Решение по делу № 2а-3505/2020 от 31.07.2020

Дело а-3505/2020

УИД 34RS0-54

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>                            10 сентября 2020 года

Дзержинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Байбаковой А.Н.

помощника судьи ФИО2,

при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО3,

с участием административного истца – прокурора <адрес> ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о прекращении действия права управления транспортными средствами, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

<адрес>, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к ФИО1., в котором просил прекратить действие права на управление транспортными средствами, возложить обязанность сдать водительское удостоверение. Свои требования административный истец мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении запретов и ограничений к водительской деятельности, в ходе которой установлено, что ФИО1 состоит на диспансерном учете у врача психиатра-нарколога в ГБУЗ «<адрес> клинический наркологический диспансер» с диагнозом: «Синдром зависимости опиоидов, активная зависимость, вторая стадия зависимости», код заболевания - 1.242. Между тем при наличии указанногосиндрома зависимости ФИО1 имеет водительское удостоверение серии и категории «В, В1,М», выданное последнему ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ В данном случае, обладание ответчиком водительским удостоверением нарушает права и законные интересы участников дорожного движения, предусмотренные ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В связи с чем, просил прекратить действие права ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., на управление транспортными средствами категории «В, В1, М», приобретенное на основании водительского удостоверения , выданного последнему ДД.ММ.ГГГГ; обязать ФИО1 сдать водительское удостоверение на право управления транспортными средствами , выданное ДД.ММ.ГГГГ, в ОГИБДД УМВД России по <адрес>.

В судебном заседании административный истец – помощник прокурора <адрес> Волгограда ФИО4 административный иск поддержала и просила удовлетворить.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещался судом надлежащим образом по последнему известному адресу регистрации по месту жительства, судебное извещение возвращено в суд в связи с истечением срока хранения.

Согласно ответу отдела адресно-справочной работы ГУ МВД России по <адрес> ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состоит на регистрационном учете по месту жительства - <адрес>.

Представитель заинтересованного лица - УМВД России по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте    разбирательства дела извещен.

Учитывая требования ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав административного истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ч. 1 ст. 1 КАС РФ, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон о безопасности дорожного движения).

Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

В силу ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, в частности, обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.

В части 1 статьи 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.

Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства).

В соответствии со ст. 28 Закона о безопасности дорожного движения, основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу п. 1 и 4 ст. 23.1 Закона о безопасности дорожного движения медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.

Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

В п. 7 раздела II Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством указано такое противопоказание, как психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (F10 - F16, F18, F19). Наличие таких расстройств препятствует управлению транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, пункт 7 которого предусматривает, что психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по Международной классификации болезней (МКБ-10) F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления), являются противопоказаниями для управления транспортным средством.

Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н утвержден Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ (Приложение N 2).

Согласно п. 2 утвержденного Порядка диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.

В силу п. 7 названного выше Порядка диспансерного наблюдения осмотр врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца.

В соответствии с пунктом 12 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного Приказом Минздрава Российской Федерации N 1034н от ДД.ММ.ГГГГ, решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия при наличии у пациентов с диагнозом "синдром зависимости" (код заболевания по МКБ-10 <6> - F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии:

- подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет;

- подтвержденной стойкой ремиссии не менее двух лет при условии самостоятельного обращения пациента за оказанием медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и отсутствия возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Согласно п. 11, 12 Порядка диспансерного наблюдения решение об изменении сроков диспансерного наблюдения принимается врачебной комиссией медицинской организации, при этом решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия, в частности, в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости», в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из этих учреждений медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии.

Управление транспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания к данному виду деятельности, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения.

При разрешении вопроса о наличии оснований для прекращения права управления транспортными средствами у лица, имеющего водительское удостоверение и страдающего синдромом зависимости, вызванного употреблением нескольких ПАВ, необходимо выяснять наличие у данных лиц противопоказаний к управлению и наличие состояния стойкой ремиссии.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдано водительское удостоверение , категории «В, В1, М», сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1 состоит на диспансерном учете у врача психиатра-нарколога ГБУЗ «<адрес> клинический наркологический диспансер» с диагнозом «Синдром зависимости опиоидов, активная зависимость, вторая стадия зависимости», код заболевания - 1.242.

Наличие диагноза «Синдром зависимости, вызванный употреблением нескольких ПАВ, средняя (вторая) стадия зависимости», свидетельствует о наличии медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.

Согласно ст. 62 КАС РФ, ФИО1 не освобожден об обязанности доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих возражений, при этом ответчик вправе распоряжаться процессуальными правами по своему усмотрению.

Каких-либо доказательств, опровергающих медицинские сведения о наличие у ФИО1 синдрома зависимости опиоидов, активная зависимость, вторая стадия зависимости или наличие состояния стойкой ремиссии (выздоровления), в материалах дела не имеется и со стороны административного ответчика не представлено.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что состояние здоровья административного ответчика не обеспечивает безопасного управления транспортными средствами, а медицинские противопоказания к управлению с учетом имеющейся у него зависимости от употребления веществ, отнесенных к наркотикам, являются основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами в соответствии с положениями Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Реальная опасность причинения вреда административным ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.

Таким образом, с учетом наличия у ФИО1 медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, в связи считает необходимым прекратить действие права на управление транспортными средствами категории «В, В1, М», приобретенное на основании водительского удостоверения серии и , выданного ДД.ММ.ГГГГ, и обязать административного ответчика сдать водительское удостоверение в ОГИБДД УМВД России по <адрес> в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу.

Согласно ч.1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Исходя из того, что административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика ФИО1 в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, с учетом статьи 333.19 НК РФ, в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Прекратить действие права ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., на управление транспортными средствами категории «В, В1, М», приобретенное на основании водительского удостоверения , выданного последнему ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ФИО1 сдать водительское удостоверение на право управления транспортными средствами , выданное ДД.ММ.ГГГГ, в ОГИБДД УМВД России по <адрес> в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано через Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                А.Н. Байбакова

2а-3505/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Дзержинского района г.Волгограда
Ответчики
Есипов Вячеслав Викторович
Другие
УМВД России по г. Волгограду
Суд
Дзержинский районный суд г. Волгоград
Судья
Байбакова Анастасия Николаевна
Дело на сайте суда
dser.vol.sudrf.ru
31.07.2020Регистрация административного искового заявления
31.07.2020Передача материалов судье
03.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.08.2020Судебное заседание
10.09.2020Судебное заседание
11.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее