Дело № 33-2681/18
Судья Тутынина Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Высочанской О.Ю.,
судей Рубан О.Н., Васева А.В.
при секретаре Алиеве М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 26 марта 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Ординского муниципального района Пермского края на решение Ординского районного суда Пермского края от 25 декабря 2017 года, которым постановлено:
«Возложить на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Красноясыльская средняя общеобразовательная школа» обязанность в срок один год с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать здание Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Красноясыльская средняя общеобразовательная школа», расположенное по адресу: Пермский край, Ординский район, с. Красный Ясыл, ул. Школьная, д. 2 системой оповещения.
Обязать администрацию Ординского муниципального района выделить Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Красноясыльская средняя общеобразовательная школа» денежные средства для оборудования здания учреждения системой оповещения.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Красноясыльская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей».
Заслушав доклад судьи Рубан О.Н., пояснения представителя истца – Кузнецовой С.Н., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Ординского района Пермского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о возложении на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Красноясыльская средняя общеобразовательная школа» обязанности оборудовать здание образовательного учреждения системой оповещения в течение года с момента вступления решения суда в законную силу; просил возложить на администрацию Ординского муниципального района Пермского края обязанность выделить образовательному учреждению денежные средства для оборудования здания системой оповещения.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе администрация Ординского муниципального района Пермского края, указывая, что установленные Постановлением Правительства РФ от 07 октября 2017 года № 1235 сроки совершения действий по проведению мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов не наступили и не истекли. Доказательств того, что мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности образовательных учреждений, не будут проведены, не представлены.
Прокурором Ординского района Пермского края поданы возражения, в которых истец просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. При этом, согласно ст.38 Конституции Российской Федерации, детство находится под особой защитой государства. Приведенное взаимосвязано с положением п.3 ст.3 Конвенции о правах ребенка об обеспечении государством - участником конвенции (Российская Федерация - участник Конвенции) того, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В целях обеспечения безопасности в учреждениях для детей и в силу ч.13 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в них должны быть устроены системы телевизионного наблюдения и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Общеобразовательные учреждения - школы являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Поэтому норма об обязательности системы оповещения применима в силу п.23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 №272, (далее - Требования) в рамках предоставленных п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона от 06 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» полномочий по установлению обязательных для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий). Согласно п.23 указанных Требований, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения.
Отсутствие системы оповещения в общеобразовательных учреждениях отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в них, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данных учреждений, может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников, в силу возраста нуждающихся в особой защите.
Правило о выполнении всех требований к антитеррористической защищенности образовательных учреждений как объектов массового пребывания людей согласуется с положением п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников и посетителей учреждения. А также соответствует положениям п.7 ст.2 и ч.3.1 ст.5 Федерального закона от 06 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» о приоритете мер предупреждения терроризма и обязанности юридических лиц обеспечивать выполнение требований антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых ими для осуществления образовательной деятельности и принадлежащих им на вещном праве.
Из материалов дела следует, что Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Красноясыльская средняя общеобразовательная школа» осуществляет образовательную деятельность по адресу: Пермский край, Ординский район, с. Красный Ясыл, ул. Школьная, д. 2.
Здание школы является собственностью Ординского муниципального района и передано Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Красноясыльская средняя общеобразовательная школа» в оперативное управление.
Распоряжением администрации Ординского муниципального района № 130-р от 13 августа 2015 г. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Красноясыльская средняя общеобразовательная школа» включена в перечень мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии с пунктом 1.3 Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Красноясыльская средняя общеобразовательная школа» его учредителем и собственником является Ординский муниципальный район Пермского края. Функции и полномочия учредителя от имени администрации Ординского муниципального района Пермского края осуществляет управление образования администрации Ординского муниципального района Пермского края.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что установление системы оповещения в образовательном учреждении является обязательным мероприятием антитеррористической направленности и мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников, работников и посетителей этого учреждения.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается, так как он основан на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы администрации Ординского муниципального района Пермского края о том, что срок для установки данных систем оповещения не наступил, не принимаются во внимание судебной коллегией, поскольку установка систем оповещения является одной из форм обеспечения антитеррористической защищенности детей, что предусмотрено вышеприведённым законодательством.
Постановление Правительства Российской Федерации №1235 от 07 октября 2017 года не исключает возможность применения к спорным правоотношениям Постановления Правительства Российской Федерации №272 от 25 марта 2015 г.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п.3 ст.5 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»), к которым относится, как решение вопросов местного значения в сфере образования - обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий (п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), так и участие в профилактике терроризма и экстремизма, в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования (п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. Приказом Федерального агентства по образованию от 11 ноября 2009 г. № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» рекомендовано предусмотреть в бюджетах муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами антитеррористической защиты.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только муниципальных образовательных учреждений как титульных владельцев зданий, но и органов местного самоуправления как их учредителей и собственников имущества этих учреждений, органов, наделенных публичными функциями защиты пребывающих в нем людей от различных незаконных посягательств. Установленная ст.38 Конституции Российской Федерации обязанность приоритетного обеспечения интересов детей, в том числе в сфере обеспечения их безопасности, составляет содержание деятельности всех без исключения государственных и муниципальных органов, в полной мере реализуется вышеизложенным применением положений законодательства, регулирующего деятельность по противодействию терроризму.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных прокуратурой Ординского района Пермского края исковых требований является законным и обоснованным.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривается.
руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ординского районного суда Пермского края от 25 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ординского муниципального района Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи