Дело № 2а-1553/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 августа 2018 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Зрелкиной Е.Ю.,
при секретаре Кыныраковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай, Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП по Республике Алтай, судебному приставу-исполнителю Трашеву <И.Ю.> об уменьшении исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай обратилось в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай, Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП по Республике Алтай об уменьшении исполнительского сбора, мотивируя требования тем, что 07.05.2018 года судебным приставом-исполнителем Трашевым И.Ю. возбуждено исполнительное производство об обязании Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого фонда на территории г. Горно-Алтайска. В постановлении о возбуждении исполнительного производства приставом установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя от 28.05.2018 г. принято решение о взыскании с Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Между тем исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Истец считает, что отсутствуют виновные действия, связанные с неисполнением решения суда в установленный срок, в связи с чем просил уменьшить размер исполнительского сбора.
Протокольным определением от 02 июля 2018 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен судебный пристав-исполнитель Трашев И.Ю.
Административный истец Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, административные ответчики УФССП по РА, судебный пристав-исполнитель Трашев И.Ю. о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд представителей не направили.
Представитель МОСП по ИОИП и розыску УФССП по РА Ананьева Н.С. требования не признала, полагала, что оснований для уменьшения исполнительского сбора не имеется.
Суд, выслушав административного ответчика, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что 07 мая 2018 года в отношении Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП по Республике Алтай Трашевым И.Ю. возбуждено исполнительное производство №. Должнику предложено в течение 5 дней с момента получения копии настоящего постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
В связи с тем, что в установленный срок (в течение 5 дней с момента получения постановления) решение суда исполнено не было, 28.05.2018 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП и розыску УФССП России по РА было вынесено постановление о взыскании с Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Из содержания статьи 112 вышеназванного закона следует, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Размер исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера с должника-организации установлен в размере 50 000 руб.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П указано, что исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера.
Согласно ч.7 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В обоснование требований указано, что Администрацией г. Горно-Алтайска в рамках формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, земельный участок для строительства жилых помещений на территории г. Горно-Алтайска в 2018 году не предоставлен, отдельное строительство многоквартирного жилого дома для детей вышеуказанной категории в текущем году не предусмотрено.
При этом, административный истец не представил доказательств, свидетельствующих о реальных мерах, предпринимаемых в целях исполнения исполнительного документа, не поставил в известность судебного пристава-исполнителя о данных мерах.
Из материалов дела следует, что ни после вынесения решения суда 16 января 2018 года ни после возбуждения исполнительного производства 07 мая 2018 года, административным истцом мер к его исполнению не принималось. На момент вынесения оспариваемого постановления исполнение решения суда не было отсрочено, доказательств того, что административным истцом взыскателю ФИО1 предлагались какие-либо жилые помещения, и она от них отказалась, ни судебному приставу-исполнителю, ни суду не представлено.
Доводы должника об отсутствии достаточного финансирования, ссылки на длительную процедуру заключения государственных контрактов судом отклоняются как не подтверждающие наличие непредотвратимых и непреодолимых препятствий для исполнения решения суда.
Отсутствие необходимых субвенции из бюджета субъекта РФ не свидетельствует о наличии непреодолимой силы, данное обстоятельство к чрезвычайным и непредотвратимым не относится.
Ссылку истца на положения «Порядка формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включения и исключения жилого помещения из указанного специализированного жилищного фонда», утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 05.08.2013 N 212 нельзя расценивать как принятие административным истцом всех мер для надлежащего исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства, поскольку потребность в специализированном жилье должнику была заблаговременно известна, так как ФИО1 длительное время состоит в списке, обязанность по предоставлению жилья у административного истца возникла с момента ее совершеннолетия.
Кроме того, административным истцом не представлено доказательств соблюдения вышеуказанного Порядка, а именно: не представлено сведений о направлении в Министерство регионального развития Республики Алтай технического задания на формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в Министерство финансов Республики Алтай информацию об объемах средств республиканского бюджета Республики Алтай, необходимых для содержания и эксплуатации жилых помещений специализированного жилищного фонда на очередной финансовый год и плановый период.
При этом, не предоставление земельного участка для строительства дома, предназначенного для исполнения решения суда, само по себе не может признаваться уважительной причиной неисполнения судебного решения, так как не исключает виновность должника в неисполнении требований исполнительного документа и не может служить основаниями для уменьшения исполнительского сбора.
Поскольку в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ доказательств невозможности исполнить решение суда вследствие непреодолимой силы, административным истцом не представлено, суд отказывает в удовлетворении заявленных административных требований.
Руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай об уменьшении размера исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья Е.Ю. Зрелкина
Решение в окончательной форме принято 16 августа 2018 года