Дело № 12-64/2016
Р Е Ш Е Н И Е
09 февраля 2016 г.
Заднепровский районный суд г. Смоленска Смоленской обл. РФ, расположенный по адресу: г. Смоленск, проспект Гагарина, д. 15,
судья Дворянчиков Евгений Николаевич, при секретаре Фрейман М.А., с участием: лица, привлечённого к административной ответственности, - Павлюченкова, защитника лица, привлечённого к административной ответственности, - А, рассмотрев в качестве суда первой инстанции материалы жалобы
Павлюченкова, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, <данные изъяты> Филиала № ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» МинОбороны РФ (далее по тексту решения – Госпиталь),
у с т а н о в и л :
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным исполнявшей обязанности руководителя Территориального Управления в Смоленской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора МинФина РФ (далее по тексту – Терруправление), Павлюченков был подвергнут штрафу в размере 10000 рублей за правонарушение, предусмотренное ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Павлюченков был признан виновным в нижеследующем.
Как указано в постановлении Терруправления, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Павлюченков являлся <данные изъяты> Госпиталя, расположенного в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Госпиталем с ООО «<данные изъяты>»» (далее по тексту решения - Общество, ООО) был заключён госконтракт о диагностике и ремонте медицинского оборудования Госпиталя. Согласно контракту, в течение 10 календарных дней с момента его подписания Госпиталь был обязан перечислить Обществу аванс в сумме 29073 рубля 63 копеек; после того же, как стороны подписали бы Акт приёмки-сдачи выполненных работ, то Госпиталь был должен в течение 15 рабочих дней перечислить Обществу оставшуюся часть оплаты – 67838 рублей 46 копеек.
Впоследствии ООО предъявило Госпиталю ДД.ММ.ГГГГ счёт к оплате на общую сумму контракта – 96912 рублей 09 копеек, но при этом Акт приёмки-сдачи выполненных работ на тот момент оформлен сторонами контракта не был.
ДД.ММ.ГГГГ Госпиталь перечислил Обществу аванс в сумме 29073 рубля 63 копеек; впоследствии Общество выполнило работы, являющиеся предметом контракта, лишь ДД.ММ.ГГГГ, - что было подтверждено сторонами путём составления в ту дату Акта приёмки-сдачи выполненных работ. В связи с этим Госпиталь ДД.ММ.ГГГГ произвёл окончательный расчёт с ООО – перечислив Обществу 67838 рублей 46 копеек.
Между тем, ДД.ММ.ГГГГ Госпиталем был составлен и в установленном порядке принят бухгалтерский отчёт за 2013 год. При составлении этого отчёта в Балансе получателя бюджетных средств по коду строки № этого баланса «Расчёты по принятым обязательствам) была отражена в том числе и кредиторская задолженность Госпиталя перед Обществом в сумме 67838 рублей 46 копеек, - хотя эта задолженность и не должна бы была указываться.
Кроме того, по коду строки № того Баланса получателя бюджетных средств «Расчёты по выданным авансам» не был отражён подлежащий отражению выплаченный Обществу аванс в сумме 29073 рубля 63 копеек.
Таким образом, Госпиталем была представлена распорядителю бюджетных средств заведомо недостоверная (в вышеуказанной части) бюджетная отчётность, необходимая для исполнения бюджета бюджетной системы РФ, чем были нарушены положения ФЗ «О бухгалтерском учёте» и положения Бюджетного Кодекса РФ, а также изданных во исполнение этих федеральных законов инструкций.
Так, из положений ст. 162 Бюджетного Кодекса РФ в частности следует, что получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
составляет и исполняет бюджетную смету;
принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;
ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета);
формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.
Из положений ст. 264-1 Бюджетного Кодекса РФ в том числе следует, что бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию РФ. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов РФ.
Бюджетная отчетность включает:
1) отчет об исполнении бюджета;
2) баланс исполнения бюджета;
3) отчет о финансовых результатах деятельности;
4) отчет о движении денежных средств;
5) пояснительную записку.
Из положений ст. 3 ФЗ «О бухгалтерском учёте» (далее по тексту решения – Закон) следует, что под бухгалтерской (финансовой) отчетностью понимается информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными названным Законом; под отчетным периодом понимается период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность; под фактом хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.
В силу ст. 5 Закона, под объектами бухгалтерского учёта понимаются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Согласно ст. 9 Закона, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются (в том числе):
содержание факта хозяйственной жизни;
величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения.
Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.
Из положений ст. 10 Закона следует, что данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Для целей Закона под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки).
Согласно ст. 13 Закона, бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Во исполнение как положений ст. 264-1 Бюджетного Кодекса РФ, так и вышеуказанных положений ФЗ «О бухгалтерском учёте», МинФин РФ издал ряд приказов; так, приказом № 157н от 01.12.2010 г. утверждена Инструкция «По применению единого плана счётов бухгалтерского учёта для…государственных…учреждений…» (далее по тексту решения – Инструкция № 1).
Приказом № 191н от 28.12.2010 г. МинФина РФ утверждена Инструкция «О порядке составления и предоставления годовой…отчётности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ» (далее по тексту решения – Инструкция №2).
Содержание Инструкции № 1 и Инструкции № 2 корреспондирует вышеназванным нормам федеральных законов.
Павлюченков же – как лицо, являющееся одним из руководителей Госпиталя (<данные изъяты>) в период, когда Госпиталем была ненадлежаще исполнена вышеуказанная правовая обязанность по ведению бухгалтерско-бюджетной отчётности, и согласно своим должностным полномочиям лично ответственный за правильность оформления и ведения таковой отчётности, - в итоге был привлечён к административной ответственности как должностное лицо.
Павлюченков обжаловал данное постановление, прося суд его отменить, прекратив производство по делу.
В обоснование жалобы Павлюченков, не оспаривая существо вменяемого ему деяния, ссылался на пропуск сотрудниками Терруправления годичного срока давности привлечения Павлюченкова к административной ответственности. Кроме того, Павлюченков ссылался на малозначительность содеянного, полагая, что допущенное нарушение не повлекло существенного умаления интересов государства, и не повлекло нарушения законных прав и интересов иных юридических и (или) физических лиц.
В судебном заседании сам Павлюченков, а также его защитник, жалобу Павлюченкова поддержали в полном объёме. Помимо того, Павлюченков полагал, что так как протокол о настоящем правонарушении был составлен ранее, чем был составлен акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности Госпиталя, то и составленный протокол является процессуально недопустимым.
В связи с этим Павлюченков и его защитник просили суд отменить постановление, дав правовую оценку всем доводам лица, привлечённого к административной ответственности.
Заслушав участников процесса, исследовав копии материалов дела, суд приходит к следующему.
Сами по себе факты нарушений ведения Госпиталем финансовой отчётности, выразившиеся в отражении кредиторской задолженности Госпиталя перед Обществом в сумме 67838 рублей 46 копеек, и выразившиеся в не отражении выплаченного Обществу аванса в сумме 29073 рубля 63 копеек, и последующем предоставлении распорядителю бюджетных средств таковой финансово-бухгалтерской отчётности, не оспариваются Павлюченковым, и подтверждаются содержанием акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности Госпиталя, а также содержанием госконтракта (договора) между Госпиталем и ООО, содержанием платёжных документов об оплате Госпиталем услуг Общества по названному договору, содержанием представленного ДД.ММ.ГГГГ Госпиталем распорядителю бюджетных средств отчёта по итогам 2013 года.
Суд учёл, что из положений ч. 1 ст. 4.5. КоАП РФ следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дату настоящего правонарушения) срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения в области бюджетного законодательства – к каковым относится и настоящее деяние, - уже составлял два года, а не один год.
Потому суд не принимает доводы Павлюченкова о пропуске Терруправлением срока давности привлечения правонарушителя к административной ответственности,
Доводы Павлюченкова о якобы процессуальной недопустимости протокола о правонарушении также не принимаются судом. Так, составленный протокол удовлетворяет требованиям, установленным положениями ст. 28.2 КоАП РФ к форме и содержанию этого документа. Из положений же ст. 26.2 КоАП РФ следует, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таким образом, не имеет правового значения тот факт, что протокол о правонарушении был составлен до того, как был официально составлен акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности Госпиталя. Так, должностное лицо Терруправления имело право составить протокол о настоящем правонарушении и на основании иных доказательств, достаточных в тот момент – по мнению этого должностного лица, - для вывода о наличии в действиях Павлюченкова состава вменяемого деяния.
Оценивая доводы Павлюченкова о будто бы малозначительности содеянного, суд учитывает, что по итогам 2013 года составленные работниками Госпиталя документы содержали сведения, прямо противоречащие требованиям ст. 10 ФЗ «О бухгалтерском учёте». Так, лишь ДД.ММ.ГГГГ наступил факт хозяйственной жизни – исполнение Обществом «<данные изъяты>» своих обязательств по госконтракту (договору), - который породил у Госпиталя финансовые обязательства перед Обществом. Тем самым лишь в 2014 году у Госпиталя возникла кредиторская задолженность на сумму 67838 рублей 46 копеек.
Следовательно, отражение Госпиталем – <данные изъяты> которого непосредственно являлся Павлюченков, - этой кредиторской задолженности в отчёте за 2013 год явилось отражением мнимого объекта бухгалтерского учёта – в том понимании, каковой даётся положениями ст. 10 Закона.
Потому суд не признаёт содеянное Павлюченковым малозначительным, и не находит оснований для прекращения производства по делу в силу норм ст. 2.9 КоАП РФ.
Суд учёл, что Павлюченков сотрудником Турруправления был подвергнут штрафу в минимальном размере санкции ст. 15.15.6 КоАП РФ, установленной для должностного лица. Потому не имеется оснований для того, чтобы признать назначенное наказание несправедливым.
В связи с вышеизложенным райсуд полностью отклоняет жалобу Павлюченкова, оставляя обжалуемое постановление без изменений.
Руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.15.15.6 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░