А.М., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, инвалид группы, инвалид-колясочник, инвалидность установлена бессрочно, индивидуальной программой реабилитации инвалида предусмотрены кресло-коляска, кресло-стул.
Комиссия составила акт № 3 от 24.11.2021, согласно которому пришла к выводу о наличии необходимости и технической возможности приспособления общего имущества в многоквартирном доме, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий доступности для инвалида, в части адаптации входной группы подъезда, для определения возможных вариантов адаптации требуется проектное решение.
На основании акта вынесено заключение № 3 от 24.11.2021 о возможности приспособления общего имущества в многоквартирном доме по адресу г. Ярославль, ул. Дружная, д. 6, в котором проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий его доступности для инвалидов.
Указанные документы и содержащиеся в них выводы участвующими в деле лицами не оспаривались.
Как следует из объяснений представителей ответчиков, акт и заключение приняты к исполнению. Однако до настоящего времени необходимые мероприятия по приспособлению ответчиками не выполнены, чем нарушаются права истцов на получение предусмотренных законодательством мер социальной защиты, направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости возложения на мэрию г. Ярославля и ДЖКХ обязанности выполнить мероприятия по приспособлению общего имущества многоквартирного дома по адресу г. Ярославль, ул. Дружная, д. 6 для обеспечения доступа инвалидов, а именно: выполнить работы по установлению поручня и пандуса входной группы подъезда № 2. В удовлетворении требований к ДГХ и ДСПН, которые не являются надлежащими ответчиками по иску, надлежит отказать.
В соответствии с п. 4.1 ст. 36 ЖК РФ приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.
В порядке ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Принимая во внимание объем и характер работ, подлежащих выполнению, длительность процедур по заключению контрактов, суд устанавливает срок исполнения решения 12 месяцев с даты вступления его в законную силу
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Фрунзенского района г. Ярославля (ИНН 7604008189) в интересах Тепляковой Марии Михайловны (паспорт гражданина Российской Федерации НОМЕР), Теплякова Александра Михайловича (паспорт гражданина Российской Федерации НОМЕР) к Мэрии г. Ярославля (ИНН 7601001234), Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля (ИНН 7601001097), Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области (ИНН 7604040739), Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области (ИНН 7606021026) удовлетворить частично:
Обязать Мэрию г. Ярославля и Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области в срок 12 месяцев с даты вступления настоящего решения в законную силу выполнить мероприятия по приспособлению общего имущества многоквартирного дома по адресу г. Ярославль, ул. Дружная, д. 6 для обеспечения доступа инвалидов, а именно: выполнить работы по установлению поручня и пандуса входной группы подъезда № 2.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Тарасова