Дело № 2а-521/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Судовской О.Н., при секретаре Груздевой Н.Г., с участием прокурора Матвеевой Т.А., представителя административного ответчика Стрыковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сосногорске Республики Коми 02 августа 2018 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Сосногорска в интересах Российской Федерации, муниципального образования городского поселения «Сосногорск» к Совету муниципального образования городского поселения «Сосногорск» о признании незаконным решения,
установил:
Прокурор г. Сосногорска обратился в суд в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах Российской Федерации, муниципального образования городского поселения «Сосногорск» с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие Совета МО ГП «Сосногорск» по досрочному прекращению полномочий депутата Артеевой НГ обязать административного ответчика прекратить полномочия указанного депутата в связи с утратой доверия. В обоснование требований указано на предоставление указанным депутатом недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за ДД.ММ.ГГГГ
В последующем административные исковые требования прокурором уточнены, заявлен отказ от иска в части требования о возложении обязанности прекратить полномочия депутата Артеевой Н.Г. в связи с тем, что на момент рассмотрения дела указанные полномочия прекращены. Производство по делу в этой части прекращено определением от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора г.Сосногорска Матвеева Т.А. на исковых требованиях настаивала, просила признать незаконным решение XVIII внеочередного заседания Совета муниципального образования городского поселения «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ о непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Совета МО ГП «Сосногорск» Артеевой Н.Г. в связи с утратой доверия.
Представитель ответчика Совета МО ГП «Сосногорск» Стрыкова А.В. в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, указав, что Советом был рассмотрен вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата, подготовлен проект решения о досрочном прекращении полномочий депутата, однако депутаты проголосовали против его принятия. Полагает данное решение Совета законным, принятым в соответствии со ст.31 Устава ГП «Сосногорск», Порядком увольнения (досрочного прекращения полномочий, освобождения от должностей) в связи с утратой доверия лиц, замещающих муниципальные должности в Совете ГП «Сосногорск», утвержденным решением Совета от ДД.ММ.ГГГГ №.
Заинтересованное лицо Артеева Н.Г. в судебное заседание не явилась, будучи извещена, о причинах неявки не сообщила, мнения по существу рассматриваемого иска не выразила.
Заинтересованное лицо Администрация Главы Республики Коми в судебное заседание явку представителя не обеспечило, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие такового.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь положениями ст.150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся заинтересованных лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить по следующим основаниям.
Статья 39 Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривает право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частями 1, 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в числе прочего: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как установлено судом, Артеева НГ являлась депутатом Совета городского поселения «Сосногорск» II созыва по избирательному округу №. Решением XXIII внеочередного заседания Совета городского поселения «Сосногорск» № от ДД.ММ.ГГГГ досрочно прекращены полномочия депутата Артеевой Н.Г. по собственному желанию.
В соответствии с ч. 10 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2013 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-Ф3) депутат является лицом, замещающим муниципальную должность.
Согласно ч.7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Статья 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.4).
Согласно п.п.4.4-4.5 указанной статьи, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 4.2 настоящей статьи, осуществляется по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
При выявлении в результате проверки, осуществленной в соответствии с частью 4.4 настоящей статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", … высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Аналогичные требования предусмотрены п.п.7.2, 7.3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В ходе проведенной в соответствии с указанными нормами Администрацией Главы Республики Коми проверки достоверности и полноты сведений о доходах за ДД.ММ.ГГГГ предоставленных депутатом Совета МО ГП «Сосногорск» Артеевой Н.Г., были выявлены факты предоставления Артеевой Н.Г. недостоверных и неполных сведений.
Так, в справке о доходах Артеевой Н.Г. за ДД.ММ.ГГГГ предоставленной ДД.ММ.ГГГГ в отношении себя не указаны следующие сведения: 1<данные изъяты>
По результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах за ДД.ММ.ГГГГ предоставленных депутатом Совета МО ГП «Сосногорск» Артеевой Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ Главой Республики Коми Гапликовым С.А. в адрес Главы городского поселения «Сосногорск» - председателя Совета поселения Бикчурина Ю.Р. направлено обращение о выявленных недостоверных и неполных сведениях, Совету ГП «Сосногорск» предложено рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Совета Артеевой Н.Г. Указанное обращение поступило в Совет ГП «Сосногорск» ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на совместном заседании постоянных комиссий Совета городского поселения «Сосногорск» обсужден, в числе прочих, вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Артеевой Н.Г., принято решение о вынесении проекта решения «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета городского поселения «Сосногорск» на рассмотрение на VIII внеочередном заседании Совета ГП «Сосногорск».
Решением Президиума Совета ГП «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ на заседание Совета вынесен проект повестки дня, включающий в себя вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Артеевой Н.Г. (№).
Согласно протоколу VIII внеочередного заседания Совета ГП «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ, на повестку вынесен вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ГП «Сосногорск» Артеевой Н.Г., предложено рассмотреть проект соответствующего решения. По результатам голосования «за» проголосовало - <данные изъяты>, «против» - <данные изъяты>, «воздержались» - <данные изъяты>. Решение не принято.
Указанное решение Совета ГП «Сосногорск» в части не прекращения досрочно полномочий депутата Артеевой Н.Г. суд признает незаконным по следующим основаниям.
Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Статьей 3 данного Закона предусмотрено, что одним из основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации является неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Согласно п.4 ст.5 данного Закона, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Частью 10.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено, что полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, в т.ч. Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Согласно ч.11 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Аналогичные положения содержатся в п. 4 ч. 2 ст. 4 (4) Закона Республики Коми № 82-РЗ «О противодействии коррупции», а также п.10.1 ч.1, ч. 3 ст. 31 Устава МО ГП «Сосногорск».
В соответствии с п.5 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как указано в п.3, пп. «а», «ж» п.6 Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнении обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, подготовленным Министерством труда и социальной защиты РФ (письмо от 21.03.2016 №18-2/10/П-1526), сокрытие доходов, имущества, источники происхождения которых служащий не мог пояснить, иных обстоятельств, наличие которых вызвало объективные сомнения в правомерности полученных доходов или приобретении на законные доходы имущества, информация о которых была неполной или недостоверной, является ситуацией, которая может быть расценена как значительный проступок, влекущий взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия.
Одновременное нарушение двух и более требований законодательства о противодействии коррупции рассматривается в качестве отягчающего обстоятельства (пп. «б» п.16 Обзора).
Предоставленная Артеевой Н.Г. неполная и недостоверная информация об имуществе и доходах, с учетом количества допущенных нарушений и характера скрытой информации, указывает на грубое нарушение требований законодательства о противодействии коррупции.
Принятое решение XVIII внеочередного заседания Совета муниципального образования городского поселения «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ в части не прекращения досрочно полномочий депутата Совета городского поселения «Сосногорск» Артеевой Н.Г. противоречит приведенным требованиям закона, поскольку не соответствует принципу неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Довод административного ответчика о недопустимости понуждения Совета ГП «Сосногорск» к принятию конкретного решения, ограничения его права на самостоятельное решение вопросов в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушении конституционного принципа разделения властей суд находит не основанным на законе, поскольку приведенными положениями законодательства о противодействии коррупции установлена ответственность за коррупционные правонарушения, и привлечение к ней не может зависеть от усмотрения органа местного самоуправления.
Решением XIII (очередного) заседания Совета городского поселения «Сосногорск» II созыва № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок увольнения (досрочного прекращения полномочий, освобождения от должности) в связи с утратой доверия лиц, замещающих муниципальные должности в Совете городского поселения «Сосногорск». Согласно указанному порядку, лицо, замещающее муниципальную должность, подлежит увольнению (досрочному прекращению полномочий) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений (п.2).
Решение об увольнении (досрочном прекращении полномочий) в связи с утратой доверия принимается в соответствии с Регламентом Совета ГП «Сосногорск» тайным голосованием не менее 2/3 от установленной численности депутатов на основании результатов проверки достоверности и полноты сведений (п.4 Порядка).
Увольнение (досрочное прекращение полномочий) лица, замещающего муниципальную должность, должно быть осуществлено не позднее 6 месяцев со дня поступления заявления Главы Республики Коми о досрочном прекращении полномочий (п.5 Порядка).
Пунктом 7 указанного Порядка предусмотрено, что при рассмотрении вопроса об увольнении (досрочном прекращении полномочий) в связи с утратой доверия учитываются характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение им других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения лицом, замещающим муниципальную должность, своих должностных обязанностей.
Указанные положения не свидетельствуют о том, что с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, в случае предоставления депутатом неполных или недостоверных сведений о доходах к нему может быть применена иная мера ответственности, нежели досрочное прекращение полномочий.
Из положений ст.13.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ч.10.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ч. 2 ст. 4 (4) Закона Республики Коми № 82-РЗ «О противодействии коррупции», а также п.10.1 ч.1, ч. 3 ст. 31 Устава МО ГП «Сосногорск» следует, что представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим досрочное прекращение полномочий депутата в связи с утратой доверия.
Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 октября 2013 года N 20-П, правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества; федеральный законодатель, создавая такие правовые механизмы, вправе устанавливать повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти.
Особым публичным статусом лиц, замещающих выборные муниципальные должности, в том числе должности депутатов представительных органов муниципальных образований, которые, как правило, осуществляют свою деятельность на непостоянной основе (часть 5 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), предопределяется право федерального законодателя вводить для них определенные обязанности, в частности, аналогичные предусмотренным для лиц, замещающих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы, и направленные на создание условий, не допускающих возможных злоупотреблений с их стороны при осуществлении публичной власти.
К таким обязанностям относится и обязанность представить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (своего супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данная обязанность приведенными законоположениями была распространена на депутатов представительных органов муниципальных образований.
Невыполнение указанной обязанности влечет за собой ответственность в виде досрочного прекращения полномочий, в связи с чем оспариваемое решение XVIII внеочередного заседания Совета муниципального образования городского поселения «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ в части не прекращения досрочно полномочий депутата Совета городского поселения «Сосногорск» Артеевой Н.Г. является незаконным.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить административные исковые требования прокурора г.Сосногорска.
Признать незаконным решение XVIII внеочередного заседания Совета муниципального образования городского поселения «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ в части не прекращения досрочно полномочий депутата Совета городского поселения «Сосногорск» Артеевой НГ
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд РК в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 07 августа 2018 года.
Судья О.Н.Судовская
Верно О.Н.Судовская