3а-252/2021
25080000-01-2021-000336-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2021 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Внуковой О.Н.,
при секретаре Перебейносове М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Даль- Лада» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю. Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованное лицо- администрация города Владивостока, об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
АО «Даль-Лада» обратилось в Приморский краевой суд с указанным административным исковым заявлением указав, что Общество является правообладателем, на праве бессрочного (постоянного) пользования, земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6642+/-29 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание Лит.1. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Актом об утверждении кадастровой стоимости №87-п от 15.10.2020, в отношении указанного земельного участка утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2020 г. в размере 39 504 195,53 рубля, что значительно превышает рыночную стоимость, определенную в Отчёте № от 10.03.2021, выполненном оценщиком ООО «Краевой центр оценки».
Необоснованно завышенная кадастровая стоимость объекта недвижимости, приведет к нарушению прав административного истца поскольку он является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется из его кадастровой стоимости.
В судебное заседание административный истец, представитель административного истца, представители иных административных ответчиков, заинтересованного лица, своевременно и надлежаще извещённые о времени и месте судебного заседания, не явились. Ходатайств и заявлений не поступало, о причинах неявки суд не располагает.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности, что также следует из абзацев 1 и 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135- ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В суде установлено и подтверждается материалам дела зарегистрированное 13.07.1995 года, на основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от 13.07.1995 г. №, право бессрочного (постоянного) пользования административного истца на объект недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6642+/-29 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание Лит.1. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13.07.1995 сделана регистрационная запись.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю № от 23 марта 2021 года в отношении земельного участка с кадастровым номером №, постановлением министерства земельных и имущественных отношений Приморского края от 15 октября 2020 года № 87-п утверждена кадастровая стоимость в размере 39 504 195,53 рубля, которая определена по состоянию на 01 января 2020 года, сведения о данной кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 22 января 2021 года.
Обращаясь в суд с ввышеназванным административным иском административный истец указал на несоответствие определённой в установленном порядке и внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ему на праве бессрочного (постоянного) пользования землей, его рыночной стоимости, что нашло своё подтверждение при рассмотрении дела.
Так рыночная стоимость земельного участка существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав административного истца, поскольку он является плательщиком земельного налога, налоговая база которого определяется исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Согласно абзацам 22 и 24 статьи 24 Л 8 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, части 2 статьи 246 КАС РФ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта оценки, а также могут прилагаться иные документы.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен в Отчёт № от 10.03.2021, выполненном оценщиком ООО «Краевой центр оценки», из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6642+7-29 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание Лит.1. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, по состоянию на 01 января 2020 года составляет 18 916 000 рублей.
Отчёт соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Оценка рыночной стоимости земельного участка произведена оценщиками имеющим необходимое образование, специальность, стаж работы в области оценочной деятельности; указанный отчёт отвечает признакам допустимости доказательств, предусмотренных статьёй 84 КАС РФ, Оценщиком составлено описание объекта оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого земельного участка, в частности, его площади, видов разрешенного использования; другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость. В отчёте подробно описан процесс оценки объекта недвижимости, проведен анализ полученных величин стоимости объектов-аналогов, расчет стоимости земельного участка. В отчёте содержатся ссылки на источники используемой информации, копии материалов и распечаток, таблицы, описания расчетов, сами расчеты и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиками.
Доказательств несоответствия отчёта требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также данных об иной рыночной стоимости спорного земельного участка административными ответчиками, заинтересованным лицом не представлено, ходатайств о проведении судебной оценочной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельного участка ими не заявлялось.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, учитывая, что административным истцом возложенная на него обязанность по представлению доказательств рыночной стоимости объекта недвижимости выполнена, а административными ответчиками и заинтересованным лицом не доказано, что представленный административным, истцом отчет имеет недостатки, которые могли повлиять на результаты итоговой величины оцениваемого объекта недвижимости, принимая во внимание, что данных об иной рыночной стоимости объекта, которые действительно могли бы поставить под сомнение достоверность отчета, отсутствуют, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлялось, суд приходит к выводу о том, что итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:329, подлежит признанию достоверной для установления кадастровой стоимости на основании представленного отчета.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:329 равной его рыночной стоимости в размере 18 916 000 рублей по состоянию на 01 января 2020 года.
В силу разъяснений, приведённых в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 15 февраля 2021 года.
Руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление акционерного общества «Даль- Лада» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6642-+/-29 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание Лит.1. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, по состоянию на 01 января 2020 года равной его рыночной стоимости в размере 18916000 рублей.
Датой подачи административного искового заявления считать 15 апреля 2021 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.И. Внукова |