Судья Ткаченко Ж.А. дело № 12-196/2022
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
г. Самара 07 апреля 2022 года
РЎСѓРґСЊСЏ Самарского областного СЃСѓРґР° Горьков Р”.Р’., рассмотрев РІ открытом судебном заседании жалобу защитника Р¤РРћ2, действующей РЅР° основании доверенности РІ интересах муниципального унитарного предприятия сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольского Самарской области «Водоканал Подстепки» (далее - РњРЈРџ «Водоканал Подстепки») РЅР° постановление СЃСѓРґСЊРё Автозаводского районного СЃСѓРґР° Рі. Тольятти Самарской области РѕС‚ 20.01.2022, вынесенное РІ отношении РњРЈРџ «Водоканал Подстепки» РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 20.01.2022 МУП «Водоканал Подстепки» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Р’ жалобе, поступившей РЅР° рассмотрение РІ Самарский областной СЃСѓРґ, защитник Р¤РРћ2 РїСЂРѕСЃРёС‚ судебный акт отменить как незаконный, производство РїРѕ делу прекратить.
Будучи извещенным надлежащим образом Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела, защитник Р¤РРћ2 Рё законный представитель РњРЈРџ «Водоканал Подстепки» РІ судебное заседание РЅРµ явились, ходатайство РѕР± отложении дела РЅРµ поступило, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотрение дела РІ РёС… отсутствие.
Рзучив представленные материалы дела, проверив РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы, РїСЂРёС…РѕР¶Сѓ Рє следующему.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 настоящего кодекса).
Статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно пункту 75 раздела 4 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены:
- превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichiacoli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям;
- превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichiacoli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год;
- превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Разделом III СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде питьевой систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения, воде подземных и поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, воде плавательных бассейнов, аквапарков. ПДК марганца – не более 0,1 мг/дм?, железа – не более 0,3 мг/дм?, показатель мутность – не более 2,6 ЕМФ, показатель жесткость – не более 7,0? Ж.
Как следует РёР· материалов дела, РЅР° основании обращения Р¤РРћ3 РѕС‚ 20.05.2021, проживающего РїРѕ адресу: <адрес>, <адрес>, РЅР° предоставление услуг ГВС Рё РҐР’РЎ ненадлежащего качества, Территориальным отделом Управления Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере защиты прав потребителей Рё благополучия человека РїРѕ <адрес> РІ <адрес> РІ отношении РњРЈРџ «Водоканал Подстепки» 25.05.2021 возбуждено дело РѕР± административном правонарушении, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях.
Р’ С…РѕРґРµ административного расследования, РЅР° основании поручения в„– 18-06/227 РѕС‚ 25.05.2021 сотрудником Филиала ФБУЗ «Центр гигиены Рё эпидемиологии РІ Самарской области РІ Рі. Тольятти» были проведены отборы РїСЂРѕР± РІРѕРґС‹ питьевой холодного водоснабжения, отобранной РёР· РІРѕРґРѕРїСЂРѕРІРѕРґРЅРѕРіРѕ крана РїРѕ адресу: <адрес>, <адрес>, РІ присутствии директора РњРЈРџ «Водоканал Подстепки» Р¤РРћ4, главного специалиста-эксперта РўРћ Р РџРќ Р¤РРћ5, собственника РґРѕРјР° Р¤РРћ6
Согласно протоколу лабораторных испытаний № 7660 от 11.06.2021 (т. 1 л.д. 11) и заключению по результатам лабораторных испытаний № 3374 от 11.06.2021 (т. 1 л.д. 13-14), выданных Филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>», вода питьевая холодного централизованного водоснабжения, отобранная из водопроводного крана по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, по санитарно-химическим показателям не соответствует требованиям санитарных норм и правил: определяемый санитарно-химический показатель марганец, при норме – не более 0,1 мг/дм?, составил 0,56+0,08 мг/дм?; показатель железо общее, при норме – не более 0,3 мг/дм?, составил 1,02+0,11 мг/дм?; показатель мутность, при норме – не более 2,6 ЕМФ, составил 6,97+1,39 ЕМФ; показатель жесткость, при норме – не более 7,0 ?Ж, составил 10,5+1,6 ?Ж, что является нарушением статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», таб. 3.1, 3.3, 3.13 раздела III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», по показателям жесткости, мутности, уровню содержания общего железа и марганца.
Указанные обстоятельства послужили основанием к составлению протокола об административном правонарушении № 18-06/60 от 23.06.2021 с последующим привлечением юридического лица к административной ответственности.
Признавая Общество виновным в совершении административного правонарушения, судья районного суда указал, что представленные в материалы дела доказательства соответствуют требованиям статьи 26.2 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, состоявшийся судебный акт нельзя признать законным по следующим основаниям.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию водных объектов, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Все исполнители, участвующие в обеспечении населения питьевой водой, ответственны за качество подаваемой воды в границах принадлежности соответствующих сетей. Также субъектами административной ответственности, предусмотренной статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут выступать как лица, осуществляющие забор воды, так и лица, которые производят ее транспортировку, подачу в жилой фонд и непосредственно потребителям.
В силу пункта 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Установление виновности предполагает, в том числе доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Как следует из содержания и смысла частей 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Рти данные устанавливаются протоколом РѕР± административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лиц, РІ отношении которого ведется производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, Р° также показаниями технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· требований статьи 26.11 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, СЃСѓРґСЊСЏ, рассматривающий дело РѕР± административном правонарушении, должен оценивать доказательства РїРѕ своему внутреннему убеждению, основанному РЅР° всестороннем, полном Рё объективном исследовании всех обстоятельств дела РІ РёС… совокупности.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В силу п.15 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
В силу п. 8 ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 416-ФЗ - в части водоснабжения, а также п. 11 ч. 5 ст. 14 данного Федерального закона - в части водоотведения, существенным условием договора является граница эксплуатационной ответственности по сетям абонента и организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, определенная по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию этих сетей. В соответствии с п. 8 ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 416-ФЗ местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и такой организации по водопроводным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения.
Аналогичные положения содержатся в п. 21 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В соответствии с п. 2 Правил N 644 граница балансовой принадлежности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании; граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.
Местом исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства своих обязательств по договору холодного водоснабжения является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или транзитной организации, если иное не предусмотрено договором холодного водоснабжения (п. 23 Правил N 644).
Согласно п. 31 Правил N 644 к договору холодного водоснабжения, договору водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения прилагаются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них.
При отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента.
Согласно п. 2 Правил N 644 основополагающим при определении границы балансовой принадлежности является установление факта принадлежности объектов водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей владельцам по признаку собственности или владения на ином законном основании.
Как установлено из материалов дела, МУП «Водоканал Подстепки» является ресурсоснабжающей организацией, обеспечивающей на возмездной основе подачу воды потребителям в <адрес> по пер. <адрес> в соответствии с Договором № 1250 холодного водоснабжения от 01.09.2017, из пункта 6.2 которого следует, что ресурсоснабжающая организация несет ответственность за контроль качества воды и техническое состояние водопроводных сетей на границе раздела централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. Согласно пункту 6.3 указанного Договора, после границы раздела, за качество питьевой воды и техническое состояние водопроводных сетей отвечает потребитель. В соответствии с пунктом 4.6 Договора граница ответственности между Потребителем и Ресурсоснабжающей организацией за состояние и обслуживание систем водоснабжения определяется их балансовой принадлежностью и эксплуатационной ответственностью и фиксируется в Акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по сетям водоснабжения.
Пунктом 2 Приложения к договору акта об установлении границы обслуживания и ответственности за техническое состояние водопроводных сетей установлено, что до границы раздела ответственность за техническое состояние и эксплуатацию водопроводных сетей, качество предоставления ресурса – водоснабжение несет ресурсоснабжающая организация.
В силу пункта 3 названного выше Приложения, от границы раздела к объекту и внутри него ответственность за состояние и эксплуатацию водопроводных сетей несет Потребитель.
Согласно приложенной к договору от 01.09.2017 схемы, граница раздела установлена по водопроводному колодцу, то есть ответственность за состояние и эксплуатацию водопроводных сетей в самом доме несет Потребитель.
С учетом изложенного выше, прихожу к выводу, что точка отбора пробы воды лишь в водопроводном кране в самом доме, выбранная Роспотребнадзором, не позволила определить, что превышение нормативов питьевой воды МУП «Водоканал Подстепки» произошло и в водопроводной сети холодного водоснабжения, имеющую балансовую принадлежность Ресурсоснабжающей организации.
Следует также отметить, что ГОСТом Р 56237-2014 (РРЎРћ 5667-5:2006) предусмотрен отбор РїСЂРѕР± для подтверждения качества РІРѕРґС‹, поступающей РІ РґРѕРјРѕРІСѓСЋ распределительную сеть здания (сооружения), для выяснения изменений качества РІРѕРґС‹ РїСЂРё прохождении РїРѕ распределительной сети РІ пределах здания (сооружения).
Пунктом 6.2.1 указанного ГОСТа предусмотрен отбор проб из крана при контроле качества поставляемой воды или в специальной точке в системах очистки и распределительной сети (магистральной, домовой).
Согласно пункту 4.2 «ГОСТ 31942-2012 «Межгосударственный стандарт. Вода. Отбор проб для микробиологического анализа» (введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2012 №1903-ст) при исследовании питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения обязательна точка отбора воды, поступающей в распределительную сеть для потребления, а также точки в различных местах разводящей сети с учетом тупиковых участков, застойных зон и т.п.
Согласно пункту 4.2. «ГОСТ Р 56237-2014 (РРЎРћ 5667-5:2006). Национальный стандарт Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Р’РѕРґР° питьевая. Отбор РїСЂРѕР± РЅР° станциях водоподготовки Рё РІ трубопроводных распределительных системах» (утв. Рё введен РІ действие Приказом Росстандарта РѕС‚ 17.11.2014 в„– 1628-СЃС‚) – далее (ГОСТ Р 56237-2014), места отбора РїСЂРѕР± РІРѕРґС‹ следует выбирать СЃ учетом, РІ том числе, следующих основных критериев: a) точки отбора РїСЂРѕР± должны представлять систему водоснабжения РІ целом или ее главные компоненты; d) точки отбора РїСЂРѕР± должны распределяться РїРѕ всей РІРѕРґРѕРїСЂРѕРІРѕРґРЅРѕР№ сети, Р° РёС… число должно быть пропорционально количеству звеньев или ответвлений разводящей сети; e) точки отбора РїСЂРѕР± должны быть расположены РІ различных местах разводящей сети СЃ учетом тупиковых участков, застойных Р·РѕРЅ Рё РґСЂСѓРіРёС… уязвимых для загрязнения мест.
Согласно пункту 4.3 Приложения ДА к вышеуказанному ГОСТу, места первичного отбора проб для микробиологического анализа должны обеспечивать забор воды из подающего стояка. Помимо подающего стояка отбор проб, согласно п.п. «е» п.4.3 Приложения, проводят в представительных точках, относящихся к домовой распределительной сети, например к началу, середине и концу распределительной сети.
Согласно пункту 4.3 ГОСТ Р56237-2014, пробы воды из распределительной сети отбирают из специально установленных кранов для отбора проб, пожарных гидрантов, а также из бытовых водопроводных кранов.
В тех случаях, когда бытовые водопроводные краны используют при отборе проб для определения качества воды в распределительной сети в целом, следует определить репрезентативное количество точек отбора проб, например с использованием компьютерной программы.
Учитывая, что отборы проб холодной питьевой воды производились только в одной точке из водопроводного крана по адресу <адрес>, пер. <адрес>, <адрес>, в совокупности с изложенными выше нормами, прихожу к выводу, что Роспотребнадзором был нарушен порядок взятия проб, в связи с чем, невозможно достоверно определить, что выявленные нарушения нормативов питьевой воды допущены в водопроводной сети водоснабжения до границы раздела, имеющую балансовую принадлежность МУП «Водоканал Подстепки».
Таким образом, заключение эксперта получено с нарушением закона и в силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может быть использовано в качестве доказательства по настоящему делу об административном правонарушении.
Рные собранные РІ С…РѕРґРµ производства РїРѕ настоящему делу доказательства РїСЂРё отсутствии данного заключения, которым установлено несоответствие питьевой РІРѕРґС‹ требованиям санитарных нормативов Рё правил, РЅРµ являются достаточными для признания юридического лица виновным РІ нарушении санитарно-эпидемиологических требований Рє питьевой РІРѕРґРµ.
Указанные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными и не могут быть восполнены при рассмотрении дела об административном правонарушении.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены, возникшие в ходе производства по делу противоречия и сомнения в виновности МУП «Водоканал Подстепки» в совершении инкриминируемого административного правонарушения не устранены, его виновность не доказана, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет отмену судебного акта с прекращением производства по делу за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу защитника Р¤РРћ2 удовлетворить.
Постановление судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 20.01.2022, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП «Водоканал Подстепки» отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Настоящее решение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке и срок, установленные статьями 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Самарского областного суда п/п Д.В. Горьков
«КОПРРЇ ВЕРНА» РїРѕРґРїРёСЃСЊ СЃСѓРґСЊРё_________________________ помощник СЃСѓРґСЊРё Ракова Р•.Р’. В«_______В»______________________ 2022 Рі. |